МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ?Сызранский политехнический колледж? Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Общего гуманитарного и социально-экономический цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность Сызрань, 2024 Составитель: Кузнецова И.А., преподаватель иностранного языка ГБПОУ ?СПК? Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ?СПК? по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя различные виды внеаудиторной самостоятельной работы, указания по их выполнению, контрольные вопросы и формы контроля. Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по предмету ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК созданы Вам в помощь для работы. Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования. В результате освоения предмета ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Вы должны уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. В результате изучения учебного предмета дисциплины ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК обучающийся должен знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК): ОК 1. Понимать сущность и общественную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Внимание! Если в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий. Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета. Желаем Вам успехов!!! Тематический план Наименование раздела и темы Кол-во часов на внеауд. сам. раб. Вид внеаудиторной самостоятельной работы Форма контроля Раздел 1 Профессиональная деятельность человека 8 Тема 1.1 Описание человека 4 Подготовка перевода текста. Самоотчет Тема 1.2 Моя будущая профессия 4 Подготовка перевода текста. Самоотчет Раздел 2 Развивающий курс 20 Тема 2.1 Повседневная жизнь, условия жизни, учебный день, выходной день 4 Составление плана ответа. Подготовка информационного сообщения. Подготовка перевода текста. Самоотчет Тема 2.2 Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни 4 Составление глоссария. Подготовка перевода текста. Составление кроссворда. Самоотчет Тема 2.3 Город, деревня, инфраструктура 2 Подготовка сообщения Составление теста Составление плана ответа Самоотчет Тема 2.4 Досуг 2 Составление глоссария. Подготовка перевода текста. Составление ответов на вопросы. Самоотчёт Тема 2.5 Новости, средства массовой информации 2 Чтение и перевод текста Подготовка сообщения . Самоотчет Тема 2.6 Природа и человек (климат, погода, экология) 2 Составление глоссария. Выполнение упражнений. Составление плана ответа. Подготовка информационного сообщения. Самоотчет Тема 2.7 Образование в России 2 Подготовка перевода текста. Выполнение упражнений. Составление глоссария Составление плана ответа Самоотчет Тема 2.8. Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники 2 Подготовка сообщения Составление плана Чтение и перевод текста Самоотчет Итого: 28 Раздел 1 Профессиональная деятельность человека Тема 1.1 В мире профессии Задание 1. Подготовьте чтение текста на тему ?Описание друга/родственника/знакомого. I have got a friend. His name is Tom. He is 16.He is neither tall nor short. He is thin. His face is round, his eyes are blue. His hair is short and fair. My friend is a student. He studies well. His favorite subjects are English and Maths. Tom is a faithful friend. I like to spend free time with him. We go for walks, read and discuss books together, go to the cinema. Tom is fond of playing chess. He pays a lot of attention to this game. In the evening if we have time, he comes to see me and teachers me to play chess. I think we are true friends. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,4] Дополнительная литература: [1,2,3,4] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: текст зачитывается на уроке. Методические рекомендации по чтению текста: см. Приложение 1 Задание 2. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте глоссарий по теме ?Описание людей: друзей, родных и близких и т.д. (внешность, характер, личностные качества)? (10-12 терминов) Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [1,2,3,4] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: глоссарий оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению глоссария: см. Приложение 2 Задание 3. Составьте ответы на вопросы по теме ?Описание людей: друзей, родных и близких и т.д. (внешность, характер, личностные качества)? 1. How old is Lena? 2. Does she wear spectacles? Describe her appearance. 3. Does she do well at school? 4. What unbreakable rule has she? 5. What books is she fond of reading? 6. Does Lena go in for sports? 7. Is she a member of the school basket-ball team? 8. Why is it a pleasure to watch her playing basket-ball? 9. Is Lena a sunny soul by nature? What makes you think so? 10. Has she an imagination? Prove it. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: ответы оформляются в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению ответов на вопросы: см. Приложение 3 Задание 4. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, подготовьте информационное сообщение на тему ?Описание людей: друзей, родных и близких и т.д. (внешность, характер, личностные качества)?. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,4] Дополнительная литература: [1,2,3] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: информационное сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 4. Задание 5. Используя слова и выражения на тему ?Описание людей: друзей, родных и близких и т.