Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Методика работы концертмейстера в классе вокала
(методические рекомендации)
Выполнил: Курушин Николай Георгиевич
концертмейстер дополнительного образования
Оренбург 2024
Методика работы концертмейстера в классе вокала отличается большей ответственностью и рядом определенных сложностей, в связи с возрастными и психологическими особенностями детского вокального обучения.
В поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в дополнительном образовании. Так как наиважнейшая задача, стоящая перед концертмейстером - совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, развить его общую музыкальность, помочь ему выработать профессиональные навыки работы.
Методические рекомендации основаны на опыте собственной концертмейстерской деятельности.
Данная работа возможно будет интересна пианистам, занимающимся концертмейстерской практикой и полезна только начинающим свою практику концертмейстерам.
Воспитание эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов, ставит в области музыкального образования серьёзные задачи, как перед педагогами, так и перед концертмейстерами. С каждым годом возрастают требования к профессиональному мастерству концертмейстера, включающие высокий уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приемами, психологическую компетентность, а также умение применять эти умения и знания на практике.
Обоснованием актуальности разработки данных методической разработки является востребованность этой специализации в жизни любого музыкального образовательного учреждения. Концертмейстер активно и равноправно включен в разностороннюю деятельность образовательного учебного заведения, выполняя свои обязанности в учебной деятельности, во внеклассной, воспитательной работе , а так же методической работе.
В учебной деятельности концертмейстер удовлетворяет потребности детей в занятиях музыкой, при получении необходимых знаний и навыков, создаёт необходимые для учебного процесса условия. Во внеклассной деятельности помогает педагогу в организации досуга, где совместно с детьми принимает участие в различных внешкольных мероприятиях. В воспитательном процессе создаёт среду для личностного и творческого развития детей, их профессионального самоопределения.
Методическая работа концертмейстера заключается в том, что он принимает участие в проведении открытых уроков, мастер-классов, в написании и реализации учебных программ, методических разработок, проектов и т.д.
Исходя из этого понятно, работа концертмейстера заключается, прежде всего, в помощи учащимся довести работу над произведением до концертного исполнения.
Концертмейстерство является одним из видов деятельности музыканта- инструменталиста. Все концертные выступления солистов и вокальных ансамблей, в той же мере, как и их работа в классе, не обходится без участия концертмейстера. Успешное выступление солиста в полной мере зависит от профессиональных способностей концертмейстера.
Основой для методических рекомендаций стал многолетний опыт работы, основное внимание сконцентрировано на работе с вокалистами, а также вокальными ансамблями и хорами.
Специфика и методы работы концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником «второго плана».
Опытный концертмейстер всегда может снять чрезмерное волнение и нервное напряжение вокалиста перед концертным выступлением, используя весь спектр выразительной игры аккомпанемента. Эмоциональность, вдохновение передаются партнеру и помогают обрести психологическую уверенность, а вместе с ней и голосовую свободу.
Мастерство концертмейстера очень специфично. Оно требует от пианиста не только большого артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских умений, мобильности, знаний психолого-возрастных особенностей вокалистов, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных возрастных групп. Но всё же основным и главным условием совместной с концертмейстером работы является удобство и комфортность, которые обеспечивают солисту чуткий партнер-аккомпаниатор.
В своей самостоятельной работе концертмейстер класса вокала должен подробно ознакомиться со спецификой певческого искусства, строением и возможностями певческого аппарата, особенностями певческого дыхания и артикуляции. Необходимо освоить богатый вокальный репертуар, научиться анализировать особенности фразировки и характерные черты интонационного развития вокальной партии; выявлять смысловые и кульминационные акценты поэтического текста и мелодии.
Большинство вокальных произведений имеет инструментальное вступление. Концертмейстеру необходимо знать, что нельзя заканчивать вступление замедлением, а наоборот, надо предвидеть плавный переход своего движения вокалисту, максимально помочь ему начать правильную фразировку.
Особое внимание уделяется темповой памяти концертмейстера. В ансамбле значение темповой памяти очень велико. Содержания музыкального произведения обычно требует внимательного исполнительского анализа со стороны и солиста, и концертмейстера. Они совместно проходят поэтапное проникновение в произведение. Этот процесс включает в себя выявление важных мелких деталей, подробной остановки в наиболее сложных моментах.
