«Методическое сопровождение педагогов при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты»

Н.И.Седова

г. Санкт-Петербург

старший методист учебного отдела

ФГКОУ «Санкт-Петербургский

кадетский военный корпус

имени князя Александра Невского

Министерства обороны

Российской Федерации»

Аннотация: в статье обобщена работа педагогического коллектива СПбКВК по введению ФГОС, отражены проблемы, которые выявлены в ходе работы и названы пути их решения.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению и системность сопровождения реализации ФГОС.

Методическое сопровождение в СПбКВК направлено на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности. Работа строится на основе мероприятий теоретического и практического обучения педагогов. Предметом методического сопровождения является индивидуальный образовательный маршрут педагога.

Задачами методического сопровождения для нас являются:

Определение затруднений и профессиональных запросов педагогов при введении ФГОС

.

Обеспечение технологического и ресурсного сопровождения педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута в процессе освоения стандартов.

Выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта

в процессе введения ФГОС

.

Осуществление мониторинга результативности профессиональной деятельности педагогов.

Масштаб и сложность изменений, происходящих в условиях внедрения ФГОС, требует от нас нового подхода к повышению профессионального мастерства педагогических кадров, которое возможно лишь в специально организованной среде.

Довузовские образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации находятся на значительном удалении друг от друга, поэтому обсуждение вопросов, вызывающих определенные затруднения в работе, происходит между методистами, руководителями ПМК дистанционно.

Приказом Министра обороны Российской Федерации №237 от 04.05.2015 «О создании Учебно-методического объединения федеральных государственных общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации» методическое сопровождение организовано по трем направлениям (секциям):

По вопросам содержания

и совершенствования образовательного процесса, апробации новых форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения инновационных технологий;

По вопросам реализации дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной службе;

По вопросам повышения лингвис

тической подготовки

обучающихся

[1]

Работа секций организуется только для обобщения материалов наработанных образовательными учреждениями, что для самой образовательной деятельности СПбКВК является недостаточным.

В качестве эффективного средства обучения нами разработан проект «Управление введением и реализацией ФГОС на 2021-2024 учг». Служба сопровождения, принципы построения и этапы работы по его реализации отражены в подпроектах. Одним из подпроектов является « Научно-методическое и кадровое сопровождение ФГОС ООО», где обозначена методическая и организационная работа с педагогическими кадрами:

Научно-методическая работа

Организационно-педагогическая работа

Внедрение нового содержания образования, форм и методов работы

Оснащение педагогического процесса необходимым наглядно-дидактическим оборудованием и методической литературой

Внедрение организационно-инновационной и экспериментальной работы

Оснащение педагогического кабинета

Обучение педагогов работе в новых условиях

Участие в укреплении материально-технической базы

Создание системы непрерывного образования педагогов

Контроль и анализ выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта

Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к повышению профессионального мастерства

Организация, планирование перспективной и текущей курсовой переподготовки педагогов

Организация мониторинга качества образования

Организация форм взаимодействия и работы с педагогическим коллективом

Организация психологического сопровождения педагогического процесса

Совместно с психологом проведение семинаров, совещаний

Поиск инновационных путей в реализации содержания образования

Работа по подготовке педагогов к предстоящей аттестации

Организация участия педагогов в обмене, изучения, распространения передового педагогического опыта

Обобщение опыта работы педагогов

Изучение потребностей педагогов в методической помощи

Организация работы с молодыми специалистами, вновь принятыми педагогами

Механизмом, который позволяет повышать профессиональное мастерство педагога СПбКВК стала идея внутрифирменного обучения. Как показала практика, внутрифирменное обучение для нас должно быть постоянным, регулярным, структурированным.

Отправной точкой в выборе стратегии внутрифирменного обучения стал мониторинг и анализ образовательной ситуации (анкетирование педагогических работников, беседы, наблюдение и т.д.)

На данном подготовительном этапе изучили инновационный потенциал личности педагога, выявили способности педагога к развитию, существующие затруднения и проанализировали условия, которые есть для введения ФГОС в СПбКВК, т.е. определили «проблемное поле».

Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС :

Недостаточная готовность

педагогов к планированию и организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы

, программ отдельных учебных курсов, внеурочной деятельности;

Принципиальная новизна вопросов инструментально

- методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов;

Недостаточный уровень психологической компетентности педагогов;

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-

деятельностного

подхода;

Сложившаяся устойчивая методика проведения

репродуктивных

уроков;

Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности педагогов.

Гарантией успешной реализации цели образования (высокое качество образования кадет) должно стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности каждого члена коллектива.

Успех начатых нами преобразований напрямую зависит от того, насколько изменится сам педагог, будет ли он соответствовать требованиям новых стандартов, сумеет ли организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она вооружила каждого кадета эффективным инструментом познания, позволила учиться и переучиваться на протяжении всей жизни.

Во внутрифирменное обучение включились: администрация, методисты, руководители предметно-методических комиссий, а также приглашенные специалисты по разным направлениям деятельности кадетского военного корпуса. Мы выделили две группы форм внутрифирменного обучения:

коллективные

индивидуальные.

К первой отнесли: семинары и практикумы, научно-практические конференции, работу ПМК над определенными темами, работу творческих групп над мини - проектами.

Ко второй - индивидуальные консультации, наставничество, работа над темой по самообразованию, творческие работы.

В рамках проекта методистами учебного отдела проведена серия семинаров:

«

Отличие новых стандартов от

стандартов второго поколения

».

«

Системно-

деятельностный

подход, как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования»

.

«

Особенности п

роектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

»

.

«

Система

оценки достижения планируемых результатов освоен

ия учебной программы

».

«

Урок в соответствии с требованиями ФГОС

».

«

Организация внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС

».

В результате анализа, диагностики, собеседования с педагогами пришли к выводу, что основными критериями готовности педагогов к введению ФГОС являются:

информированность;

осознание важности происходящих изменений;

владение методами и диагностическим инструментарием;

степень включения

каждого педагога в процессе внедрения ФГОС

.

Педагоги кадетского корпуса находятся в творческом поиске. Нам трудно, но мы стараемся изменить стиль своей работы. Переход на работу в условиях современных стандартов требуется от педагога принципиально новых подходов к характеру обучения, построении и организации всех участников образовательного процесса и к роли самого педагога в этом процессе.

Сегодня мы собираем информацию, анализируем ее, выявляем проблемы, ставим задачи, ищем пути и делаем уверенные шаги к их решению.

Литература

Приказ Министра обороны Российской Федерации №237 от 04.05.2015 «О создании Учебно-методического объединения федеральных государственных общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации»

Материалы

официального

с

айт

а

СПбКВК

(

http

://

spb

_

kk

@

mail

.

ru

)