д. (внешность, характер, личностные качества)? составьте интервью. former school-mates — бывшие школьные друзья bosom, friend — закадычный друг to be pretty in one's own way — быть по-своему красивым burn-up — курносый frecles — веснушки forehead — лоб plain — некрасивый to do well at school — хорошо учиться в школе to be fond of — любить, нравится plain books — художественные книги to be of great help — быть очень полезным, нужным to be at hand — быть под рукой to go in for sports — увлекаться, заниматься спортом terribly — ужасно Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [1,5,6,14] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: интервью оформляются в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению интервью: см. Приложение 6 Тема 1.2 Моя будущая профессия Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте анкеты с целью выявления интереса к будущей профессии Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [1,5,6,14] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: анкета оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению анкеты: см. Приложение 7 Задание 2. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, подготовьте информационное сообщение на тему ?Межличностные отношения дома, в учебном заведении, на работе? Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [1,5,14] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: информационное сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 4. Задание 3. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте кроссворд на тему ?Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни?. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1] Дополнительная литература: [1,5,6,9] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: кроссворд оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению кроссворда: см. Приложение 8 Задание 4. Подготовьте перевод текста на тему ?Межличностные отношения дома, в учебном заведении, на работе?. The Word "communicate " has a long history. It has come to English language like many words from Latin. Being at home or on the job we constantly communicate with our family, our friends or со - workers. Every time we must show politeness and respect, the ability to cooperate. At home or on the job we value relationship and harmony, we try to maintain peace in a group. We believe in luck and prepare for positive results. We are happy to give advice on any problem and share our Knowledge with our friends and со - workers. Every - where we express friendship and care about the people. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке перевода текста: см. Приложение 9 Раздел 2 Развивающий курс Тема 2.1 Повседневная жизнь, условия жизни, учебный день, выходной день Задание 1. Составьте план ответа по теме ?Повседневная жизнь, условия жизни, учебный день, выходной день? Usually I get at 7 o clock on week-day. I do my bed and open the windows. Sometimes I do my morning exercises, but not always. Then I go to the bathroom. There I wash myself and clean my teeth. Sometimes I take a shower. After that I go back to my bedroom, dress myself and brush my hair. In five minutes I am ready for breakfast. I usually have a cup of tea or coffee and a sandwich. After breakfast I take my bag, put on my coat and go to the college. I live not far from my college and it takes me only ten minutes to walk there. I am never late for the first lesson because I come to the college a few minutes before the bell. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: план ответа оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению плана ответа: см. Приложение 10 Задание 2. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, подготовьте информационное сообщение по теме ?Повседневная жизнь, условия жизни, учебный день, выходной день? Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [7,8,10] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: информационное сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 4. Задание 3. Подготовьте перевод текста на тему ?Повседневная жизнь, условия жизни, учебный день, выходной день?. I get up at a quarter to seven. I jump out of bed, switch on the radio and do my morning exercises to the radio music. Then I go to the bathroom, wash myself and clean my teeth with, a tooth-brush. This does not take me much time, not more than ten or fifteen minutes. Then I dress and sit down to table to have my breakfast. I usually have a cup of tea or coffee, an egg and bread and butter. After breakfast I go to the technical school. As I live far away, I go by bus or by metro. It takes me more time to go by bus. If I have little time, I go by metro. My lessons begin at 9 o'clock. We have six lessons every day. At a quarter to one we have a lunch hour. As I cannot get home for lunch, I take it at the diningroom of our technical school. For lunch I have meat or fish with potatoes and a cup of strong tea or coffee with a pie. At ten minutes to three the lessons are over, and I go home. When I get home from the technical school, I have dinner. My dinner usually consists of three courses. For the first course I have some soup, then some meat or fish. For dessert I have stewed fruit or ice-cream. After dinner I help my mother to wash up the dishes. Then I do my lessons. This usually takes me about two hours. At eight or nine о'clock I have supper. I have some salad, a slice of sausage and bread, sour milk or cereal. In the evening I listen to the radio or watch TV. If the programme is not interesting, I go to the cinema or to the theatre. Sometimes, I go for a walk with my friends. We talk about different things and usually have a good time. At 11 o'clock I go to bed. Форма отчетности: перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке перевода текста: см. Приложение 9 Тема 2.2 Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте глоссарий по теме ?Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни? (10-12 терминов) Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [7,11,12] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: глоссарий оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению глоссария: см. Приложение 2 Задание 2. Подготовьте перевод текста на тему ?Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни? People all over the world are fond of sports and games. Sport makes people healthy, keeps them fit, more organized and better disciplined. It unites people of different classes and nationalities. Many people do sports on their personal initiative. They go in for skiing, skating, table tennis, swimming, volley-ball, football, body-building, etc. All necessary facilities are provided for them: stadiums, sport grounds, swimming pools, skating rinks, skiing stations, football fields. Sport is paid much attention to in our educational establishments. Gymnastics is a part of children's daily activities in the kindergartens. Physical culture is ч compulsory subject at schools and colleges. Professional sport is also paid much attention to in our country. In city, where I live, there are diferent sporting societies, clubs and complexes. Practically all kinds of sports are popular in our country, but football, gymnastics and tennis enjoy the greatest popularity. As for me, I go in for table tennis (ping-pong). It needs mobility, liveliness and much energy. It keeps a person in a good form. I have been playing tennis for five years, but the more I play, the more I like it. I get a real joy taking part in competitions or simply playing with my friends. Sometimes, I go to tennis courts. Certainly, there's a great distance between my manner of playing and such favourites as Jim Courier, Stephan Edberg, Pete Sampras, Boris Becker, Per Korda, but I do my training with great pleasure and hope to play as well as our best players do. Форма отчетности: перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке перевода текста: см. Приложение 9 Задание 3. Разгадайте кроссворд на тему ?Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни?. ACROSS physically or mentally ill; not well or healthy a feeling of physical suffering caused by injury or illness physically healthy and strong physically strong and not likely to become ill or weak a common illness that makes it difficult to breathe through your nose and often makes your throat hurt a medical condition that makes you very unhappy and anxious and often prevents you from living a normal life an illness which affects your bronchial tubes and makes you cough an illness which affects a person, animal, or plant DOWN 1. a pain in a tooth able to pass a disease from one person, animal or plant to another the kind and amount of food that a person eats for a certain reason (such as to improve health or to lose weight) a special building or room that has equipment for doing physical exercise 10. physical activities that you do in order to stay healthy and Across 2. sick 4. pain 5. fit 7. headache 9. healthy 11. cold 14. depression 15. bronchitis 16. disease Down 1. toothache 3. infectious 6. diet 8. gym 10. exercise 12. diagnosis 13. virus Форма отчетности: кроссворд оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по выполнению упражнения: см. Приложение 12 Тема 2.3 Город, деревня, инфраструктура Задание 1. Прочитайте и переведите текст на тему ?Город, деревня, инфраструктура?. The majority of Americans live in or near large cities, but small living-town is still widespread. A suburb (a small community near a big city) offers the advantages of safer, more intimate small-town life with the recreational and cultural activities of the big city nearby. For the typical American family, home may be at different place every five or six years. Most moves relate to new job opportunities, but sometimes the American pioneering spirit and desire for adventure inspire the move. About two-thirds of Americans live in homes or apartments that they own. But many people rent their living quarters. Some high-rise apartments are very expensive and elegant, but many are built for moderate or even law-income families. Many apartment buildings are condominiums or cooperative apartments, which means that each family owns the unit it lives in. More than 10 million Americans live in mobile homes, living quarters built on wheels. They can be moved, but are generally brought to a site that becomes more or less permanent. Then the wheels are removed and the home is attached to the ground. Because they cost less than conventional homes, mobile homes are especially popular with young couples and retired couples with a limited incomes. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: текст зачитывается на уроке, перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке текста к чтению и переводу: см. Приложение 1, 9 Задание 2. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте тест и эталоны ответов на тему ?Город, деревня, инфраструктура?. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [1,5,10] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: тест предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению теста и эталонов ответов: см. Приложение 11 Задание 3. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, подготовьте информационное сообщение по теме ?Город, деревня, инфраструктура? Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [1,5,10,11] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: информационное сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 4. Задание 4. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте план ответа на тему ?Город, деревня, инфраструктура?. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [8,9,14] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: план ответа оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению плана ответа: см. Приложение 10 Тема 2.4 Досуг Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте глоссарий по теме ?Досуг? (10-12 терминов) Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [8,9,14] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: глоссарий оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению глоссария: см. Приложение 2 Задание 2. Подготовьте перевод текста на тему ?Досуг?. Tastes differ. Different people like different things, different people have different hobbies. I go in for sports, I like to play tennis. I go to play tennis every day. Sport is very important part of our life. Many people go in for sports, they jogging, walking, swimming, skating, skiing, train themselves in clubs and different sections. Physical training is an important subject at school. Pupils play volleyball, football, basketball. I have been playing tennis for 5 years. Tennis became very popular now. I take part in different competitions. To be in a good shape I'm jogging every morning and do my morning exercises. Everyone should do all he can to stay healthy and choose the sport he is interested in. I do not understand people who say that they like sport, but they only watch sport on TV. If one goes in for sports he feels much better, looks much better, sleeps much better. Your physical appearance will change too. You will be slimmer and trimmer. And what is even more important you will not get sick often. Why do I go in for sports? Because I think that it is very important for a man to be strong and well-built. Sport is not for weak, because, you have to learn how to lose, and it's not easy. My favorite proverb says: "A sound mind in sound body". Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке перевода текста: см. Приложение 9 Задание 3. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте ответы на вопросы по теме ?Досуг?: Sport is very important in our life. It is popular among young and old people. Many people do morning exercises, jog it the morning and train themselves in clubs in different sections and take part in sport competitions. Other people like sports too, but they only watch sports games, listen to sports news. They prefer reading interesting stories about sportsmen. But they don?t go in for sports. Physical training is an important subject at school. Pupils have got physical training lessons twice a week. Boys and girls play volley-ball and basket-ball at the lessons. There is a sports ground near our school and schoolchildren go in for sports in the open air. 1. What is your hobby? 2. What sports do you go in for? 3. Do you like summer (winter) sports? 4. What does it mean to be healthy? 5. Why did you chose tennis? 6. Who is your favourite tennis-player? 7. Why is it fun to have holidays? 8. What holidays did you like most of all? 9. Did you like winter holidays? 10. Have you ever been to Sochi? When were you there? Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [8,9,14] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: ответы оформляются в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению ответов на вопросы: см. Приложение 3 Задание 4. Выполните упражнения: Определите время сказуемого. Дайте все возможные варианты перевода. Only a few instances will be given here. His answer was appreciated by everybody. A new exhibition has been organized in this building. The most important documents are signed here. His lecture will be broadcast by the radio tomorrow. The new-discovered language was described and deciphered. The inscriptions have not yet been fully studied. The most important archaeological collections are housed in museums. This paper was first published in another edition, and is reprinted here with the permission of the editors. The above problem is being investigated by one of the writers,1 and the results will be published separately. 2.Подберите наилучший вариант перевода. 1. According to one version the famous library was destroyed during the strife between Ptolemy XV and his sister Cleopatra for the throne; according to another, it was burned six centuries later. 2. Almost all sciences except perhaps medicine suffered a relapse 2 during the Dark Ages 3 when scientific pursuits were considered antireligious. The occasional scholar who attempted such studies was often persecuted and his progress discouragingly slow. The origin of the race of men who made the Nile valley the cradle of civilization is still being sought by scholars. On the whole 4 Chekhov's plays are constructed in the same way as his stories. The differences are due to the differences of material and are imposed by the use of dialogue. These papers were in their original form read at a conference of the English Institute, 1954. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: упражнения оформляются в рабочей тетради. Методические рекомендации по выполнению упражнений: см. Приложение 12 Тема 2.5 Новости, средства массовой информации Задание 1. Чтение и перевод текста на тему ?Новости, средства массовой информации?. Mass media or mass communications are the press, radio and television. Every day we read newspapers and magazines, listen to radio and watch TV. Nowadays there are so many newspapers and magazines, radio stations and TV channels that we have to be very -selective and give preference to some of them. What newspapers and magazines do I prefer to read? I like to read the following newspapers: "Komsomolskaya Pravda" ("Komsomol Truth"), "Nezavisimost" ("Independence"), "Argumenty i Pakty" ("Arguments and Facts"). Several periodicals are available in English. As far as newspapers are concerned they may be daily, or weekly. Magazines may be weekly, monthly and quarterly. The newspapers and magazines I read are the most readable and have a large readership or circulation. For example, "Argumenty i Fakty" has a circulation of more than 23 000 000. It is the largest in the world. The newspapers contain and give coverage of local, home and foreign affairs. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: текст зачитывается на уроке, перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке текста к чтению и переводу: см. Приложение 5, 9 Задание 2. Выполните упражнения: 1. Переведите. Обратите внимание на значение и время модального глагола. The question can be decided later. The newspaper must be translated without a dictionary. The lecture is to be delivered at eleven o'clock. The teacher fell ill, so the lesson had to be postponed. A word should be said about the origin of this term. This rule cannot be applied here. These books must not be touched without permission. A word or two6 may be said as to the plan upon which the book is constructed. The letters will have to be posted in the morning. This text must not be translated without a teacher. Переведите. Обратите внимание на то, каким падежом следует перевести подлежащее английского предложения. We were informed that he had been sent to a conference. He was sent only two copies of this book. They were asked about it yesterday. We were asked to come in. 5. He had been taught Latin and Greek in his boyhood. 6. We were given only three tickets instead of five. 7. She was given a watch as a birthday present. The visitors were shown many new exhibits. They were shown into a large hall. He has not been seen anywhere today. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [5,6,13] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: упражнения оформляются в рабочей тетради. Методические рекомендации по выполнению упражнений: см. Приложение 12 Задание 3. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, подготовьте информационное сообщение на тему ?Новости, средства массовой информации?. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [5,6,13] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: информационное сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 4. Тема 2.6 Природа и человек (климат, погода, экология) Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте глоссарий по теме ?Природа и человек (климат, погода, экология)? (10-12 терминов) Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [5,6,13] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: глоссарий оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению глоссария: см. Приложение 2 Задание 2. Выполните упражнения: 1. Переведите. Обратите внимание на то, каким падежом следует перевести подлежащее английского предложения. 1.By 1542 Negro slaves were forbidden to leave the haciendas, villages or cities after dark. 2.The preservation of an archaic literary language is greatly helped by its being at the same time a written language. Tents were quickly dressed, and the knights were told to dismount from their horses. This work cannot be given a high place as literature,11 but it is valuable for the contemporary documents it contains. This analogical tendency is to some extent 12 aided by grammarians who prefer ?regular? to ?irregular? schemes. Fielding's last novel ?Amelia? has been admired by some even more than ?Tom Jones? 13 probably because of the beautiful character of the heroine. 2. Переведите предложения, подобрав к глаголу предлог. Не was well spoken of by all his friends. The hour of the meeting was agreed upon. This case was much spoken and written about. His data can be relied upon. The room has not been slept in for many years. The whole story was much laughed at. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [5,6,13,14] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: упражнения оформляются в рабочей тетради. Методические рекомендации по выполнению упражнений: см. Приложение 12 Задание 3. Составьте план ответа по теме ?Природа и человек (климат, погода, экология)?. Environmental pollution is a term that refers to all the ways by which people pollute their surroundings. People dirty the air with gases and smoke, poison the water with chemicals and other substances, and damage the soil with chemicals and other substances, and damage the soil with too many fertilizers and pesticides. People also pollute their surroundings in various other ways. They ruin natural beauty by scattering rubbish and litter on the land and in the noise. Environmental pollution is one of the most serious problems facing humanity today. It causes global warming, destruction of the ozone layer, and other disastrous processes. Air, water, and soil – all harmed by pollution – are necessary to the survival of all living things. Badly polluted air can cause illness, and even death. Polluted water kills fish and other marine life. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [5,6,13] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: план ответа оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению плана ответа: см. Приложение 10 Задание 4. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, подготовьте информационное сообщение на тему ?Природа и человек (климат, погода, экология)?. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [5,6,13] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: информационное сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 4. Тема 2.7 Образование в России и за рубежом, среднее профессиональное образование Задание 1. Подготовьте перевод текста на тему ?Образование в России и за рубежом, среднее профессиональное образование?. In Russia children begin going to school at the age of seven. First they study at the elementary school. It lasts three or four years. At the elementary school children get the elementary education, they learn to read, write and count. From the fifth form the secondary education begins. Children begin learning different subjects, such as Literature, Chemistry, Physics, Biology, Computing, Foreign Languages and soon. The nine-year secondary education is compulsory in our country, but after completing the nine-year schooling pupils face the first serious decision in their lives. They have to decide either to continue their studies in the tenth and eleventh forms at a general secondary school, or to transfer to specialised colleges, that is to say, choose a particular career. Colleges give young people a secondary education plus trade training. This means that after finishing a college they are both educated and financially independent, able to go straight to a job. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке перевода текста: см. Приложение 9 Задание 2. Выполните упражнения: 1. Переведите. Обратите внимание на место предлога в русском предложении и на перевод самого предлога. 1. The order of words (in English) is fairly rigid: it cannot easily be departed from, and most departures alter the type, or the emphasis, or the meaning of the sentence. Place names cannot always be relied on for guidance. For further details the reader is referred to the end of the book. It's twenty years since he went away from home with his gun, and he has never been heard of since. His poetry, which is very good, if not absolutely of the first class, may be spoken of later. In English, as in other European languages, most words can be referred with certainty to Aryan 15 roots, but others are more recent than the time when written literature began. Переведите. The exceptions are not easily accounted for. Expressions of this kind are often met with in his poetry. These lines will be commented upon in the following paragraph. He is often referred to аs the founder of tin's school. Some urgent problems of our work have been touched upon here. We were listened to with much surprise. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: упражнения оформляются в рабочей тетради. Методические рекомендации по выполнению упражнений: см. Приложение 12 Тема 2.8 Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, подготовьте информационное сообщение по теме ?Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники? Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3,4] Дополнительная литература: [1,5,10,11] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: информационное сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке. Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 4. Задание 2. Составьте план ответа по теме ?Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники?. Every country has its own holidays. They reflect the history of the country and religious traditions. Some religious are common in different countries. They are Christmas and Easter. Americans celebrate Christmas on the 25th of December. They buy a lot of presents for each other, for their parents, children and friends. The New Year’s day, the 1th of January as not so widely celebrated in the United States as we do it in Russia. Of course, the most important holiday in America is the 4th of July, The Independence Day. People like to watch colourful fireworks in the evening. The 4th of July is the day-off and people don’t go to work. Учебная литература: [1] Электронные ресурсы:[1,2,3] Дополнительная литература: [5,6,13] Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: план ответа оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по составлению плана ответа: см. Приложение 10 Задание 3. Чтение и перевод текста на тему ?Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники? Mass media or mass communications are the press, radio and television. Every day we read newspapers and magazines, listen to radio and watch TV. Nowadays there are so many newspapers and magazines, radio stations and TV channels that we have to be very -selective and give preference to some of them. What newspapers and magazines do I prefer to read? I like to read the following newspapers: "Komsomolskaya Pravda" ("Komsomol Truth"), "Nezavisimost" ("Independence"), "Argumenty i Pakty" ("Arguments and Facts"). Several periodicals are available in English. As far as newspapers are concerned they may be daily, or weekly. Magazines may be weekly, monthly and quarterly. The newspapers and magazines I read are the most readable and have a large readership or circulation. For example, "Argumenty i Fakty" has a circulation of more than 23 000 000. It is the largest in the world. The newspapers contain and give coverage of local, home and foreign affairs. Время на выполнение задания: 1 час. Форма отчетности: текст зачитывается на уроке, перевод оформляется в рабочей тетради. Методические рекомендации по подготовке текста к чтению и переводу: см. Приложение 5, 9 Приложение 1 Методические рекомендации по чтению с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное): Алгоритм обучения ознакомительному чтению:?1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.?2. Выберите предложения, несущие главную информацию, и предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация?3. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.?4. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в смысловое (единое) целое. ?Критерии выставления оценок Оценка ?5? ставится студенту, если он понял основное содержание текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Оценка ?4? ставится студенту, если он понял основное содержание текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю. Оценка ?3? ставится студенту, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка. Оценка ?2? выставляется студенту в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать (понимать значение) ?незнакомую лексику. Приложение 2 Методические рекомендации по составлению глоссария: Чтение профессионально ориентированной литературы предполагает обязательное составление словаря терминов. Помимо основной цели – расширения лексического запаса - применение такой формы работы студентов способствует: ?созданию дополнительной языковой базы; ?расширению филологического опыта студентов путем языковедческого анализа слов, правил их заимствования в другие языки; ?изучению способов словообразования. При этом необходимо рекомендовать студентам руководствоваться следующими общими правилами: ?отобранные термины и лексические единицы должны относиться к заданной теме; ?отобранные термины и лексические единицы должны быть новыми для студента и не дублировать ранее изученные; ?отобранные термины и лексические единицы должны быть снабжены транскрипцией и переводом; ?общее количество отобранных терминов не должно быть меньше 15-20; ?отобранные термины и лексические единицы предназначены для активного усвоения. Критерии оценок за составление глоссария Критерии Баллы Соответствие заданной теме. 2 Количество примененных терминов. 2 Новизна выбранных терминов. 2 Отсутствие ошибок. 2 Наличие перевода. 2 Оценивание глоссария 10 баллов – ?отлично?; 8-9 баллов – ?хорошо?; 6-7 баллов – ?удовлетворительно?; меньше 6 баллов – ?неудовлетворительно? Приложение 3 Методические рекомендации по подготовке ответов на вопросы: вопросы дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности по данному виду деятельности. Вопросы должны быть направлены на решение следующих задач: проверка понимания понятийного аппарата учебной дисциплины; воспроизведение фактического материала; выделение главного, сравнение, доказательство, конкретизация; При оценке ответа ученика учитывается: 1) Полнота и правильность ответа; 2) Степень осознанности, понимания структуры вопроса и ответа; 3) Языковое оформление ответа. Критерии выставления оценок Б Степень выполнения общих требований к ответу на контрольные вопросы 5 5 Студент правильно выдерживает структуру ответов, заполняя ее верным лексическим и грамматическим смыслом в соответствии с заданной в вопросе информацией. 4 4 Студент дает ответы, удовлетворяющие тем же требованиям, что и для отметки ?5?, но допускает в работе 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. 3 3 Студент допускает более двух ошибок в языковом оформлении излагаемого материала, неполно отвечает на вопросы. 2 2 Студент допускает многочисленные ошибки в грамматической структуре ответов, лексическое несоответствие вопросов и ответов. Приложение 4 Методические рекомендации по подготовке сообщений: Подготовка сообщения?– это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно или устно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Последовательность подготовки сообщения: ?Изучить литературу по теме. Выделить основные понятия. Подобрать и ввести в сообщение дополнительные данные, характеризующие объект изучения. Оформить сообщение письменно или подготовить устно. Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения Критерии Баллы Грамотность сообщения 1 Новизна материала 2 Степень раскрытия сущности проблемы. Владение лексикой по теме 2 Актуальность материала 2 Наглядность 1 Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников 2 Оценивание сообщения 10 баллов – ?отлично?; 8-9 баллов – ?хорошо?; 6-7 баллов – ?удовлетворительно?; меньше 6 баллов – ?