* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Качинская Татьяна Владимировна

ГБПОУ АО «АГКПТ»

Отделение№3

Методика обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Учитывая, что педагог работает, прежде всего, с группой, важно тщательное ее изучение. Необходимо знать все нюансы отношений в группе, степень влияния группы на каждого студента. Какие дела больше интересуют группу? Как она строит свои отношения со средой? Девиантный же студент требует особого индивидуального подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный.

На первом этапе должны быть установлены хорошие отношения со студентом и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы педагога достигается не сразу и не просто. Очень важно педагогу еще до встречи познакомиться с личными делами студентов. В частности, важно выяснить причину педагогической запущенности, а в дальнейшем стараться объединить процесс воспитания и самовоспитания.

Педагогу важно владеть приемом направления детей к деятельности самосовершенствования. Девианты – это, прежде всего, педагогически запущенные дети; они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, т.к. у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно.

Девианты нарушают дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с преподавателями, со сверстниками, с родителями. Некоторые бросают учёбу, считают себя неудачниками. Отклонения в поведении – это результат педагогической запущенности и неблагополучной окружающей среды. Девианты часто возбуждены, агрессивны, склонны к воровству и т.п. Интересны результаты исследования особенностей поведения девиантов.

К первой группе относятся психически неустойчивые личности, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Такие студенты поясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия. Ко второй группе относят девиантов с ускоренным физическим и половым развитием и с повышенной эффективностью, возбудимостью, агрессивностью.

Они бурно реагируют на любой запрет родителей или педагогов. В третьей группе преобладает расторможенностъ влечений: сексуальность, употребление алкоголя, наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны. Всё это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности.

Но существуют и девианты, нарушения, точнее, отклонения, в поведении которых являются результатом аномалии развития организма. Отклонения, опасные для жизни, иногда даже выплескиваются в попытку самоубийства; подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. В последние годы ученые зафиксировали рост самоубийств. Особенностями подросткового самоубийства являются психологические черты полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды.

Для подростков характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто они своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими, становятся объектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства. Психологами разработаны типы с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода со стороны педагога. Так, одному требуется вмешательство, чтобы помочь ему обрести самостоятельность.

Другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или включать в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые совершенно не любят физических упражнений, закаливания, их также необходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру межличностного общения.

В работе педагога встречаются типы с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни. Все эти особенности девиантов необходимо учитывать педагогам в работе. В семнадцать лет характер возраста практически стабильный. Завершена физиологическая перестройка организма, произошли физические и психологические изменения, которые проявляются в реакции на внешнее воздействия.

Реакция на события в этом возрасте несколько отличается от реакции взрослых. У девиантов занижена способность к самореализации, организации себя на какое-либо дело. Работа с девиантами обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или переобучения различный отклонений в поведении студента.

Перевоспитание – это трудный процесс и для воспитанника и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. Педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь студенту в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремление, чувства и волю, его деятельность.

Перед педагогом стоит вопрос: как изменить сознание и стремления, как изменить отношение к труду, физической культуре и спорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести студента к процессу самовоспитания и самообразования? Все эти вопросы встают перед педагогом в индивидуальной работе с каждым девиантом.

К этому процессу педагог готовится. Изучив студента, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своего поведения. Это второй этап перевоспитания. Третий этап – это процесс накопления нравственно положительных качеств, поступков девианта. Важно, чтобы этот процесс преподаватель контролировал и при небольших подвижках поощрял студента, направляя его дальше на изменение своего поведения.

Цель педагога в работе с девиантами состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. Важно, чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе человек сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. Это подход к четвертому этапу перевоспитания – процессу самовоспитания, когда девиант должен попытаться выйти из кризиса.

На всех этих этапах преподаватель выступает и в роли консультанта. Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания, кроме преподавателя, включается коллектив студентов, в который попал девиант. Здесь педагог выступает уже в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание своего товарища. Педагог обычно прибегает к одному из методов, порой поставив перед девиантом цель быть похожим на кумира.

