Тема: Методика социализации детей из неблагополучных семей средствами театрального искусства.


Введение

Семья — это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями. Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы. Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет. Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Причины семейного неблагополучия далеко не так просты, как кажется на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике, и социальной сферы России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Актуальность проблемы состоит в том, что все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но также накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

Статистика показывает, что вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Но совсем другая ситуация, когда родители часто употребляют алкогольные напитки, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе [8, с. 54]

Процесс социализации ребенка в таких семьях нарушен. Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права.

Процесс социализации рассматривается в работах А.Г. Асмоловой, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, С.А. Козловой, Т.Д. Пашкевич.

Одним из институтов социализации выступает школа. Роль образовательной организации в работе с детьми из неблагополучных семей является воспитание полноценной, гармонично развитой личности, способной к социально-психологической адаптации в обществе. Одним из методов, используемых в воспитательной работе в школе, является театральная деятельность.

Театральная деятельность помогает ребенку проигрывать ситуацию, «переживать» ее, причем наиболее полно, чем это возможно в реальной жизни. Сцена дает ребенку жизненное пространство, многомерное и гибкое. В то время как реальный мир часто бывает узким и ограничивающим.

Сценическое действие помогает ребенку драматически выражать глубинные эмоции, такие как, страх и гнев. На сцене можно обрести свободу от невыносимого стресса, переживания, получить освобождение от напряжения.

Пространство сцены – это продолжение жизни за пределы критериев ее реальности, которое может сопровождаться музыкой, танцем, светом и цветовым воздействием. Атмосфера театра способствует достижению максимальных терапевтических эффектов, при минимальном риске.

Участие в театрализованных действиях дает возможность психике ребенка освободиться от тягостных и неосознанных травмирующих переживаний в социально приемлемых формах; заполнить дефицит эмоционального развития, путем творческого самовыражения.

Цель исследования: изучить театральное искусство как методику социализации детей из неблагополучных семей.

Объект исследования: дети из неблагополучных семей

Предмет исследования: театральное искусство как методика социализации детей из неблагополучных семей

1) охарактеризовать детей из неблагополучных семей как объект.

2) описать пути социализации детей из неблагополучных семей.

3) рассмотреть задачи и содержание социально-психолого- педагогической помощи детям из неблагополучных семей.

4) провести психолого-педагогическую диагностику социализации детей из неблагополучных семей.

5) разработать проект Программы социально- психолого- педагогической помощи в социализации детям из неблагополучных семей средствами театрального искусства

Методы исследования.

1.Методика «Рисунок семьи»

2.Методика «Сюжетные картинки»;

3.Диагностика отношения ребенка к взрослым и сверстникам;

4.Методика «Сделаем вместе»;

5.Методика «Подели игрушки».

 

1 Теоретико-методические подходы к социализации детей из неблагополучных семей

1.1 Дети из неблагополучных семей как объект социально- психологической- педагогической работы.

Семью можно рассматривать как систему, реализующую ряд важнейших социальных функций - репродуктивную, воспитательную, социализирующую, психотерапевтическую, экономическую и др.

Различают нормально функционирующие и дисфукциональные семьиНормально функционирующей называют семью, которая ответственно выполняет свои основные функции, вследствие чего удовлетворяются основные потребности и обеспечивается жизнедеятельность как семьи в целом, так и каждого ее члена, в отдельности.   В дисфукциональной семье удовлетворение потребностей оказывается нарушенным, что негативно сказывается всех сферах ее жизнедеятельности, а также препятствует реализации личностного потенциала отдельных членов семьи [57, с.14]

Иногда вместо терминов функциональная и дисфункциональная применяются понятия благополучная и неблагополучная семья. Это делается в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть конкретные факторы, обусловливающие нарушения жизнедеятельности семьи, например, низкий уровень материального обеспечения, конфликтность во взаимоотношениях между родственниками, наличие кризисной ситуации и т.д.

Классификация критериев, определяющих благополучие и социально-психологическое здоровье семьи, была разработана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Она включает следующие параметры:

Наличие обоих родителей, состоящих в легитимном (юридически оформленном) браке, и детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений.

Духовно-нравственное благополучие.

Медицинское благополучие.

Социально-бытовое благополучие.

Материальное благополучие.

Отсутствие хронических семейных конфликтов.

Удовлетворенность браком, отношениями в нем.

Единый подход к воспитанию детей со стороны родителей.

Здоровый семейный образ жизни.

Во всем мире именно этот перечень показателей используется для определения нормального функционирования семейных систем. Данный эталон может выступать в качестве базовой модели при разработке концепций и определении направлений социальной и семейной политики государства, а также служить ориентиром в практической социальной работе с семьей и детьми.

