Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
?Станция детского технического творчества? г. Оренбурга











Тема 

?Технология развивающих игр?










                                                             Подготовила:
                                                                      Никитина Тамара Александровна, 
                                                                        Педагог-организатор             
                                                                     1 квалификационной    категории   
 











г. Оренбург, 2024г.


         Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством
разнообразных форм общения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения обучающих технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. И здесь важна роль педагога, которая должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. 
            Принципиальная  педагогическая  установка  учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при  котором  предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования  всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера  и воли  к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.???????? Благодаря отсутствию в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
???????????? Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.?
???????? Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению?игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то ?предметного? результата. Постоянное и постепенное усложнение игр (?по спирали?) позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития. Название отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х.Кюизенера, лабиринты, головоломки и т.д. Обратимся к некоторым из них далее. 
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки. Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа,  абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции ?не?, ?и?, ?или?. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками  развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая  карточки, которые ?рассказывают? о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые ?рассказывают? о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. 
Палочки Х.Кюизенера. С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном нагляднодейственного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. 
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм Никитина относятся игра ?Уникуб?, ?Сложи квадрат?, ?Дроби?, ?Кубики для всех?, ?Сложи узор?. Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости. 
При этом, если ребѐнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своѐм развитии детей, так и на одарѐнных, при этом темпы их движения по программе будут разными. Предполагаемый результат - развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Наряду с традиционными формами работы – ?занимательным делом? используются и нетрадиционные:
 А) Непосредственная образовательная деятельность в форме игры. Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта. 
Б) Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия. Строится на последовательном ?передвижении? детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в ?путешествиях? (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность. 
В) Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы. Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа ?да? или ?нет?, наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу.
 Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения. При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.  Создание предметно-развивающей среды. Работа организуется в специально отведенном кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним. Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного мониторинга развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам мониторинга можно судить об изменениях в развитии  в тот или иной возрастной период.



Приложение 1
Развивающие игры для?детей?8?лет
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-na-kartinke-oranzhereja
Развивающие занятия нравятся всем детям, если проводить их в?занимательной игровой форме. С?ЛогикЛайк даже непростые познавательные и?обучающие задания превращаются в?игру.
LogicLike — РАЗВИТИЕ В?ИГРОВОЙ?ФОРМЕ!
2500 интересных заданий
Игры на логику для?детей 8?лет
Логические игры и задания от ЛогикЛайк помогают развивать навыки анализа, учат сравнивать, обобщать и классифицировать, находить закономерности и выстраивать умозаключения.
HYPER13 HYPERLINK "https://logiclike.com/2.0/start?page=igry-zadaniya-8-let&intent=logicheskie-zadachi" HYPER14
Логические задачи
HYPER15 Наведи порядок
Головоломки со?спичками
Множества
Математические игры
Посчитай кубики
Вставь цифру или знак
Продолжи закономерность
Умный счёт
Занятия должны быть интересными?
Семи-восьмилетний возраст может во многом стать определяющим для подрастающего ребёнка. Слишком простые для способного ученика школьные задания в 1-2 классе нередко снижают познавательный интерес.
Самое время задуматься и порассуждать вместе с вашим ребёнком:
о том, какие школьные предметы ему нравятся, и чем бы он хотел их дополнить;
о его интересах, мечтах, что ему нравится делать сейчас и чем он хотел бы заниматься, когда вырастет;
какие навыки и способности точно пригодятся в жизни, какие могут стать фундаментом для успеха в учёбе и карьере.
На платформе LogicLike.com мы?объединили лучшие задания и головоломки в пошаговый курс развития логического и математического мышления.
Игры на внимание и память
Игры с фигурами
Игры с цифрами
Загадки для внимательных
Познавательные и?обучающие?игры
Простые загадки и?вопросы
Хитрые загадки
Угадай по?описанию
Король на охоте
Адреса предметов (координаты)
Развивающие занятия на каждый день
Привычную для ребёнка онлайн-среду важно разбавлять правильными офлайн-активностями. Полезно объяснить ребёнку, что развиваться нужно всесторонне и целеустремленно. Хорошо, если получится выстроить день школьника таким образом, чтобы он включал не только учебу и отдых.
Для гармоничного развития постарайтесь добавить ежедневный спорт, посильные 2-класснику задачи по уходу за собой и помощь родителям. Вот несколько идей для гармоничного развития 8-летнего ребёнка:
Проводить на свежем воздухе по 2-3 часа в день: активные подвижные игры, спокойные прогулки.
Домашние дела, ежедневные и еженедельные обязанности пойдут на пользу.
Среди наиболее полезных развивающих игрушек в этом возрасте: пазлы и головоломки, конструкторы, наборы для творчества и для научных экспериментов.
Рекомендуемый режим?занятий на?ЛогикЛайк?для?детей 8?лет: 20-30?минут в?день, 2-3?раза в?неделю.
?
?
Логика (7–8 лет)
          Вспомним знакомую с детства сценку. Мальвина говорит Буратино: ?У вас в кармане два яблока?. ?Врете, ни одного…? — отвечает озорной деревянный мальчишка. Эта сценка в полной мере отражает возрастную особенность детского мышления, а именно конкретность. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий смысл — одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика. Однако к моменту поступления в первый класс образное мышление детей перестает быть сугубо конкретным и ситуативным. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребенок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета (план, макет, простейший чертеж). Дети начинают понимать и условные изображения значительно более абстрактных взаимосвязей: отношений между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядно-условные отображения основных закономерностей внутри учебного материала. Начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Этот вид мышления окончательно формируется только в подростковом возрасте (13–14 лет) и является ведущим у взрослого человека.?
Процесс отвлечения в возрасте 7–8 лет совершается не только при восприятии ряда предметов, но и под влиянием словесных описаний и объяснений. Однако ребенок все еще находится в плену образов конкретных предметов. Зная из опыта, что железные предметы тонут в воде, он говорит, что гвоздь утонет, но этот вывод он подкрепляет не общим положением (?Все железные предметы тонут?), а ссылкой на единичный случай: ?Я сам видел, как гвоздь тонул?.
Об активности мышления детей красноречиво говорят их многочисленные вопросы, в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: ?Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан?? и т.д. Мысль почемучки теперь направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.
В протекании мыслительного процесса также выступает наметившийся еще у пяти-, шестилетних детей способ мышления методом ?короткого замыкания?. Ребенок не анализирует всю задачу в целом (житейскую, орфографическую или математическую), т.е. не выделяет всех ее условий, всех данных и не видит связи между ними. Он выхватывает какое-то одно условие и устанавливает прямую связь с любым другим условием или с заданным вопросом. Так, отгадывая загадку ?Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу?, первоклассник часто отвечает, что это учительница. Фразы ?Я все знаю, всех учу…? достаточно, чтобы найти решение, т.е. подставить знакомый образ. И хотя дальше следует дополнение — ?…но сама всегда молчу?, — т.е. налицо как будто прямо противоположное условие найденной отгадке, ребенок просто отбрасывает это условие.
Поступление в школу меняет содержание деятельности детей. Значительно расширяется круг предметов и явлений, о которых они должны думать, повышаются и требования к самим процессам мышления. Преподаватель учит детей внимательно следить за ходом рассуждения, точно выражать мысли в словах, сначала думать, а потом делать что-либо и пр. Хотя мышление младших школьников в целом остается еще конкретно-образным, элементы абстрактного мышления выражены все заметнее. Дети могут мыслить на уровне общих понятий о том, что им хорошо известно, о знакомых животных, растениях, людях и их труде.
Темп развития мышления детей школьного возраста в значительной мере зависит от того, как их обучают. Опытное обучение младших школьников по специальным программам повышенной трудности доказывает, что уже у детей 7–8 лет способность к отвлеченному рассуждению и последовательному выполнению умственных действий достаточно высока. Применение научно разработанных методов обучения детей убыстряет развитие мышления.?
          Таким образом, в формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учебной деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие умственных способностей учащихся.
Однако для активизации и развития мыслительной деятельности детей бывает целесообразно использовать неучебные задания, которые в целом ряде случаев оказываются для школьников более привлекательными. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки. Пусть ребенок отгадывает загадки и придумывает их сам. Знакомьте его с пословицами, но не в абстрактной форме, а применительно к жизненной ситуации (например, если ребенок разбросал игрушки, скажите: ?Любишь кататься — люби и саночки возить?, и объясните обобщенный смысл пословицы).
Сделайте занятия по развитию мышления ребенка не только полезными, но и увлекательными. 
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-na-kartinke-oranzhereja
Приложение 1

