Научная статья
УДК: 7.08
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Николаенко Алина Сергеевна
Ставропольский государственный институт, Ставрополь, Россия
Студент, nikolaenko.alina16.a@gmail.com
Научный руководитель:
Махновская Надежда Владимировна
Ставропольский государственный институт, Ставрополь, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент, 63nadegdamaxno@mail.ru
Аннотация: цель статьи заключается в рассмотрении роли учителя физической культуры в образовательном процессе, егозначения в формировании личностных качествучащегося.
На страницах будут затронуты такие важные проблемы, как воспитание организационных навыков, активности,находчивости учащегося, а также, то, какнакопление и передача личного опыта учителя могут мотивировать учащегося к занятиям физкультурой и спортом на протяжении всейжизни, заинтересовать школьника в здоровомобразе жизни, сохранить и укрепить егоиндивидуальное здоровья.
Ключевые слова: физическая культура,здоровый образ жизни, мотивация, учитель,образовательный процесс.
METHODS OF TEACHING PHYSICAL EDUCATION IN ELEMENTARY SCHOOL
Abstract: the purpose of the article is to examine the role of the teacher of physical culture in theeducational process, its importance in shaping thestudent’s personal qualities.
The pages will cover such important issues as thecultivation of organizational skills, activity,resourcefulness of the student, as well as the accumulation and transfer of personal experience of the teacher can motivate the student to physical education and sports throughout life, to interest thestudent in a healthy lifestyle, preserve andstrengthen his individual health.
Keywords: physical education, healthy lifestyle,motivation, teacher, education process.
Для многих из нас опыт физического воспитания в начальной школе сформировался, из того какмы воспринимали этот предмет. Можно смелозаявить, что для подавляющего большинства учеников урок по физической культуре является наиболее интересным. Для меня, занятияотличались от других школьных предметовсвоим содержанием, организацией и методикой.Именно уроки физкультуры надолгозапомнились ярким и красочным содержанием.Они всегда проходили на правильномэмоциональном уровне и добрым отношениеммежду учениками и учителем. Как становятся педагогами. Разные бывают пути. Для некоторых из нас это было больше связано с занятиями спортом, в различных секциях. Поэтому уже сложно представить жизнь без физической активности. Однако изредка бывают моменты, когда во время трудовой деятельности мысомневаемся, почему вообще выбрали эту профессию - преподаватель физической культуры. Учитель физкультуры и его урокиотличаются от прочих школьных предметов.Ведь физкультурные занятия должны в себесодержать и пользу, и развлечениеодновременно.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм,которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитаниюорганизационных навыков, активности,находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением физическоевоспитание содействует всестороннемуразвитию школьников. Успешное решение задачфизического воспитания младших школьниковвозможно лишь в том случае, если оностановится органической частью всего учебно-воспитательного процесса, предметом общегобеспокойства педагогического коллектива, родителей и общественности, когда каждыйпедагогический работник выполняет своиобязанности в соответствии с «Положением офизическом воспитании учениковобщеобразовательной школы».
Итак, что такое физическое воспитание и что оно значит для меня? Наши собственныеценности и убеждения о физическом воспитании связаны с нашей социализацией в школьнойсреде (какой опыт мы получили в детстве), значительно влияют на нашу сущность и методыподачи. Заинтересованность ребенка и убеждение его в важности и значимости в занятиях оздоровительной физическойкультурой.
Учителя физического воспитания должны нетолько осознавать и признавать свои убежденияи ценности, но также и то, что они могут быть оспорены. Таким образом, отправной точкой дляопределения физического воспитания должно быть изучение опыта физического воспитания истепень, в котором это может повлиять на нашесобственное определение предмета.
