МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

УДК 377.5

Филатова Людмила Николаевна,

МТК ФГБОУ ВО «ДонГТУ»,

преподаватель

В условиях стремительного развития информационного общества возникает необходимость формирования компетентной личности, способной активно участвовать в жизни общества. Сегодня на первый план в учебных заведениях выступает создание благоприятной среды для выявления и развития способностей обучающихся, развития их учебно-познавательной активности. В результате этого в процессе профессиональной подготовки будущих механиков необходимо не только формировать предметные знания и умения, но и способствовать развитию тех личностных качеств студентов, которые позволили бы им в будущем решать новые задачи и воспроизводить новые подходы к производственному процессу. Будущие механики должны изучать учебный материал с учетом современных подходов к образовательному процессу, применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, а именно целесообразно применять обучающие средства, которые размещены в сети Интернет.

Очевидно, что информатизация профессионально-технического образования, формирование и внедрение информационной образовательной среды, разработка технических программных средств, создание систем дистанционного образования и обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам является важным условием его модернизации.

В условиях быстрого развития информационных технологий нужно ориентироваться на деятельные и развивающие технологии обучения, поскольку умение учиться, оперировать и управлять информацией являются ключевыми компетентностями личности. Использование дистанционных технологий в отличие от традиционных, позволяет организовать образовательный процесс в индивидуальном режиме, независимо от места и времени. Во всем мире наблюдается рост количества соискателей образования, обучающихся с помощью дистанционных технологий, увеличивается количество высших учебных заведений, которые используют дистанционные технологии в образовательном процессе. Дистанционное образование – это форма обучения, равноценная с очной, вечерней, заочной и экстернатом, которая реализуется, в основном, с помощью технологий дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДН) – это педагогическая технология и форма организации образовательного процесса, основой которой является самостоятельная работа студентов и широкое применение в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Дистанционное обучение отличается от других форм обучения высокой интерактивностью и системой управления познавательной деятельностью соискателей образования, предполагает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. В процессе дистанционного обучения происходит сочетание компетентности преподавателя-компьютера, информационных технологий и мобильности с желанием и целеустремленностью студента. Поэтому основной целью дистанционного обучения является формирование и развитие личности, имеющей желание и способность к общению, обучению и самообразованию.

Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс направлено на формирование коммуникативных (непосредственное общение с помощью средств сети) и информационных (поиск информации из разных источников и возможность ее критического осмысления) компетентностей, а также способности к самообразованию (умение учиться самостоятельно). Как показывает практика, от умения студента самостоятельно принимать решения, определять содержание своей учебной деятельности и находить средства ее реализации зависит качество знаний, умений и навыков по той или иной дисциплине. Кроме того, дистанционное образование способствует формированию ведущих качеств личности: активность, самостоятельность, самосовершенствование, творчество. Следовательно, в современной системе организации образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях применение технологий дистанционного обучения является неотъемлемой составляющей для обеспечения качественного образования. Использование дистанционных технологий раскрывает возможности положительного влияния на повышение качества образования, повышает профессиональную мобильность и активность. Дистанционные технологии способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках индивидуализации при массовости профессионального образования. Развитие информационных технологий в современном мире повлекло за собой взгляд традиционных подходов к определению перспективных форм организации образовательного процесса.

Что касается перечня литературных источников для дополнительной работы, то оптимальным вариантом является возможность их «закачки» для дальнейшего ознакомления, в противном случае стоит хотя бы предоставить адреса Интернет-ресурсов, где их можно найти.

Программы-тренажеры и контролирующие программы должны иметь простой интерфейс и поддерживать интерактивную связь со студентом. Для тренажеров разрабатывается блок задач направлены на проверку усвоения теоретического материала (низший уровень), комплект задач, что требуют только алгоритмического воспроизведения пользовательских знаний (средний уровень) и блок задач творческого характера (высший уровень) Контролирующие программы, одним из подвидов которых является тестирование, выясняют уровень усвоения знаний, умений и навыков пользователя и могут иметь в качестве инструмента разветвленную и даже циклическую структуру опроса. Результаты опроса уведомляются преподавателю и должны храниться в течение всего времени прохождения курса.

Для дистанционного изучения отдельных разделов курса «Технической механики», например, изучение деталей машин студентами-механиками, следует предусмотреть и указания по использованию программного обеспечения для выполнения лабораторных работ.

Все изложенные этапы разработки структуры учебной дисциплины для дистанционного обучения можно адаптировать и для нужд других специальностей. Например, для организации факультативного обучения, углубленного обучения некоторым темам обучающихся или наоборот — организации тренинга для студентов, которые по каким-то причинам пропускают занятия или испытывают трудности в усвоении отдельных тем. Новизна изложения материала, самая привлекательность работы с новыми информационными технологиями могут служить дополнительным фактором получения знаний. Что касается аппаратного и программного обеспечения, то такую работу можно проводить и по методу простейших программ-презентаций, HTML-страниц и сайтов и т.д.

В статье рассмотрены некоторые вопросы содержательного наполнения дистанционного обучения. В частности, методика разработки типовой структуры дистанционного курса на примере дисциплины «Техническая механика».

Список использованных источников

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. – М.: 1997.

2. Бондарь В. Теория и практика модульного обучения в высших учебных заведениях. Образование и управленнет. – Т. 3. – №1. – 1999. – С. 19–40.

3. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе. - Автореф. дисс. докт. пед. науч. – М., 1989. – 48 с.

5. www.westukr.itgo.com

6. udec.ntu-kpi.kiev.ua