Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 327
ФСИН России
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ
В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
Хабаровск
2024 г.
Данные методические рекомендации предназначены для построения модели дуального обучения в образовательных учреждениях пенитенциарной системы.
Автор:
мастер производственного обучения
ФКП ОУ № 327 ФСИН России – Андрианова Елена Васильевна
Введение
Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» был одобрен решением Наблюдательного совета под председательством Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина14 ноя-бря2013 года
Дуальная система подготовки кадров – это практикоориентированная основная профессиональная образовательная программа начального профессионального и среднего профессионального образования, совместно реализуемая образовательным учреждением и базовыми предприятиями в рамках образовательного кластера
Раздел I. Цель реализации проекта
Совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов
Основные задачи
Разработка, апробация, внедрение и распространение моделей дуальной системы образования в пилотных регионах.
Разработка моделей участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, а также моделей и форматов сетевого взаимодействия образовательной организации и предприятия в подготовке кадров.
Ожидаемые результаты от внедрения дуальной модели профессионального образования
Профессиональное образование, ориентированное на реальное производство.
Развитие системы прогнозирования потребности в кадрах.
Увеличение уровня финансирования образования со стороны предприятий.
Вариативность индивидуальных образовательных программ.
Развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров.
Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.
Раздел II. Основные аспекты дуальной модели образования
«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной(дуальной) модели обучения»
Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования
Первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций)
преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.
Дуальная модель образования подразумевает вовлечение в систему профессионального образования организаций работодателя в качестве провайдеров образовательных услуг.
Дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие образовательного учреждения с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации
Сегодня дуальное обучение (образование) является самым перспективным направлением в подготовке специалистов для пенитенциарной системы, ориентированных на стандарты качества, как выпускаемой продукции, так и квалификации кадров.
Раздел III. Факторы дуальной модели обучения:
Во-первых, учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. То есть обучающиеся в учебных аудиториях изучают, прежде всего, то, что им непосредственно понадобится на производстве, на основании чего полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Работодатели на основе своих потребностей в специалистах, обладающих не только определенной профессиональной подготовкой, но и определенными социальными и психологическими качествами, формируют конкретный заказ образовательным организациям.
Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций.
Во-вторых, будущий специалист получает реальные профессиональные умения и компетенции на рабочем месте; получает возможность проходить практику на рабочем месте и выполнять рабочие задания.
Таким образом, будущий специалист подготовлен к выполнению трудовых функций и максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе. Находясь в составе производственного коллектива, будущий специалист усваивает нормы корпоративной культуры именно того предприятия, на котором будет работать
В-третьих, находясь в составе производственного коллектива, будущий специалист усваивает нормы корпоративной культуры именно того предприятия, на котором будет работать.
В-четвертых, продолжительная работа обучающихся-практикантов на предприятии позволяет выявить их сильные и слабые стороны.
Раздел IV. Нормативно-правовая база
«Положение о производственной практике»
В положении о производственной практике могут быть описаны условия организации учебных рабочих мест на базовом предприятии, статус обучающихся, находящихся на практике, порядок выплаты заработной платы обучающимся. Также в положении могут быть разграничены зоны ответственности образовательной организации и базового предприятия.
«Положение о производственном экзамене»
В этом документе образовательных организаций определена цель производственного экзамена– оценка качества подготовки обучающихся в образовательной организации, а также соответствия полученных компетенций профессиональным стандартам или квалификационным требованиям работодателей, предусмотренным образовательными программами с использованием дуальной формы обучения. Производственный экзамен может проводиться как по итогам производственной практики по профессиональному модулю, так и по итогам обучения по всей основной профессиональной образовательной программе. Для проведения производственного экзамена создается квалификационная комиссия, состоящая из представителей работодателей, не имеющих отношения к обучению выпускников.
Раздел V. Модель организации разработки основной профессиональной образовательной программы
Роль преподавателя, мастера производственного обучения, наставника на производстве подразумевает не только передачу информации. Они выступают в роли консультанта и контактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. Их основная задача – структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. Для обучающихся должны быть подготовлены задания, которые составляются с учетом пройденного материала, а также предоставляется необходимое оборудование и расходные материалы. Так как обучающимся предстоит научиться самостоятельно получать информацию, необходимо проводить беседы с ними, в которых обсуждается пройденный материал и его использование на практике.
При обнаружении ошибок в планировании необходимо с помощью наводящих вопросов указать на них. Важной частью обучения является демонстрация способов выполнения новых для обучающегося операций, а затем контроль их выполнения. После выполнения задания необходимо провести с обучающимся беседу, посвященную анализу результатов проделанной работы. Обучающимся предлагается сообщить о сложностях, с которыми пришлось столкнуться, и о том, что они сделают по-другому в будущем. Параллельно выявляются «слабые места» в подготовке обучающегося. В дальнейшем в ходе постоянного процесса совершенствования умений, обучающегося на эти моменты следует обращать отдельное внимание, используя рекомендованные методики.
Основная цель обучения по дуальной системе– самостоятельное выполнение профессиональных задач после окончания обучения. В связи с этим весь процесс обучения направлен на то, чтобы выпускники могли планировать, выполнять и оценивать свою профессиональную деятельность. Цели программы обучения и отбор содержания подчинены интересам профессии и тесно связаны с ней. Дидактические принципы составляют ориентированную на трудоустройство концепцию обучения. Она может быть реализована разными методами, но главный принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности (формирование «компетенции действия»). Компетенция действия может быть приобретена только посредством деятельности.
Раздел VI Организация производственной практики
Производственная практика организуется в производственных подразделениях предприятия. Предприятие во время нахождения обучающихся на производстве обеспечивает их средствами обучения и расходными материалами.
За каждым студентом закрепляется наставник – наиболее квалифицированный специалист предприятия, прошедший педагогическую подготовку и осуществляющий:
Передачу личного профессионального опыта.
Формирование общих и профессиональных компетенций, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы.
Мобильную корректировку профессиональных компетенций обучающихся.
Обеспечение оптимального использования времени и ресурсов.
Повышение мотивации обучающихся к установлению длительных трудовых отношений с предприятием.
Приобщение обучающихся к корпоративной культуре предприятия.
Обучение на рабочем месте осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным планом, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса
При реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии, учебная практика и производственная практика проводится образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей;
Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням(неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Раздел VII Оценка профессиональной квалификации
профессиональной квалификации – подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта.
И
тоговая аттестация
Квалификационные экзамены