Однако на протяжении всего развития данного учебного предмета, физическое воспитаниебыло сосредоточено на физическом, ментальном (эмоциональном и познаваемом) и моральном(включая социальные аспекты) уровне.Физическое воспитание - это больше, чемпросто развитие физических навыков. Данный предмет больше ориентирован на развитие личности в целом. Это позволяет ребенкудобиться успеха во многих областях развития.Физическое воспитание - это не просто обучение специфическим спортивным навыкам. Хотя успешное участие в физкультуре и спорте может быть первоначальной целью учебной программы, но так же стоит обращать вниманиеи на развитие способности учеников оцениватьсвою собственную и чужую работу, повышатьответственность за их собственный прогресс и,наконец, применять свои знания в сложных ситуациях, которые позволят им развивать то, что обычно называют навыками мышления высшего порядка.
Некоторые ученые утверждают, что сущность предмета заключается в развитии, котороеученики могут испытывать физически, социально, эмоционально и когнитивно. Они предполагают, что ученики должны участвовать в ряде физически активных занятий в течение школьного дня. Общее физическое развитиеличности можно рассматривать как нечтобольшее, чем обучение по школьной программе. На самом деле, знания, навыки и понимание того, что они развиваются в течение учебного времени, может быть применено в диапазоне различного контекста, например, во внеурочное время, в любых внеклассных занятиях, в спортивных секциях. Такая предпосылкадоказывает то, что, именно физическое воспитание оказывает большее влияние, чем участие в конкретных видах деятельности. Таким образом, можно утверждать (также, как и со всеми остальными предметами учебного плана), что то, чему мы учим в школе - это подготовка для дальнейшей жизни человека.
В определении «физическая грамотность»,идентифицирует несколько ключевых признаковтакие как: мотивация, уверенность икомпетентность, способность взаимодействоватьв разных средах, чувство собственногодостоинства, взаимодействие с другими людьмии знаний и понимания.
Таким образом, роль физического воспитаниясосредоточена на поддержание здоровья,развития навыков и эмоциональных качеств. Однако, традиционный взгляд на эту проблемузатрагивает несколько иные признакифизического воспитания, среди которых:
• Здоровье как ресурс
• Содействие целенаправленным физическимзанятиям по улучшению качества жизни
• Развитие человека как личности
• Помощь ученикам в формировании своейжизненную цель и позиции.
Так, опираясь на разработку учебного плана, мы можем выделить некоторые из ключевыхспособов, которыми физическое воспитаниеподдерживает развитие ребенка.
Главное, что мы должны понять, так это то, что физическое воспитание - это больше, чем простозанятие физической активностью. Когда физическое воспитание находится на высокомуровне, оно способно обеспечить наиболееуспешное физическое (и не только) развитиеучеников. Поэтому, будучи учителем начальногофизического воспитания, мы должны постоянноразмышлять и анализировать, как мы самиопределяем физическое воспитание. Опытраннего обучения имеет решающее значение длядлительного участия детей в физическойдеятельности. Однако, как было указано ранее вэтой статье, при анализе физическогообразования, важно изучить другие термины,обычно связанные с данным предметом.Например, невозможно представить термин физического воспитания без таких определений, как физическая активность, здоровый образ жизни, школьный спорт, анатомия, здоровье иблагополучие.
Физическая активность сама по себе являетсясложной, многомерной дисциплиной.
Физическое воспитание определяется и будет определяться не только как отдельный предметобучения, но и совокупность различных наук.
Поэтому с физической культурой тесно связанытакие науки, как физика, биология, математика имногие другие. Отправной точкой в пониманиитого, что из себя представляет физическая культура является анализ того, как образовательная программа физическоговоспитания эволюционировала с течениемвремени [1].
Прежде чем мы начнем рассматривать преподавание физического воспитания вначальной школе мы должны определить иизучить концепцию преподавания данногоучебного предмета, понять, как физическое образование развивалось с течением времени. Иделая это, мы можем начать размышлять о нашем собственном восприятии предмета и о том, как это может повлиять на нашу работу.
Физическое воспитание - это не просто «физика». Ясно, что с точки зрения измененияучебной программы со временем, данный предмет рассматривается как средство решения таких вопросов, как физическая форма индивидуумов, которая включает в себя не только развитие навыков, но и знания о своей анатомии - и что физическое воспитание может решать вопросы, касающиеся коммуникации вобществе, в частности командной работы, атакже развитие личных навыков и решенияпроблем со здоровьем. Продолжая эту мысль,хочется отметить, что физическая культурасвязана не только с физическим воспитанием, нотакже с эмоциональным и социальнымразвитием человека.