Подборка игр, которые можно использовать на занятиях для развития  логического мышления.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Количество игроков:?любое????????
Дополнительно:?предметные картинки
Каждому игроку раздается по две карточки. Задача каждого игрока за определенное время (которое обговаривается заранее) придумать изобретение, используя предметы на карточках.
Например, из карточек с изображением стула и будильника можно придумать вещь, на которой можно сидеть, но которая могла бы разбудить человека в нужный момент.
Игроки делают наброски своих изобретений на бумаге и готовят речь для защиты изобретения. Выигрывает тот участник, который к концу игры наберет большее количество изобретений.

ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ
Количество игроков:?любое????????
Дополнительно:?нет
Задаются два предмета, например, ?лопата? и ?автомобиль?. Надо назвать предметы, являющиеся как бы ?переходным мостиком? от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами.
Например, в нашем случае это могут быть ?экскаватор? (с лопатой сходен по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), ?рабочий? (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля) и др.
Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто дал наибольшее число четко аргументированных вариантов решения.

БИНОМ
Количество игроков:?любое????????
Дополнительно:?ручки и бумага по количеству участников
Играющим предлагается написать на листке два столбика, из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных. Затем для каждой из четырех пар слов — по одному слову из каждого столбика — нужно придумать некоторые связывающие их ассоциации. Чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Например, если придуманы слова ?кошка? и ?лампочка?, то ассоциации могут быть такими:
— кошка греется под лампочкой;
— у кошки усы, как спираль у лампочки;
— кошка круглая и теплая, как лампочка;
— глаза у кошки горят, как лампочки;
— форма головы у кошки напоминает лампочку.
Дается пять минут на выполнение задания. Затем нужно просуммировать все ассоциации по каждой из четырех пар. Обсуждаются самые интересные ассоциации, выбирается самый выдающийся мастер ассоциации.

ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ
Цель: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать сообразительность, мышление, речь.
Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.
Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих. – ?Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры: нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка ,расскажет почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.
Чаще всего дети находят предметы похожие по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например ,взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.
- Чем похожи ложечка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. – Конечно, они не похожи.
Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.
Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

В ЧЕМ ОШИБКА?
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений:
- ?ваза хрустальная, а стакан легкий;
- зебра полосатая, а леопард злой;
?- холодильник белый, а ковер мягкий;
- огурец зеленый, а яблоко растет на дереве