Этот нравственный идеал помогает в формировании положительного поведения. Важно знать способности студента, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни. Воспитание и самовоспитание – две стороны единого процесса формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникшая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие личности.

Воспитательная цель осмысливается и принимается в результате систематического, целенаправленного влияния со стороны педагога. В процессе самовоспитания студент выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех детей одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований.

Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Наиболее распространенными приемами самовоспитания являются следующие: самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка. Педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха. Первое – установить контакт, чтобы общение дало возможность познать личность.

Познание личности — второе, о чем должен помнить педагог. Знать мысли, стремления, реакции, планы на будущее. Третье – установить добрые отношения, что поможет в реабилитации. Основными задачами работы педагога с девиантами является контроль за учебным процессом, развитие мотивации учения. Каждый педагог знает, что, если учащийся не хочет учиться, то его научить нельзя.

Значит, у каждого должен быть мотив, побуждающий его применять намеченные действия и знания. Один из путей создания познавательной мотивации – введение проблемных ситуаций. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Для того чтобы добиться повышения уровня мотивации, следует использовать следующие методы...

Отбирать те задания и нормативы, которые студент объективно может выполнить хорошо. Повышать самооценку. Реакция на ошибки должна быть формой помощи. Главное – не порицание, а разъяснение. Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности. Помощь в развитии коммуникативности в студенческой среде оказывается вновь поступившим девиантам.

Мною проводилось анкетирование. Анкета называлась «Изучение учебной мотивации и отношения к учебному предмету».

1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

А) Ура! Сегодня будет физра.

Б) Сегодня можно не присутствовать на физре.

В) Я болею и не пойду на занятия.

2. Я прихожу в колледж для того, чтобы:

А) Узнать что-то новое, интересное.

Б) Заниматься такими предметами, как...

В) Встретиться с такими хорошими преподавателями, как...

Г) Пообщаться с друзьями.

Д) Весело провести время.

Е) Не огорчать родителей.

3. Для того чтобы хорошо учиться, нужно:

А) Иметь интерес к предмету;

Б) Иметь способности к предмету;

В) Хорошо работать на занятиях;

Г) Иметь хорошие отношения с преподавателем.

4. Когда я получаю плохую отметку, то:

А) Стараюсь ее исправить тут же;

Б) Стараюсь исправить на следующей паре;

В) Стараюсь исправить в ближайшее время;

Г) Ничего не пытаюсь делать.

С помощью этой анкеты-методики выясняется уровень учебной мотивации и отношения к учебному предмету. В группе юношей основная проблема – проблема неуспеваемости. Выявление причин неуспеваемости – это трудности в общении с преподавателем, незнание предмета, конфликтные ситуации, возникшие ещё в школе, трудности в процессе адаптации интеллектуальной деятельности к условиям системы профессионального образования. В процессе работы разрабатывались коррекционные программы, способствующие развитию индивидуальных особенностей, познавательной активности.

Проводилась и диагностика отклонений в развитии. Идет подготовка к проведению тестирования детей на выявление: развития личностных способностей и качеств, необходимых для обучения; индивидуальных психологических особенностей определенных типов; уровня восприятия, осмысления, запоминания, зависимость запоминания от индивидуальных особенностей; уровня темперамента и зон выравненности темперамента; уровня мыслительной деятельности.

Учитываются при этом умственные и психические особенности. В течение года идет проведение индивидуальных и групповых бесед, помогающих составить представление о студенте, мотивации поведения и поступков; используется социометрический метод с целью получения оценки состояния группы; проводится диагностирование по методикам с выявлением уровня отклонений в развитии.