В советские годы физическая культура, восновном, была ориентирована на занятия,основанные на подвижных играх (данная традиция все еще проявляется во многих школьных программах и сегодня). Школастановилась всё более единообразной,унифицированной.
Произошедшие в 1990-е годы в России кардинальные перемены в политической, социально- экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной сфере [3].
В Министерстве образования и наукиРоссийской Федерации состоялось очередноезаседание Экспертного совета посовершенствованию системы физическоговоспитания в образовательных организациях, входе которого были рассмотрены доработанныеи апробированные программы по физическойкультуре на основе таких видов спорта, какфигурное катание (авторская программаОлимпийского чемпиона Е. Плющенко), легкаяатлетика, мини-настольный теннис и др.
При разработке примерных программ пофизкультуре Минобрнауки России используетлучший опыт всероссийских спортивныхфедераций и привлекает к участию знаменитыхроссийских спортсменов. Так, например, уже не первый год большой популярностью в школахпользуется авторская программа президентаВсероссийской федерации художественнойгимнастики Ирины Винер.
Целью данных программ было :
• успешные учащиеся, которым нравитсяучиться, добиваться прогресса и достиженийопределенных целей;
• уверенные люди, живущие по принципуздорового образа жизни;
• ответственные граждане, которые вносятположительный вклад в общество.
Такой подход делает более значимый вклад вразвитие физического образования испособствует всестороннему развитиюучеников.
Высокое качество физического воспитания отражается в учебной программе, как субъектпреподавания высокого уровня.
Как профессионалы, мы должны продвигать высококачественное физическое воспитание внаших образовательных учреждениях. Руководство учебных заведений должно содействовать и отмечать ценность физическоговоспитания, физической активности ишкольного спорта.
Так, обращаясь к зарубежным источникам, отмечаем, что данная проблемма существует и вамериканских школах. Например, AFPE(Американский фонд физического образования)убежден в ценности высококачественного физического воспитания, физической активности и участия в школьном спорте. «Каждый преподаватель имеет возможность внести свой весомый вклад в развитие здоровья,эмоциональное благополучие учеников, а такжеулучшить образовательную составляющую вшколе» [5].
Физическое воспитание - это эффективное образование, которое оказывает поддержку ивлияние, на развитие школы, способствующееподготовке детей к постоянно меняющемусямиру.
Таким образом, если мы хотим обеспечить качественное физическое воспитание, то, мыдолжны работать в содружестве внутри и между школами, а также местными спортивнымиорганизациями. Благодаря этому будет достигнут успех.
Цель этой статьи состояла в том, чтобы определить ценность физического воспитанияеще на начальном этапе обучения и проанализировать изменения физической культуры с течением времени. Это потребовало от нас определения собственных целей в данном предмету и способы их донесения до учащихся.
С точки зрения образования, то, что мы считаем ключевыми результатами, должно бытьотражено в том, как мы ведем наши уроки. Кроме того, если мы рассматриваем учащихся вцентре образования, то они должны быть вцентре процесса планирования. Стало быть,преподаватель должен пересмотреть своемышление и отношение к предмету.
Важно признать и оценить, как вы личноопределяете и оцениваете ценность вашеговлияния на предмет. Иной раз индивидуальноевлияние учителя играет большую роль ввоспитании ученика, чем вся школа.
Список литературы / References
1. Архипова Л.А. Методика преподаванияфизической культуре в начальной школе.Учебно- методическое пособие. М.: ТГУ, 2013. 264 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физическойкультуры. Учебник для институтовфизической культуры. М. Физкультура испорт, 1991. 544 с.
3. Цатурова К.А. История физической культурызарубежных стран: Учеб.-метод. пособие.СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. 187 с.
4. Чаленко И.А. Современные уроки физкультурыв начальной школе. Ростов н/Д., 2003. 255 с.
5. Hayes et al. «Relational Frame Theory».KLUWER ACADEMIC PUBLISHERS, 2006.336