Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Нижнесортымская ДШИ»
Методический доклад на тему:
«Народный танец и его стили»
Выполнила преподаватель:
Казиева Ильмира Айбековна
2024г.
«Народный танец и его стили»
Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. О народном танце очень много написано и рассказано писателями, поэтами, музыкантами и самими исполнителями. История сохранила большое количество памятников культуры человечества, в которых присутствует народный танец. Архитектура, живопись, скульптура, литература – все они воплощали это замечательное искусство народа, рождённое вместе с ним. И пока жив народ, живёт народный танец. Каждый народный танец – это история народа. В нём отражены мудрость и героизм, радости и печали, победы и поражения, быт, нравы, традиции, глубокая вера в доброе начало, в счастливое будущее. С древних времён танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, примеры соотношения движения с музыкой. Танец жил неизолированно от народа. Он равноправный член большой семьи, где тесно были связаны песня, музыка, сказка, былина.
В рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца. Если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на небольшом расстоянии, можно заметить, что говор у жителей этих деревень несколько отличается, а на довольно большом расстоянии это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий, народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце, у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение, отражающиеся в танце; народ климата пламенного оставил в своём народном танце ту же негу и страсть…»1
Народный танец можно подразделить на:
народный (фольклорный);
народно-характерный;
народно-сценический танец.
Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. Народный танец развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец является неотъемлемой частью народных обрядов и празднеств. В Китае, Индии и других странах Востока с глубокой древности были распространены музыкально-танцевальные и пантомические ритуальные представления. Позднее танец стал частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Из народных обрядов сложились хороводы и другие обрядовые танцы. Например, цейлонский танец изображающий огонь, норвежский танец с факелами, славянские хороводы, исполняемые при плетении венков и зажигании костров.
Постепенно, отходя от обрядовых действий, народные танцы наполнились новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезский танец «Пенчак» (тигр), якутский танец медведя, памирский танец орла, финский танец бычка, русские танцы – журавель, гусачок, норвежский танец – петушиный бой. У народов занимавшихся земледелием возникли танцы на темы сельского труда. Например, латвийский танец жнецов, белорусский танец «Лянок», молдавский танец «Поама» (виноград), узбекский танец – шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский танец дровосеков.
С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые народные танцы: эстонский танец сапожников, украинский танец бондарей, немецкий танец стеклодувов, карельский – «так ткут сукно». В народном танце часто отражены народный дух, героизм и доблесть, воспроизводятся боевые сцены («пиррические» пляски древних греков, сочетавшие танцевальное искусство с фехтовальными приёмами, грузинские танцы – «Хоруми», «Берикаоба», шотландские танцы с мечами, казачьи пляски). Большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви. В процессе эволюции появились танцы выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине. Например, грузинский танец «Картули», русская «Байновская кадриль», польский танец «Мазур».
Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения координации с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других, например у венгров – падает на слабую музыкальную долю (синкопированное движение); у одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, у других, например, у болгар – несинхронно; при восьми тактовой музыкальной фразе танцевальная фраза может строиться на семи или шести тактах. Танцы народов Западной Европы основываются на движении ног, а руки и корпус как бы аккомпанируют. В танцах народов Средней Азии и некоторых стран Востока основное значение уделяется движению рук и корпуса. В народном танце главенствует ритмическое начало, которое подчёркивается танцовщиком – притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам. Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики держат в руках – кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка.
Некоторые народные танцы исполняются с бытовыми аксессуарами – платками, шляпами, блюдами, пиалами, чашами, кувшинами. Многие испанские танцы могут исполняться с шалями, веерами или под аккомпанемент кастаньетов. Некоторые венгерские танцы исполняются с бутылочками и кувшинами. Итальянский танец «Тарантелла» чаще всего исполняется с тамбурином. В цыганском танце можно увидеть на исполнителях монисту или шаль, а в руках бубен. Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русского, грузинского и армянского танцев помогает длинное платье или юбка, прикрывающие ступни ног; характерное движение – отбивка по голенищу в русском и венгерском танцах обуславливается наличием жёстких сапог.
Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя. Фольклорный танец – это танец, рожденный традициями части страны или района не предназначенный для сцены. По традиции, фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Несмотря на различия исторического характера, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране. Танец «Рил» американского штата Виргиния близок хороводным танцем многих других стран. Мазурка с ее характерным трехдольным музыкальным размером воплощает польский характер, в то время как полька с ее отрывистым ритмом напоминает дух чешского народного танца. Чардаш, состоящий из двух частей – медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца – соответствует общему представлению о венгерском характере, с его безотчетной тоской и бурными страстями.
Альпийская форма «Шуплаттлера», танца ухаживания, распространена в Баварских и Австрийских Альпах. Этот интересный народный танец состоит в притопывании ногами, прищелкивании каблуками и в хлопках по бедрам и коленям; кроме того, в этом танце мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а та кружится под его рукой. Некоторые фольклорные танцы являются напоминанием о древних культах плодородия, в рамках которых эти танцы и возникли. Так, хоровод вокруг майского дерева приветствует пробуждение природы. Этот танец характерен для всей Европы – от Испании до Норвегии, и его истоки прослеживаются в греческих дифирамбах во время дионисийских празднеств. Танцы с мечами возникли из языческого обряда, имитирующего борьбу между зимой и летом; они связаны также с древнегреческим военным танцем. Шотландский мужской одиночный танец с мечами – один из самых известных примеров данного типа.
В истории сценического танца элементы народного танца являются одним из первоисточников формирования бесконечного разнообразия балетных движений. На протяжении нескольких столетий народные танцы служили для классического балета запасным резервуаром; они расширяли его средства, укрепляли его корни, обновляли его формы и раскрашивали его пластический рисунок яркими и живыми красками. 3
Во многие балетные спектакли были внесены народные пляски, которые исполнялись по-другому: по выворотным позициям ног, часто встречались дотянутые стопы, ноги стали поднимать выше 60º. Этот вид хореографии впоследствии получил название народно-характерные танцы. Сначала в некоторые балеты народно-характерные танцы вносились как дивертисментная часть спектакля, позднее этот вид танца начал занимать главенствующую роль.
Так появились балетные спектакли балетмейстера «Треуголка на музыку Мануэля де Фалья, балет Михаила Фокина «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского, балет Вацлова Нижинского «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Клода Дебюсси, «Венгерские танцы» на музыку Иоганнеса Брамса. Многие народно-характерные танцы служат украшением классических балетных спектаклей, таких как: «Раймонда» (венгерский танец) на музыку Александра Глазунова, балет «Тарас Бульба» («Гопак») на музыку Василия Соловьёва-Седого, «Бахчисарайский фонтан» (восточный танец) на музыку Бориса Астафьева, «Дон Кихот» (цыганский танец, танец Мерседес) на музыку Лео Делиба, «Каменный цветок» (цыганский танец, уральский хоровод) на музыку Сергея Прокофьева, «Пламя Парижа» (арабский танец, танец басков) на музыку Бориса Астафьева. Если фольклорный танец имеет народную первооснову, то народно-характерный танец представляет собой интерпретацию народного танца.
Народно-характерный танец – это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII – XIX веках термин «характерный танец» служил определением танца в характере, в образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники. Народно-характерный танец обогащается движениями и жестами, характеризующие данный персонаж, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце. С начала XIX века значение термина «народно-характерный танец» стало меняться. Народно-характерным танцем стали называть любой национальный танец в балетном спектакле. Такое значение термина закрепилось доныне. Характерный танец XIX века отличался от народного тем, что имел не самостоятельное, а подчиненное значение. Законы его диктовала оркестровая, затем симфоническая музыка и стилистика спектакля. Народные движения были ограничены определенным количеством то той или иной национальности.
Понятием «характерный танец» в XIX веке и начале XX века обозначали театрализованный бытовой танец в характере, как салонный, так и тот танец, который исполнялся на площади.
Подчиняя народную пляску определенному содержанию, народно-характерный танец отбирал наиболее значительные ее особенности и, укрупняя, видоизменяя главное, опускал несущественное. Такой отбор был закономерен. Он позволял передать в танце дух исторических эпох и конкретные обстоятельства действия данного спектакля, черты, свойственные всему народу, и отличительные черты действующего лица. Потому на основе одной и той же народной пляски можно создать несколько мало похожих друг на друга народно-характерных танца.
Место и роль народно-характерного танца в балете то расширялись, то сужались, согласно эстетическим требованиям той или иной эпохи. Он мог быть действенной основой всего спектакля, мог выпадать из действия, сохраняя лишь права вставного номера.
Главной опасностью, которая подстерегала характерный танец с самого начала, была утрата народного содержания и стиля.
С самого начала в народно-характерном танце наметились две тенденции. Одна, основанная на творческой близости к фольклорному первоисточнику, стремящаяся передать его художественную природу, другая – украшательская, стилизаторская. Обе тенденции воздействовали на судьбу русского характерного танца в продолжение всей его дореволюционной истории, безошибочно выдавая общее состояние балетного репертуара того или иного времени.
Во второй половине XIX века народно-характерный танец в балетном спектакле находился на втором плане. В основе своей он имел народный национальный танец, подвергавшийся значительной стилизации, как в рисунке групп, так и в трактовке движений. Подобно классическому танцу, народно-характерный кордебалет располагается то симметрично, то расступаясь в ровном количестве участников по обе стороны сцены.
Он также синхронно варьировал одно и то же движение, создавая из множества участников орнамент или скомпонованную группу. Нередко народно-характерный кордебалет служил фоном для одной, двух или трех пар солистов, отражая в более простых движениях сложный рисунок танца.
Движения народно-характерного танца стилизовались в принципах классики. Сохраняя принадлежность к национальным танцам, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность. Абсолютная выворотность ног классических танцовщиков заменялась здесь относительной выворотностью. Носки ног вытягивались как в классическом танце, руки раскрывались и поднимались в позициях классического танца. Танцы самых непохожих народностей строились на одинаковых движениях pas de basque, battement developpé, battement jeté.
В некоторых случаях народно-характерные танцы вообще принимали форму классических вариаций. При постановке китайских, японских, индийских па балетмейстеры доводили стилизацию до заимствования прыжковой техники классического танца, сохраняя характерность в постановке рук и корпуса.
В конце XIX века был создан exercice народно-характерного танца. В его основе лежал exercice классического танца. Вообще XIX век характерен для русского государства серьезными переменами. В стране развивался капитализм, а вместе с ним появился рабочий класс. Все это находит отражение и в народном творчестве.
В XX веке народный танец обрёл своё сценическое воплощение как в среде самодеятельного творчества – кружках, студиях, любительских коллективах, так и в среде профессионального искусства – в профессиональных ансамблях народного танца, призванных сохранять, развивать и транслировать образцы народного танцевального искусства.
Интерпретацией народного (бытового) танца в рамках сценического пространства и созданный по законам театрального действия является народно-сценический танец.
Народно-сценический танец – один из видов танца, предназначенный для зрителей и предполагающей создание хореографического образа на сцене. Это вид народного танцы является важной частью художественной традиции и творческой деятельности любого народа. Народно-сценический танец отличается от народного танца тем, что народный танец существует в самой жизни и исполняются в первую очередь «для себя» (т.е. для удовольствия самих танцующих), не нуждаясь в зрительской аудитории, которая необходима для сценического танца. В народно-сценическом танце максимально развиваются образные возможности, присущие всякому танцу, и исполнение его на сцене становится определяющим признаком. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении веков, народно-сценический танец вместе с тем опирался на народный и бытовой, претворяя их в сценические образы.
Народно-сценический танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется её переменам. Каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Народно-сценический танец имеет чёткую функциональную задачу. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения: испанский, грузинский, белорусский, венгерский, цыганский – каждый по-своему интересен, ярок, самобытен. Тематика и хореографическая лексика народно-сценических танцев, прежде всего, зависит от национального характера, от природных и климатических условий, рода занятий, исторических событий.
На весь мир прославились советские хореографические коллективы народного танца: Государственный академический ансамбль народного танца имени И.А. Моисеева, Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова, Государственный русский народный хор им. М. Пятницкого, Заслуженный Государственный академический ансамбль танца «Березка», Северный русский народный хор, Красноярский Государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко, Государственный ансамбль танца «Казаки России».
Прекрасные танцевальные композиции, созданные на основе народных танцев и составляющие репертуар этих профессиональных коллективов, вошли в золотой фонд мирового танцевального искусства.