Методика критериального оценивания учебных достижений учащихся на уроках литературного чтения

Составитель: Иванова Ольга Викторовна

Фонды оценочных средств (ФОС) – это понятие, которое включает не только совокупность методических и оценочных материалов, но и методики позволяющие оценить качество освоения учебного материала, т.е. уровень достижения планируемых результатов обучения.

Одна из важнейших методик оценивания, повышающая качество обучения, методика критериального оценивания. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Принципы критериального оценивания

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки

заранее известны

и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно и должны быть предельно ясными для того и другого.

Приоритет самооценки.

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.

Объективность.

О

боснованность.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Пользуясь критериями, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее. 

Оценивая преимущества критериального оценивания, можно отметить, что такая технология существенно снижает уровень тревожности ребёнка: он перестает воспринимать оценку как наказание или поощрение.

Методика критериального оценивания учебных достижений учащихся на уроках литературного чтения

Фрагмент занятия из опыта работы. Составление критерий для оценивания выразительного чтения стихотворений наизусть.

Выразительное чтение разных стихотворений наизусть двумя заранее подготовленными учениками. Остальные ребята работают по группам. Группы получают установку оценить чтение стихотворений. Одни группы должны оценить выступающих положительно, другие отрицательно. Обучающиеся в группах высказывают своё мнение. Учитель задаёт вопросы:

- Какие ощущения были у чтецов, когда оценивали их прочтение? Почему?

- Легко ли Вам было выполнить оценивание? Почему?

Учитель предлагает оценить стихотворения по 5-бальной системе, а потом по критериям:

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения? 1 балл

2. Безошибочность чтения - 1 балл

3. Выразительность чтения:

- правильно расставлено логическое ударение - 1 балл

- правильно расставлены паузы - 1 балл

- правильно выбрана интонация -1 балл

- темп чтения и сила голоса -1 балл

4. Эффективное использование мимики и жестов - 1 балл

Максимальное количество баллов -  7.

Вывод: по критериям оценивать намного легче. Всё становится понятным и ясным.

Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим для качественного обучения.

Методика критериального оценивания при проверке техники чтения из опыта работы

Традиционно проверка техники чтения сводилась к чтению на скорость. Но ведь каждому учителю ясно, что быстрое чтение – это не обязательно правильное, выразительное, осознанное чтение. Да и добиваясь высокой скорости чтения, невозможно отследить, как изменяется способ чтения, как изменяется период безошибочного чтения, какого рода проблемы возникают в понимании текста. Контроль техники чтения проходит по следующим параметрам (критериям):

правильность (безошибочность);

способ чтения;

понимание.

Для фиксирования результатов, показанных учащимися, заполняется таблица (фотография). В разделе «Правильность» в протоколе отмечается

порядковый номер слов, на которых каждый учащийся сделал первую, вторую и третью ошибки. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность высчитать период безошибочного чтения.

Чтение вслух – это сложнейший механизм восприятия текста, при котором происходит коммуникация читателя и автора, поэтому восприятие прочитанного происходит только при условии целостности восприятия текста, как только сделана ошибка – целостность восприятия нарушена.

Сравнивая период безошибочного чтения одного и того же ребёнка на разных этапах обучения, учитель, родитель и сам ребёнок может наблюдать личную динамику формирования умения читать.

В графе «Способ чтения» заложены все возможные способы, которыми могут читать дети в данном возрасте. Нельзя требовать от учеников перехода к следующему способу чтения до тех пор, пока они не «начитаются» в освоенном ими способе. Это дает детям возможность увеличить период безошибочного чтения, который рассчитывается по следующей формуле:

- если учащийся не сделал ни одной ошибки или допустил 1, то период безошибочного чтения равен количеству слов в тексте;

- если допущено 2 ошибки, то количество слов в тексте делится на два;

- если же допущено 3 ошибки, то из номера слова, на котором была сделана третья ошибка нужно отнять 3 и разделить на 3.

В зависимости от того, какой способ чтения зафиксирован у того или иного ученика, в нужной графе ставится пометка.

При оценивании чтения по параметру «Понимание» на первой ступени особенно важно уделять внимание осознанию прочитанного текста. В данном разделе необходимо учитывать выполнение различных заданий: в 1 классе устные ответы на вопросы по тексту, со 2 полугодия 2 класса - озаглавливание текста и со 2 полугодия 3 класса - составление плана. Эти задания необходимо изменять в зависимости от возраста и оценивать, присваивая соответствующий балл.

Задания не должны являться неожиданностью для учащихся. На контроль техники чтения выносятся только те задания, которые отработаны на уроках литературного чтения, формулировки заданий привычны для детей, понятны и не вызывают трудностей.

После того, как все учащиеся класса прочитали текст вслух и выполнили к нему задание, начинается обработка полученных материалов. Данные вносятся в сводную таблицу. Затем проверяется выполнение задания к тексту. Каждое задание оценивается исходя из максимальных 20 баллов. Далее период безошибочного чтения суммируется с количеством баллов, полученных за способ чтения и за выполнение задания. В зависимости от набранного количества баллов учитель просчитывает процент выполнения работы, который переводится в традиционное пятибалльное оценивание:

- от 171 балла (95%) и выше - «5» (очень высокий уровень)

- от 135 до 170 баллов (75-94%) - «4» (высокий уровень)

- от 90 до 169 баллов (50-74%) - «3» (средний уровень)

- до 89 баллов (‹50%) - «2» (низкий уровень)

Родители получают работу ребёнка с выполненным заданием. В работе маркером учитель отмечает слова, в которых были допущены ошибки при чтении. Вместе с текстом работы учащиеся и их родители получают оценочные листы. Эти оценочные листы выглядят примерно так (фото).

Техника чтения

Класс - 2 П

Фамилия, имя - Петров Василий

Название произведения

1.Период безошибочного чтения (норма 60 слов)

2.Способ чтения:

Плавн. слог - 10

Слог+слово - 35

Слово - 45

Словосочетание - 60

(норма)

3.Понимание:

Название - 20

План - 20 10

Вопрос - 20 20

Итого (180)

Оценка

%

В каждой графе проставлены результаты, показанные ребёнком. Родители и ребёнок имеют возможность сравнить полученные результаты с тем, что принимается за норму, эталон. Важно, что при этом учащийся и его родители могут видеть, как складывается оценка техники чтения, какие требования предъявляются к этому виду работы. Формы контроля должны позволять обучающемуся более чётко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а учителю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.