Методическое сопровождение педагогических работников в межаттестационный период
Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности методической службы образовательного учреждения. Так как именно аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности.
Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава образовательного учреждения.
Успех процедуры аттестации педагога во многом зависит от методического сопровождения педагога в межаттестационный период. В этот период работа методической службы направлена на сопровождение педагога, под которым понимается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи в построении и реализации его индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации.
В нашей образовательной организации, как и во многих других, есть педагоги с более чем двадцатипятилетним стажем работы, есть педагоги, которые только-только закончили учебные заведения, либо прошли профессиональную переподготовку. Как правило, педагоги-стажисты прекрасные практики, полные сил, энергии и любви к детям, часто стеснительны, несколько робки и зажаты. Молодые или начинающие специалисты – обычно приходят в большинстве случаев с завышенной самооценкой, нездоровыми амбициями.
Подходит срок аттестации, и выходит, что ни первые ни вторые не могут показать результаты собственной педагогической деятельности. В этой связи, актуальность проблемы послужила основанием к разработке системы методического сопровождения педагогов в межаттестационный период.
Поскольку аттестация педагогов проходит циклично, один раз в пять лет, перед методистами стоит задача оказывать информационно-методическую поддержку каждый год для новой группы аттестуемых педагогических работников.
Методическое сопровождение аттестующихся педагогов решает ряд задач:
о
казание помощи в изучении нормативной документации по вопросам аттестации, систематизации имеющегося материала и приведение его в соответствии с требованиями, предъявляемые к квалификационной категории;
с
оздание условий для полного раскрытия потенциала педагогов;
о
беспечение непрерывности профессионального образования, о
существляемого в разных формах;
оказание консультативной помощи педагогическим работникам по вопросам подготовки к аттестации
.
В связи с этим методическое сопровождение педагога заключаем в следующие направления:
стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда;
развитие личной творческой инициативы педагога;
отражение динамики
качества образования
обучающихся
по результатам деятельности аттестуемого педагогического работника.
Процесс аттестации педагогических работников рассчитан на изменение и повышение педагогической и управленческой деятельности, - это долговременный процесс и проходит несколько этапов:
Информационный – происходит формирование информационного потока по вопросам нормативно-правовой базы и процессуальной составляющей порядка аттестации.
Диагностико-аналитический - своей целью имеет объективное и многостороннее и изучение личности и деятельности педагога. Поскольку коллектив нашего учреждения небольшой (17 педагогов), больше половины 12 чел.(71%) имеют квалификационную категорию, есть представление об опыте работы каждого из коллег, известны его личностные особенности и профессионально значимые качества педагога. И тем не менее, на начальном этапе межаттестционного периода, как с квалифицированным педагогом, так и с педагогом, впервые выходящим на аттестацию, происходит объективное и многосторонне изучение личности и деятельности педагога.
Ежегодно провожу диагностику с целью изучения затруднений и потребностей в работе педагогов. В ходе диагностики рассматриваются многие аспекты педагогической деятельности: моделирование учебных целей и задач, использование современных педагогических технологий и методов обучения, технических средств обучения, определение эффективности проведенного мероприятия и т.д. А заодно, собираю информацию о том, о чем педагогам хотелось бы узнать, что хотели бы послушать, изучить, обсудить, попробовать. Исходя из полученной информации проектируем совместно с педагогом индивидуальный маршрут подготовки к предстоящей аттестации, планирую индивидуальные собеседования, консультации, тематические планерки: о видах педагогического анализа, о возможности распространения опыта работы педагогов на различных уровнях, о развитии мотивационной сферы учащихся, посещаю занятия с последующим самоанализом занятия педагогом.
Организационный – обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога в подготовке к аттестации (приказы, заявления, графики курсовой подготовки, графики аттестации, консультации и т.д.)
Учебно-методический - обеспечивает профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности. Здесь идет обеспечение повышения профессионального мастерства и психолого-педагогической компетенции педагога. Обязательно прохождение курсов повышения квалификации в разных формах: посещение курсов повышения квалификации, цикла проблемных обучаемых семинаров, мастер-классов, круглых столов по различным аспектам подготовки педагога к аттестации. Мною разработан график прохождения курсов повышения квалификации, с помощью которого я контролирую своевременное, систематическое прохождение педагогическими работниками курсовой подготовки
Основная цель – стимулирование педагогических кадров к деятельности для достижения как личностных целей, так и целей организации; актуализация и презентация педагогических находок и достижений.