Совместно с педагогом и учащимся проводится анализ характера произведения, развитие динамики, оговариваются конкретные кульминации, цезуры. Все это является кропотливой работой концертмейстера, ведущей к достижению ансамбля с солистом-вокалистом.
Психологический настрой, мобилизация сил, собранность и готовность к выступлению – одно из важнейших слагаемых успешного выступления.
Ансамбль – солист - концертмейстер не может состояться, если концертмейстер не знает специфических особенностей своего партнёра – законов и приемов его звукоизвлечения, дыхания, техники. Без грамотной и вдохновленной поддержки концертмейстера солист не сможет осуществить ни одно своё художественное намерение, особенно это важно в кульминационных моментах.
Методика работы с ансамблями и детскими хоровыми коллективами имеет ряд своих специфических особенностей. Концертмейстер в ансамбле – это объединяющая состовляющая. На пианисте лежит огромная ответственность за темп, движение, агогигические отступления, за художественный образ и общую целостность произведения.
Ансамбль – это единый организм, это «вместе». В работе с ансамблем особо следует учитывать возраст и разноуровневую подготовку участников коллектива. Очень приветствуется и единые внешние атрибуты (стиль и цвет одежды). Также очень важны отрепетированные выход на сцену и уход всего коллектива со сцены, одновременный поклон до и после выступления. Внешние атрибуты всегда производят хорошее впечатление.
Работа концертмейстера с детскими коллективами значительно отличается от занятий с вокалистами. Пианист должен овладеть навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как «цепное дыхание», вибрато, выразительная дикция и др. Именно концертмейстер помогает руководителю в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Не только от дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора.
Концертмейстер должен иметь понятие о дирижерском жесте, вступлении, четком снятии, ауфтакте; уметь выразительно, с правильной фразировкой, подыгрывать мелодию при разучивании нового произведения, при этом, не теряя общей фактуры аккомпанемента; обладать умением быстро понимать дирижера-руководителя, быстро и точно реагировать на замечания в процессе репетиции.
Самое главное в работе концертмейстера – это и вовремя уступить, и вовремя повести, играя ярко, выразительно, соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями отдельного ученика или певческого коллектива.
Осуществляя свою профессиональную работу и реализуя её задачи, концертмейстер постоянно находится в рамках музыкальной педагогики.
Сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе аккомпанирования и художественно-педагогической выстраивания ансамбля с вокалистами, концертмейстерство является ярким примером гармоничного сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. В настоящее время психологическая компетентность концертмейстера важна так же, как и его исполнительские и педагогические способности.
Исполнитель и педагог в одном лице – такое особое место в учебном заведении занимает концертмейстер, так как в повседневной учебной деятельности, концертных и конкурсных выступлениях, его творческие, педагогические и психологические умения трудно отделить друг от друга. Часто концертмейстеру приходится брать на себя роль педагога, помогая учащимся проучивать текст, понимать штрихи, следить за интонационной и ритмической точностью, темпом.
В некоторых ситуациях концертмейстер в прямом смысле выполняет функции психолога, умеет снять излишнее напряжение, нервозность перед выходом вокалиста на сцену, способствует созданию артистического настроя. Волнение перед публичным исполнением вокалиста часто мешает творческому раскрытию, поэтому очень важно постоянно (из урока в урок) воспитывать у учащихся чувство огромной радости и удовольствия от общения с публикой.
Таким образом, одной из важнейших задач концертмейстерской деятельности является плодотворная работа с вокалистом, в процессе которой происходит формирование и развитие способностей обучающегося, его художественно-эстетических взглядов и эмоциональных качеств.
Основная задача концертмейстера - совместно с преподавателем помочь учащемуся в подготовке концертного выступления. Учитывая возраст ребенка, степень его одаренности, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя его на успех. Правильно подобранный материал программы создает предпосылки для успешного исполнения (по силам учащегося, а не по амбициям педагога, нацеленного на конкурсное выступление).
Выходя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего младшего партнера, т.к. очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу после того, как педагог проверил положение рук на инструменте, что может застать концертмейстера врасплох. Конечно, нужно как можно раньше, еще в классе научить учащегося показывать концертмейстеру начало игры, но это умение не у всех появляется сразу. Иногда пианисту бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.