При этом преподаватель может пользоваться различными методами: психологическими, педагогическими и др. На вооружении педагога находятся такие методы, как наблюдение и контактная беседа, психолого-педагогическая характеристика, эксперимент. К собственным методикам педагогики можно отнести педагогический паспорт и педагогический эксперимент. Процесс педагогической диагностики имеет следующую структуру…

1. Определение неблагополучия в деятельности и поведении. 2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая. 3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющих данных. 4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы. В течение всего года ведется педагогическая работа и профилактика девиантного поведения студентов.

Рассматривается отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема (причины и условия девиантного поведения). Изучаются социально-педагогические причины отклоняющегося от нормы поведения и исследуется влияние группового общения на формирование личности. Осуществляется педагогическая коррекция девиантного поведения в учебно-воспитательном процессе.

Проводятся общие и специальные профилактические работы в виде применения мер, направленных на создание благоприятных педагогических условий (проведение часов общения, индивидуальных бесед). В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, психологической, средовой). Итак, девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья. Во-вторых, это анти-социальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе успешности учебной деятельности; эмоционально положительной, удовлетворяющей студентов системы взаимоотношений.

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращения возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья. Педагогическая профилактика – это система мер воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития.

Педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий воспитания. Занимаясь этим видом профилактики, педагог может направлять свою деятельность на воспитательный микросоциум, изменяя характер отношений, воздействий на девианта. Он также может воздействовать на его представление об окружающих и взаимоотношениях с ними и изменять их.

Наконец, он может способствовать изменению позиции девианта по отношению к социуму. В психолого-педагогической работе и профилактике девиантного поведения проводятся индивидуальные беседы, часы общения, направленные на создание благоприятных социально-педагогический условий студентам, имеющим отклонения в развитии, поведении. Для каждого может быть разработана индивидуальная коррекционная программа.

В картах наблюдений отмечаются наблюдения, изменения в поведении, успеваемости. Постоянно проводятся беседы с классным руководителем о поведении на занятиях по физической культуре, активности, успеваемости. В процессе работы проводятся часы общения, экскурсии. В работе используются педагогические методы, направленные на коррекцию недостатков характера (коррекция нервного характера, метод коррекции через спорт и труд), методы психотерапевтические (убеждение, внушение, само-убеждение).

В последнее время произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Первоначально, с чего начинает педагог – это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогают педагогу представить ситуацию в ней.

Педагог в работе с семьей прибегает к помощи метода убеждения. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовым знаниями, чтобы убедить в последствиях антиобщественного поведения. Методом убеждения он может добиться, чтобы девиант сам начал искать пути выхода из ситуации. Проводятся и индивидуальные беседы с родителями о поведении и результатах учебной деятельности их детей.

План характеристики.

1. Отношение к учебе: старательность, потребность в учебе, положительное отношение к учебе.

2. Поведение на занятиях: активность, дисциплинированность, внимательность (следит за указаниями), учебные интересы (особенно интересуется предметами), реакция на похвалу (замечания принимает близко к сердцу и старается действовать в соответствии с ними).

3. Отношение к труду: самостоятельность, целенаправленность (продумывает весь процесс работы), выносливость, интенсивность (работает в полную силу), культура труда (чистота рабочего места), настойчивость (трудности преодолевает уверенно, с упорством), отношение к работе (готов выполнить любую работу, тяжелую, неприятную), добросовестность (старается выполнить точно, качественно), сознательность, критичность (соглашается с критическими замечаниями), способность к творчеству.

4. Отношение к общественной собственности: бережливость, сознательность и ответственность (отношение к сохранению средств).

5. Поведение в коллективе: способность к контакту (легко завязывает дружбу, отношение со сверстниками, прост в общении, свободно находит контакт с разными людьми), ответственность (испытывает чувство ответственности за свое отношение к товарищам, считается надежным другом), товарищество (считается с мнениями товарищей, их интересами, готов придти на выручку), вежливость, уживчивость (старается не вступать в споры, стремится удержать товарищей от резких конфликтов).

6. Отношение к взрослым: тон общения, умение подчиняться, дисциплинированность, правдивость.

7. Специальные задания и обязанности.