Для достижения цели внутри учреждения провожу для педагогических работников методические мероприятия разные по форме: круглые столы по самообразованию, где есть возможность поделиться результатом работы по теме самообразования каждому педагогу; Школы педагогического мастерства, педагогические советы, где педагоги рассказывают о применяемых технологиях, методиках в образовательном процессе; ежегодно организую открытые занятия, мастер-классы, методические выставки (например, «УМК к образовательной программе»), конкурсы (например, «Мой педагогический чуланчик»). Кроме этого в межаттестационный период мною посещаются занятия с разной целью: это возможные выявления трудностей в работе начинающего педагога; изучение работы аттестующихся педагогов; оказание методической помощи в организации образовательной деятельности педагогов. В результате посещения занятий, его последующего анализа делаю выводы, даю конкретные рекомендации, как закрепить и усовершенствовать то положительное, что было на занятии, избежать в дальнейшем недостатков. Также выявляем, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы педагога, что хорошего, полезного из его опыта можно передать другим коллегам. Как правило, во время повторного посещения, педагог чувствует себя уже более уверенно, способен аргументировать применение используемых методов, приемов, средств на занятии для достижения поставленной цели, дать оценку собственной деятельности.
На уровне муниципалитета 1-2 раза в год провожу районные семинары для педагогов дополнительного образования, организую коллег на выступления с обменом опыта, так за межаттестационный период поделились опытом работы 20 педагогических работников. 1 раз в 2 года организую и привлекаю к участию в районном конкурсе «Педагог года» среди педагогов дополнительного образования, а также конкурсах «Мастерство и творчество» (2019г.), «Панорама методических кейсов» (2022г.). В конкурсе принимают участие педагоги с разным уровнем профессионального мастерства, но каждому предоставляется возможность продемонстрировать свой имеющийся опыт.
На региональном уровне организую участие педагогов в семинарах, форумах, мастер-классах (по необходимости вместе обсуждаем тему и форму выступления); конкурсах профессионального мастерства как очных, так и дистанционных.
На федеральном уровне организую коллег на участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства «Педагогический поиск», организованных АГПУ им.В.М.Шукшина, «Исследовательские компетенции современного педагога в условиях ФГОС» (ТГПУ); на публикации педагогов в педагогических изданиях «Вестник просвещения», «Педагогический альманах», Альманах педагога», «Слово педагога», научно-методическом журнале «Молодой ученый» (28 публикаций).
Обобщение педагогического опыта и его трансляция в различных формах позволяет: повышать квалификацию педагогических работников, стимулировать развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. Участие в дистанционных конкурсах также дает многое для повышения профессионального уровня: педагог учится грамотно использовать учебные Интернет ресурсы; имеет возможность использовать опыт других коллег, делиться своим опытом; повышает внутреннюю самооценку.
Консультационный - заключается в том, что педагогу оказывается помощь в преодолении возникающих профессиональных и личностных проблем. Хорошо, если в учреждение есть психолог, который помог бы сформировать у педагогов интерес к использованию знаний практической психологии, провести тренинги саморегуляции и рефлексии.
Хочется отметить, что все этапы неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем.
Независимо от стажа работы, обязательно своевременно знакомлю педагогических работников с приказами и информационными письмами разных уровней. Консультирую педагогов по проведению самоанализа профессиональной деятельности, подготовки к аттестации с целью соответствия занимаемой должности. Предоставляю педагогам и специалистам необходимый инструментарий для проведения самоанализа:
информационную карту «Самоанализ профессиональных достижений педагога»
памятки для самоанализа занятия
методика
«
Оценка базовых компетентностей педагога
»
Начинающим педагогам предлагаю провести процедуру аттестации в учреждении на соответствие занимаемой должности, так сказать проанализировать свою деятельность в форме представления. Хотя представление на СЗД педагога готовит заместитель директора или методист, но мы такое представление сначала предлагаем составить самому педагогу, как стимул, как мотив к успеху, ведь в нем педагог отражает личностные и профессиональные качества со своей точки зрения. Педагог представляет для оценки свою профессиональную деятельность по реализации образовательной программы, результаты работы по ней, подробно раскрывая методики, технологии и способы получения положительного результата (а может и не положительного), а также, пока еще не в системе, формы воспитательной работы в объединении. Затем совместно с методистом или заместителем директора происходит обсуждение представления, его коррекция.
Считаю, что подобное действие, очень хорошо подготавливает педагога к настоящей процедуре аттестации, создает условия для веры педагога в свои собственные силы, раскрывает скрытые возможности педагога, оказывается всесторонняя помощь внутри образовательного учреждения.
Благодаря вовремя оказанной методической помощи, применению современных способов обучения педагоги демонстрируют достаточно высокий уровень обученности учащихся по итогам аттестации по завершению программы (68% высокий уровень в 2019г - 82% в 2023г), сохранность контингента обучающихся составляет 100%, положительная динамика качественного состава педагогических работников (53% в 2020г. – 71% в 2023г.)
Результатом профессионального развития педагога служит портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за последние годы. В портфолио помещаются материалы профессиональных достижений, творческие работы, проекты, оформление достижений педагога, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога: свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях, дипломы, поощрения, награды; результаты деятельности воспитанников. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Результатом совместных усилий педагога и методической службы обязательно будет совершенствование работы, профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени. Равномерное распределение усилий, направленных на профессиональное развитие ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность, а все это вкупе будет означать успех на процедуре аттестации в целях установления квалификационной категории.