Сцена - это всегда стресс. Педагоги имеют прямое отношение к тому, будет ли ученик испытывать страх, или это будет творческое волнение. Они должны уделять особое внимание работе по приведению нервной системы ученика в рабочее состояние, исключающее перевозбуждение или полное безразличие. Одной из совместных педагогических задач педагога–инструменталиста и концертмейстера является достижение учеником психоэмоционального баланса, его позитивного настроя на успешное выступление (физического и психологического состояния ученика в момент выступления).
В целях выработки стрессоустойчивости можно прибегать к различным приёмам: играть перед воображаемой комиссией, родителями (в роли воображаемой публики могут выступать игрушки, домашние предметы). Во время исполнения учащийся должен быть готов к любым неожиданностям из зала (покашливание, шепот и др.). Главная задача – не остановиться, допеть до конца. Такие «прогоны» программы позволяют нарабатывать сценический опыт. Важен положительный отзыв публики, пусть даже непрофессиональной (соседи, работники музея, библиотеки, благодарные воспитанники детского сада). Так же полезно снимать исполнение на камеру и затем анализировать свое исполнение. Можно, представляя исполнение на сцене, поиграть с включенным на среднюю мощность телевизором или радио. Это вызывает усталость, но вырабатывает сосредоточенность и концентрацию внимания.
В моменты «срывов» ребёнка на сцене профессионализм концертмейстера незаменим – он должен мысленно вернуть солиста в произведение или самому доиграть его до конца, сохранив звучание ансамбля. Именно выдержка концертмейстера в данный момент позволит учащемуся не приобрести комплекс боязни игры на сцене.
Очень важно чтобы воспитание волевых качеств ученика было регулярным и систематизированным.
единомышленника, не как второй после педагога контролирующий и оценивающий орган. При правильно организованной работе у ученика должно сформироваться чувство, что все, чего он добился - он сделал самостоятельно.
Концертмейстер в первую очередь подает ученику пример работоспособности, чуткого отношения к музыке, тогда музыкальные занятия воспитывают у ребенка привычку к работе, трудолюбие, усидчивость. Все эти качества очень пригодятся в дальнейшей жизни учеников.
Очень важно научить обращать внимание ученика на партию аккомпанемента, учить активному слушанию звучания совместного исполнения. Учащемуся необходимо постоянно напоминать про слуховой контроль.
Применяя в своей работе различные методы, не6обходимо помнить, что концертмейстер – это не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём лежит большой груз ответственности, так как начинающий вокалист требует повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. «Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру».
Чтобы всегда оставаться на «высоте», необходимо постоянно поддерживать хорошую «форму», продолжать работать над техникой. Поэтому самостоятельные занятия концертмейстера за инструментом чрезвычайно важны.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста многосторонних знаний и умений по гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, а так же овладению знаниями методики работы концертмейстера. Также необходимо знакомиться с работами мастеров своего дела.
Концертмейстер–это первый помощник и правая рука преподавателю в классе вокала, его музыкальный единомышленник. А для солиста – и помощник, и друг, и наставник, и педагог. Завоевать авторитет хорошего концертмейстера совсем не просто, это постоянная работа над собой - трудолюбие, ответственность, богатые знания, настойчивость, упорство, ежедневное самосовершенствование.
Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него целого комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Список используемой литературы
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, М., 1988.
Люблинский
А.П. Теория и практика аккомпанемента: Метод
ологические основы,
М., 1972.
Подольская
В.В. О работе концертмейстера М, 1974.
Савельева М. В. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии, М., 1999.
Тимакин
Е. «Воспитание пианиста», М.,1989.
Музыкально-энциклопедический словарь,
ред.Г.В.Келдыш
, Изд.2-е. «Большая Российская Энциклопедия», М.,1998.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996.
Рафалович О. «Транспонирование в классе фортепиано». Л.,1963.
Маклыгин
А.Л. Импровизируем на фортепиано. Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов детских музыкальных школ. М., 1994.
Люблинский
А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы, Л., 1972
Подольская
В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа (О работе концертмейстера), 1974.
Мур
Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке,1987.
Кубанцева
Е.И.
Концертмейстерств
о
-
музыкально-творческая деятельность, 2001.
Кубанцева
Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором,