Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья
Подвижная игра – средство гармоничного развития ребенка.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Значение подвижной игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Значение подвижной игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие, а также обеспечивали чередование психофизической нагрузки. Чрезвычайно важен настрой и тон руководителя (педагога, психолога, воспитателя). Он должен быть бодрым, ласковым, спокойным, давать детям эмоциональный заряд, вселять уверенность в своих силах. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние детей (возбудимость, вялость, суетливость и т.д.), уметь вовремя предупредить конфликты между чересчур активными и нетерпеливыми детьми. Важно быть способным самому включиться в игру, взять на себя какие-то роли.
Методика проведения подвижной игры с детьми младшего дошкольного возраста
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
1.Выбор игры. Игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому подбирают игры с одним – двумя основными движениями. Важно учесть, что в этом возрасте ребенок плохо владеет своими движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Поэтому игры для младших дошкольников подбирают простые, интересные, разнообразные, с обязательным чередованием движений и отдыха.
2.Сбор детей на игру и создание интереса. Собрать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре. Начинать игру с 3 – 5 детьми, постепенно начинают вовлекаться в игру остальные дети. Для создания интереса можно взять колокольчик или игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка и вовлечь его в игру.
3. Объяснение правил игры. Ведется поэтапно, в ходе игровых действий может быть в форме двигательного рассказа. Должно быть выразительным, эмоциональным. Если в игре есть слова, то специально разучивать их не следует, дети их запомнят в ходе игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей (чаще всего в круг).
4.Распределение ролей. Если игра не знакома детям, то воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли, когда дети освоятся в игре, поручает роль самим детям. Если игра знакома детям, то для выбора водящего можно использовать считалки.
5.Руководство ходом игры. Главная задача педагога в игре – стимулировать двигательную деятельность детей. Участие воспитателя и руководство игрой необходимо (личный пример). Если ребенок нарушает правила не надо его упрекать, исключать из игры. Необходимо поощрять тех, кто действует правильно, проигравших не назначать ведущими. Держать в поле зрения ослабленных детей, предусматривать для них передышку. Смотреть, чтобы дети не бездействовали. Подсказывать лучший способ действия. Воспитатель подаёт сигналы, произносит слова. Игры большой подвижности повторяются 3 – 4 раза, более спокойные 4 – 6 раз. Паузы между повторениями 0,3 – 0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры 5 минут.
6.Подведение итогов игры. Анализ игры положительный, оптимистичный, конкретный, короткий. Детей надо обязательно похвалить за участие в игре.
Методика проведения подвижной игры с детьми среднего
дошкольного возраста
В средней группе движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке. Детей уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры. Методика проведения подвижной игры:
1.Выбор игры. Дети среднего дошкольного возраста проявляют большее желание к играм с динамичными движениями. Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. Увеличение их двигательных возможностей позволяет подбирать игры с разнообразными видами основных движений: с метанием, прыжками, бегом, и др.
2.Сбор детей на игру и создание интереса. С детьми средней группы следует заранее договориться: в какую игру они будут играть, где соберутся и по какому сигналу ее начнут. Можно прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Хороший результат дает короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
3. Объяснение правил игры. В средней группе, проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут вызвать у играющих затруднения.
4.Распределение ролей. В средней группе воспитатель изредка выполняет главную роль. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем поочередно остальным детям группы.
5.Руководство ходом игры. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. В средней группе воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры. Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться). Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Игры большой подвижности повторяются 3 – 4 раза, более спокойные 4 – 6 раз. Паузы между повторениями 0,3 – 0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Продолжительность подвижной игры 8 – 10 минут.
6.Подведение итогов игры. В средней группе воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. После окончания игры обязательно отмечают тех, кто был наиболее активным и достиг определенных успехов. Это вызывает у дошкольников чувство уверенности в своих действиях. И обязательно нужно похвалить всех детей.
Методика проведения подвижной игры с детьми
старшего дошкольного возраста
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
1.Выбор игры. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3 - 4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
2.Сбор детей на игру и создание интереса. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры.
3.Объяснение правил игры. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
4.Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.
5.Руководство ходом игры. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания нужно в доброжелательной форме. Игры большой подвижности повторяются 3 – 4 раза, более спокойные 4 – 6 раз. Паузы между повторениями 0,3 – 0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Продолжительность подвижной игры
6.Подведение итогов игры. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
Содержание подвижных игр для детей с сохранным развитием
в разных возрастных группах
II младшая группа: 1. «Найди свой домик»
Ход игры: дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдемте гулять!» – говорит воспитатель. Дети расходятся по площадке (комнате) группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой!» все бегут обратно в свой домик. Игра повторяется 3 – 4 раза. Указания к игре: если на первых порах дети недостаточно ориентируются в пространстве, нужно разрешить садиться на любой стул, а уже потом вводить правило занимать только свой домик. Варианты игры: вместо индивидуального домика – стула можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты (площадки) и собираться там по 4 – 6 человек. По сигналу «домой!» дети бегут в свои домики.
2.«Найди свой цвет»
Материалы: флажки 3 – 4 цветов (по числу детей и еще по одному каждого цвета). Ход игры: дети получают флажки: одни зеленые, другие синие, третьи желтые – и группируются по 4 – 6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый). По сигналу воспитателя «идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате) группами или в одиночку. По новому сигналу «найди свой цвет!» дети бегут к флажку соответствующего цвета.
3.«Мыши в кладовой»
Материал: веревка. Ход игры: «мыши» (дети) сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки на высоте 40 – 50 см протянута веревка. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем дети. «Кошка» засыпает, и «мыши» бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и делают вид, что грызут сухари или другие продукты. «Кошка» внезапно просыпается, мяукает и бежит за «мышами». «Мыши» убегают в норки (воспитатель не ловит детей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, «кошка» засыпает, и игра возобновляется. Указания к игре: во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: пойманные «мыши» пропускают одну игру (остаются сидеть на стульях возле «кошки»), а при последующем повторении снова играют.
Средняя группа:
1.«Найди себе пару»
Материал: флажки (по числу участников – по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары). Ход игры: в игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу «найди себе пару» дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. Один ребенок остается без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят: «Ваня, Ваня (Маша, Оля, и др.), не зевай! Быстро пару выбирай!». Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке (комнате), и игра повторяется. Указания к игре: во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.
2.«Лиса в курятнике»
Ход игры: на одной стороне площадки очерчивается курятник (размер зависит от числа играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки огорожена лисья нора. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой. По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «лиса!», «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Когда «лиса» поймает 2 – 3 кур, на эту роль назначается другой ребенок.
3.«Лиса и гуси»
Ход игры: обозначаются два дома: для лисы и для гусей. Напротив дома гусей, через площадку, – луг, где пасутся гуси. Все дети становятся в ряд – эти гуси на лугу. «Лиса» (воспитатель) говорит: «гуси, гуси, я вас съем». Гуси отвечают: «подожди, лиса, не кушай, нашу песенку послушай, га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!». Лиса говорит: «надоело слушать вас, всех я съем сейчас!». «Гуси» летят домой, «лиса» их ловит. Пойманных отводит в свой дом. Когда «лиса» поймает 3 «гусей», выбирают новую «лису». Правила игры: убегать от «лисы» и ловить «гусей» можно лишь после слов «всех я съем!». Ловить в доме «гусей» нельзя. Указания к игре: «гуси» должны пастись посредине луга, на равном расстоянии от своего дома и дома лисы. Если «лиса» долго не может поймать положенное число «гусей», пойманные ею «гуси» становятся ее помощниками. Можно также вести счет пойманным «гусям», не задерживая их в доме лисы, а сразу отпуская на волю.
Старшая группа:
1.«Накинь кольцо»
Материал: сюжетные или бессюжетные кольцебросы (2 – 6 штук), кольца (в 3 раза больше количества участников). Ход игры: в старших группах используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы: по 2 – 6 колышков на подставках разной формы. Дети набрасывают кольца с расстояния 1.5 – 2.5 м. Игра может проводиться с группой детей (4 – 6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек. Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец. Варианты игры: дети поочередно бросают кольца до тех пор, пока кто-либо не наберет установленное количество очков (6 – 10). Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и др.
2.«Кто больше соберет»
Материал: однородные предметы небольшого размера: шишки, кубики, и.т.п; 2 – 3 корзинки (ведерка). При усложнении игры: повязка на глаза. Ход игры: на полу или на ровной площадке высыпаются однородные предметы небольшого размера. Из числа играющих выбирается 2 – 3 ребенка, им дается корзинки или ведерки. По сигналу «раз, два, три!» они начинают собирать шишки (кубики), при этом разрешается брать в руку только по одному предмету. По сигналу «стоп!» сбор предметов прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто набрал больше. Затем соревнуются другие дети. Игра может повторяться столько раз, сколько есть желающих участвовать в ней. Для более ловких детей, которые чаще других бывают победителями, игру модно усложнить: предложить собирать предметы с завязанными глазами.
3.«Мышеловка»
Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!». По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями и игра возобновляется. Указания к игре: педагог следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог. В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.
Подготовительная группа:
1.«Эстафета с обручами»
Материал: 2 обруча. Ход игры: играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами 1.5 – 2м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5 – 6м от нее кладутся обручи – по одному против каждой колонны. По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги!» – стоящие первыми в колонне бегут к обручам, поднимают его вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает тоже самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место. Выигрывает та группа, которая сделает это раньше.
2.«Спрячь руки за спину» (ловишки)
Ход игры: воспитатель назначает одного из играющих ловишкой, или выбирают его с помощью считалки. Он стоит в середине площадки. Остальные играющие стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай!» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки. Задача ловишки – поймать (коснуться) кого-либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь!», ловишка не может его трогать. Если в течение 1 минуты ловишка не мог поймать никого из играющих, его сменяет новый, которого назначает воспитатель. Правила игры: выбежавший за пределы площадки считается пойманным. Руки можно закладывать за спину только в тот момент, когда ловишка близко подходит к играющему.
3.«Передай мяч»
Материал: мяч. Ход игры: играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч. По слову воспитателя «начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом все четко говорят: «раз, два, три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять! Бросать кто умеет? Я!». Тот, у кого на слове «я» оказывается мяч, выходит на середину круга и говорит: «раз, два, три – беги!». Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходя с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.
Содержание подвижных игр для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
«Горячий мяч»
Материал: фитбол (большой упругий мяч). Ход игры: дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок – победитель. Вариант игры: по команде ведущего меняется направление передачи фитбола; при большом количестве играющих используются два фитбола. Методические указания: ведущему следует напоминать детям об осанке. Направленность игры в формировании вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Подвижные игры для детей с ЗПР
«Что пропало»
Ход игры: на игровой площадке ведущий раскладывает 4 – 5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибается меньшее количество раз. Варианты игры: увеличить количество предметов; уменьшить время запоминания предметов; убрать два предмета. Методические указания: для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям. Коррекционная направленность игры для развития мелкой моторики рук и психических функций.
Подвижные игры для детей с нарушением речи
«Замок»
Ход игры: ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе. Ведущий произносит при этом слова: «на двери висит замок, кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, постучали – и открыли». Методические указания: пальцы сцеплены, основанием ладоней постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны. Игра направленна на развитие моторики мелких мышц кисти.
Подвижные игры для детей с нарушением слуха
«Запрещенный цвет»
Материалы: геометрические фигуры, вырезанные из картона (30 – 40 штук). Ход игры: количество игроков 6 – 8. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, 30 – 40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники). Ведущий называет цвет (например красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше. Варианты игры: собрать только круги (цвет не имеет значения); только треугольники красного цвета; собрать как можно больше фигур, кроме фигур зеленого цвета. Вариантов может быть больше. Методические указания: победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник, и.т.д). Также вслух называет цвет фигур (красный, синий, желтый, и.т.д). Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновение детей друг с другом при собирании фигур. Способствует развитию быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Подвижные игры для детей с нарушением зрения
«Догони меня»
Ход игры: игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок на площадке без препятствий 5х5 метров. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он создает постоянный звук и убегает от ребенка, а ребенок догоняет ведущего, ориентируясь на звук. Методические указания: темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка. Можно помогать ребенку указаниями (немного правее, левее, и.т.д). Развивает умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.
ЛИТЕРАТУРА
1.Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет / Авт.-сост. Э. Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с.
2.Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/под ред. Л.В. Шапковой. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
3.https://helpiks.org/9-37733.html [электронный ресурс] Значение подвижной игры.
4.https://infourok.ru/podvizhnie-igri-dlya-detey-s-ovz-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1018510.html [электронный ресурс] Подвижные игры для детей с ОВЗ.