неудовлетворительно? Приложение 5 Методические рекомендации по чтению с нахождением интересующей нужной информации (поисковое): Внимательно прочитайте диалог или текст. Старайтесь понять основное содержание и догадаться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. При работе можно пользоваться словарем. Выберите из диалога или текста заданную информацию и запишите ее в рабочую тетрадь. Критерии выставления оценок Оценка ?5? ставится студенту, если он может достаточно быстро просмотреть несложный диалог и выбрать правильно запрашиваемую информацию. Оценка ?4? ставится при достаточно быстром просмотре диалога, но при этом найдено только примерно 2/3 заданной информации. Оценка ?3? выставляется, если студент находит в данном диалоге менее 2/3 заданной информации. Оценка ?2? выставляется в том случае, если студент практически не сориентировался в диалоге. Приложение 6 Методические рекомендации по составлению кроссворда: Кроссворд – это пересечение слов. Цель составления кроссворда?– закрепление знаний, умение четко и грамотно сформулировать задание по нахождению адекватного профессионального термина. Составив кроссворд, вы сможете лучше усвоить тему, закрепить и повторить понятия, термины, относящиеся к данной теме. Алгоритм составления кроссворда: Выпишите 15-20 терминов по данной теме. Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали. Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими. Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично. Оформите кроссворд. а) каждое слово, помещенное в кроссворд, должно не менее двух раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении; б) если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой; в) слова, идущие в одном направлении не должны соприкасаться более, чем одной буквой. Критерии и показатели, используемые при оценивании кроссворда Критерии Баллы Соответствие заданной теме. 1 Количество примененных терминов. 2 Корректность при формулировке заданий. 2 Отсутствие ошибок. 2 Соответствие правилам составления кроссвордов. 2 Эстетичность. 1 Оценивание кроссворда 10 баллов – ?отлично?; 8-9 баллов – ?хорошо?; 6-7 баллов – ?удовлетворительно? Приложение 7 Методические рекомендации по подготовке перевода статьи, текста, диалога: Главная цель любого перевода – это адекватная передача смысла. Перевод ?статьи с английского на русский, вне зависимости от его типа, всегда должен осуществляться на уровне смысла, а не формы. Переводу подлежат не отдельные слова и предложения, а то значение, которое они передают. (Особый тип – документарный перевод, где передача и соблюдение формы не менее важны, чем смысл) Алгоритм ускорения перевода английских предложений: Определите порядок слов. Осмыслите общую структуру предложения. Выделите и переведите ядро предложения (главные члены). Переведите все предложения, соблюдая правила перевода №1 и №2. Согласно правилу перевода №1 сказуемое в придаточных предложениях переводятся как можно раньше, т.е. сразу же после союза или после стоящего за ним члена предложения. В соответствии с правилом перевода №2 все обороты переводятся тремя шагами: Переводим глагол или ключевое слово Возвращаемся к началу оборота Переводим все остальные слова по порядку. Критерии выставления оценок Оценка ?5? (отлично) выставляется в случае полного перевода текста, статьи или диалога с правильно выбранными лексическими значениями слов, аргументированного выражения своей позиции, точности формулировок, отсутствия ошибок; Оценка ?4? (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы; Оценка ?3? (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного рассмотрения содержания прочитанного, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат; Оценка ?2? (неудовлетворительно) выставляется в случае, если содержание передано с большим количеством существенных ошибок, работа выполнена крайне небрежно. Приложение 8 Методические рекомендации по составлению вопросов: Повторите грамматический материал: ?Вопросительные предложения? Грамматическая справка: 1.Порядок слов в вопросительном предложении без вопросительного слова. Сказуемое – подлежащее – второстепенные члены предложения. 2. Порядок слов в вопросительном предложении с вопросительным словом: Вопросительное слово – сказуемое – подлежащее – второстепенные члены. Критерии оценок за составление вопросов Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 85%-100% 5 отлично 65%-85% 4 хорошо 50%-65% 3 удовлетворительно менее 50% 2 неудовлетворительно Приложение 9 Методические рекомендации по работе с тестом: Внимательно прочитайте каждое задание теста, выберите 1 или 2 варианта ответа в зависимости от формулировки задания. Номер задания и ответы запишите в рабочую тетрадь. Критерии оценок за выполнение теста Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 85%-100% 5 отлично 65%-85% 4 хорошо 50%-65% 3 удовлетворительно менее 50% 2 неудовлетворительно Приложение 10 Методические рекомендации по выполнению упражнения: Повторите материал, указанный в грамматической справке, выполните упражнение. Критерии и нормы оценок самостоятельных письменных работ Оценка ?5? ставится, если: 1)работа выполнена без ошибок и недочетов; 2)допущено не более одного недочета. Оценка ?4? ставится, если работа выполнена полностью, но в ней допущено: 1)не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2)или не более двух недочетов. Оценка ?3? ставится, если правильно выполнено не менее половины работы или допущено: 1)не более двух грубых ошибок; 2)или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3)или не более двух-трех негрубых ошибок; 4)или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5)или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка ?2? ставится, если: 1)допущено число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка ?3?; 2)или правильно выполнено менее половины работы. 27
Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы