Тема: Методические рекомендации по введению ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Министерство образования Иркутской области 06.09 направило разъяснения Министерства просвещения Российской Федерации по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в 2023-2024 учебном году с учетом внедрения с 1 сентября 2023 года федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ для использования в работе.

Нам нужно обратить внимание на следующее.

Первое, что есть в рекомендациях, это нормативно-правовая база для реализации ФАООП.

 

Структура ФАООП

ФАООП состоят из трех разделов:

целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;

содержательного, который включает основные программы, ориентированные на достижение образовательных результатов реализации ФАООП;

организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы.

В структуре каждой ФАООП представлены федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы, а также программа коррекционной (коррекционно-развивающей) работы.

Указанная структура ФАООП соответствует требованиям ФГОС к структуре основной образовательной программы и предусматривает, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями АООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАООП.

Особенности ФАООП УО Зачисление на обучение по АООП УО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.

ФАООП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации.

Образовательная организация может создавать для каждой категории два варианта АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП УО) – варианты 1 и 2.

Вариант 1 адресован обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 – обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Срок освоения варианта 1 ФАООП УО составляет от 9 до 13 лет. Выделено три этапа реализации варианта 1 ФАООП УО:

I этап – 1-4 классы и дополнительный класс; II этап – 5-9 классы;

III этап – 10-12 классы (направлен на углубленную трудовую подготовку и является необязательным).

Срок освоения варианта 2 ФАООП УО составляет 13 лет. Выделено три этапа реализации варианта 2 ФАООП:

I этап – 1-4 классы, включая 1 дополнительный класс;

II этап – 5-9 классы;

III этап - 10-12 классы.

На основе варианта 2 АООП УО для каждого обучающегося создается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Образовательные организации разрабатывают АООП УО в соответствии с ФГОС УО и ФАООП УО.

При разработке АООП УО образовательной организации необходимо соблюдать следующие требования Федерального закона об образовании:

Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями АООП УО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАООП УО.

Образовательные организации в обязательном порядке при реализации варианта 1 АООП УО непосредственно применяют федеральные рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Чтение» на I этапе обучения по АООП; «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)»,

География», «Мир истории», «История отечества» на II этапе обучения;

«Русский язык», «Литературное чтение», «Обществоведение» на III этапе обучения. При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации изучения предмета.

При разработке учебного плана на II и III этапе обучения образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не предусмотрено непосредственное применение, в пользу изучения иных учебных предметов, профильного трудового обучения, изучения родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.

Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, при реализации варианта 1 ФАООП УО могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих адаптированных основных общеобразовательных программ ФАООП УО, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

При разработке новой АООП УО или внесении изменений в АООП УО образовательной организации, необходимо обратить внимание на следующее:

при составлении учебного плана и календарного учебного графика необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20;

ФГОС УО применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Соответственно, обучение лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленных на обучение ранее 1 сентября 2016 г., не может регулироваться положениями ФГОС УО. До завершения их обучения оно организуется по образовательным программам, разработанным в соответствии с учебными планами, утвержденными приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п, а также в соответствии с ФАООП УО (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11 января 2023 г.

№ АБ-25/07).

Изменения в АООП образовательных организаций

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона 371-ФЗ основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные, всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФАООП не позднее 1 сентября 2023 года.

Обеспечение учебниками

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона об образовании обучающимся, осваивающим АООП НОО, АООП ООО, АООП СОО, АООП УО, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях реализации АООП НОО, АООП ООО, АООП СОО, АООП УО используют:

учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия, в том

числе

специальные,

включенные в

федеральный

перечень

учебников

31

;

учебные

пособия,

выпущенные

организациями,

входящими

в

перечень

организаций,

осуществляющих

выпуск

учебных

пособий,

которые

допускаются

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования32.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно определяет список учебников, а также учебных пособий, необходимых для реализации образовательных программ33.

Методическая поддержка внедрения ФАООП

На сайте «Института коррекционной педагогики», который обеспечивает научно- методическое сопровождение обновления программно-методического обеспечения общего образования обучающихся с ОВЗ, уже появились проекты рабочих программ по учебным предметам федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Контакты ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (https://ikp-rao.ru/frc-ovz/): г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, к. 1, консультационная помощь по вопросам реализации АООП оказывается по адресу электронной почты aoop@ikp.email.

Вопросы я уже задавала, и получила такие ответы:

Сколько структурных компонентов должна содержать рабочая программа по учебному курсу, раньше их было семь по ФГОС, а по ФАООП их три? Должен ли учитель составлять свою рабочую программу по предмету?

Обязательными  являются три компонента   рабочей программы - содержание обучения по предмету, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование, также рекомендуется разрабатывать  раздел "Пояснительная записка". По каждому учебному предмету учителем должна быть составлена рабочая программа.

Календарно-тематическое планирование учителя по ФООП разрабатывают в методическом конструкторе, как быть учителю по АООП?

 Календарно-тематическое планирование по учебным предметам АООП учитель разрабатывает самостоятельно.

Почему на сайте ИКП проекты программ, они будут меняться?

На сайте ИКП представлены проекты рабочих программ. Они могут быть изменены по результатам обсуждения и апробации. На сайте представлена форма обратной связи, через которую заинтересованные специалисты могут направлять свои предложения по доработке.