К категории проблемных и неблагополучных семейных систем принято относить малообеспеченные, кризисные и асоциальные семьи. Среди малообеспеченных семей выделяются две категории, особенно нуждающиеся в активной комплексной поддержке, это многодетные и неполные семьи [6, с. 7].

Социальные характеристики многодетных семей разного типа весьма неоднородны. Выделяют несколько категорий семейных систем, объединенных по критерию многодетности, каждая из которых имеет свои специфические отличия: дисфункциональные (неблагополучные); экономически уязвимые; благополучные многодетные семьи. 

Основные проблемы экономически уязвимых и дисфункциональных многодетных семей можно разделить на следующие блоки:

экономические и материально-бытовые (крайне низкий доход семьи, неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие необходимых вещей и т.д.);

медико-социальные (ослабленное здоровье членов семьи, вследствие плохого питания, невозможность пользоваться качественными медикаментами и платными медицинскими услугами, развитие хронических

заболеваний, в

случаях

дисфункциональности

- низкая санитарно-гигиеническая культура, пренебрежение здоровьем детей); 

психолого-педагогические (ограниченный воспитательный потенциал семьи, вследствие невозможности уделят достаточное внимание каждому ребенку, в случае

дисфункциональности

- нарушения психосоциального развития детей, конфликты и деструктивные межличностные отношения).

Все чаще и чаще происходят случаи появления психологических проблем детей из неблагополучных семей, и в этом нет ничего странного – семья — это наш социальный институт, колыбель формирования нашего восприятия и характера, от семьи, в большинстве, и зависит то, какими людьми мы вырастем. Актуальным в этой ситуации было бы составить социально-психологический портрет детей из неблагополучных семей. Ведь он все же очень отличаются от остальных. Кроме того, у детей могут возникать различные дисфункции, как психологические, так и социальные проблемы в зависимости от случая и индивидуальных особенностей развития. Несмотря на некие отличия, мы можем классифицировать основные ошибки и причины, которые формируют портрет детей из неблагополучных семей, а, уже проследив причины и закономерности, вывести способы борьбы с этим явлением.

1Что же формирует социально-психологический портрет детей из неблагополучных семей? Сначала рационально было бы рассмотреть, какие же семьи считаются неблагополучными. Стереотипом большинства является то, что, когда мы слышим словосочетание «неблагополучная семья», первое, что приходит нам на ум, — это нехватка денег, остальное мы видим достаточно размыто. На самом деле, это не так. В психологии неблагополучные семьи также называют дисгармоническими, в чем и суть понятия – это семьи, в которых нарушены гармоничные отношения между родителями и детьми. Другими словами – нерациональное воспитание, нехватка удовлетворения основных психологических и моральных потребностей ребенка, неправильное отношение и воспитание. Все это не проходит безнаказанно и влияет на ребенка наихудшим образом. Как именно, зависит от типа дисгармоничных отношений, которые мы сейчас рассмотрим детальнее.

Наиболее часто встречающееся дисгармоничное воспитание – безнадзорное. В таком случае внимание и опека отсутствуют, как таковы, за ребенком не присматривают и не интересуются его жизнью, что уж говорить о достаточном количестве любви и ласки, внимания. Часто это дети из малообеспеченных семей, которые бродяжничают и сами о себе заботятся. Часто они бывают неухоженными, ненакормленными, им не хватает не только высших психологических потребностей, таких как ласка и любовь, но и удовлетворений базовых, как пища, сон, безопасность, чистота и т.п. [7, с. 37].

Так сказать, противоположным поведением к предыдущему будет гиперпротекция, то есть чрезмерная опека. Родители следят за каждым шагом ребенка, насаждают ему свои мнения, свои приоритеты и идеалы, устанавливают постоянные запреты, за нарушения которых приписывают ребенку чувство вины. В этом случае – полное удовлетворение базовых потребностей, но неправильное формирование характера и большое число психологических проблем. Слежка за чувствами, постоянное вторжение в личное психологическое пространство, насаждение своих мыслей и ценностей приводят к тому, что ребенок разучивается мыслить самостоятельно, его поступки кажутся ему эхом поступков родителей. Присутствует раздраженность по этому поводу, накапливаемая злоба, потребность отделиться от родителей, найти для себя личное пространство. Постоянные запреты ведут к обиде, мыслям типа «почему всем можно, а мне нет». Так же с детей подобного типа посмеиваются и издеваются другие, от чего ребенок может перенести всю вину на родителей и возненавидеть их за такую чрезмерную опеку. Ребенок растет раздражительным и неприспосабливаемым.

Одним из видов гиперпротекции является подтачивание действий ребенка не под родителей, а под некий их идеал или живой образец. За такими детьми постоянно висит долг быть идеальными и угождать маме с папой, хотя чаще всего подобное случается именно в неполных семьях, когда один из оставшихся родителей переносит все свое внимание на ребенка, ставя его в центр семьи и наделяя чрезмерной опекой.

Видом дисгармоничных отношений в семье также очень часто является эмоциональное отвержение. Нельзя сказать, что о таком ребенке совсем не заботятся, как в первом случае гиперопеки, рассматриваемого нами. Здесь родители могут снабжать ребенка всем необходимым, дарить ему подарки и заботиться о нем. Но, если сказать точнее – сделать вид. Ведь при случае эмоционального отвержения ребенок ощущает свою ненадобность, отсутствие чувств в его сторону, так нужных ему для развития. Родители могут давать ребенку пищу, игрушки, одежду, все необходимое ему материально, но не проявлять к нему любви и ласки, тем более, в таком случае дитя – ноша, тягость для своих родителей. Эмоциональная отверженность является скрытой, иногда даже сами родители оправдывают ее перед собой. Такие дисгармоничные отношения чаще всего встречаются в случаях не желаемой беременности [12, с. 97].

Наихудшим и, пожалуй, самым тяжелым типом дисгармоничных отношений является насилие в семье. Если родители проявляют к ребенку физическое и психологическое насилие, сомнений нет, что у такого ребенка возникнут тяжелые психологические проблемы, трудности, но и в неких случаях – психологические отклонения.  Дети могут перенимать таким образом поведение своих родителей, или избивать ребенка из-за ожесточения за собственные неудачи. Постоянное физическое насилие за мелкие проступки свидетельствует о психическом отклонении родителя, как и осмысленное психологическое насилие.

В ином случае в семье могут присутствовать безразличие и жестокость. Ребенок в таком случае растет в одиночестве, изолирован от другого мира, в такой семье всем «наплевать» на потребности друг друга.

Дисгармоничные отношения развиваются в семьях, где кто-то из родителей — алкоголик. Влияние, которое этот факт оказывает на жизнь ребенка и его общее благополучие, поистине разрушительно.

Что происходит с ребенком, живущим в семье алкоголиков или наркоманов

Стресс, с которым сталкивается ребенок, растущий в подобной обстановке, влияет на него множеством способов.

Одиночество (пренебрежение). Ребенку необходимо родительское внимание, время и руководство. Если папа — алкоголик, а мама старается ухаживать за ним (или, наоборот, папа заботится о маме), то времени на ребенка ни у кого из родителей просто не остается. Учителя сообщают, что дети из подобных семей зачастую приходят в школу голодными или одетыми неряшливо, плохо или не по погоде. Они болеют чаще своих сверстников и отстают в речевом развитии и во владении социальными навыками.

Жестокое обращение. Дети, живущие в семье алкоголиков или наркоманов, часто подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или родственников. Особенно сильно обнажает темные стороны человеческой души алкоголь, что толкает алкоголика на вербальное, физическое или сексуальное насилие над ребенком [11, с. 57].

Путаница в семейных узах. Если у папы запой, то мама ждет от сына, что тот послужит ей «суррогатным мужем». Точно так же, если у мамы проблемы с наркотиками, папа будет ожидать, что «любимая дочурка» заменит ему жену. В любом из подобных случаев ребенок оказывается связан с родителем нездоровыми семейными узами, а это — форма эмоционального инцеста.

Повышенная настороженность. В семье, где кто-то из домашних пьет или употребляет наркотики, постоянно царит тревожная атмосфера непредсказуемости и неопределенности. Сегодня у папы хорошее настроение, а завтра он набрасывается на домашних в приступе пьяной ярости. В понедельник мама вовремя забирает тебя из школы, а во вторник приезжает с опозданием на два часа и под кайфом. Стресс, который вызывает у ребенка состояние повышенной настороженности и неопределенности, зачастую дает о себе знать в форме физиологических или психологических симптомов — нарушений сна, кошмаров, ночного недержания мочи и неспособности сосредоточиться на уроках.

Невозможность отложить поощрение. Поскольку родитель-алкоголик или наркоман не держит обещаний, то ребенок в подобной семье постоянно ощущает, что поощрения нужно добиваться сейчас, поскольку завтра его уже, скорее всего, не получишь. Такое импульсивное поведение мешает выполнению домашних заданий и нарушает самодисциплину.

Развитие фальшивого «я». Ребенок, который растет в семье алкоголиков или наркоманов, не может быть самим собой. Чтобы выжить, ему приходится играть различные роли — героя, козла отпущения, потерянного ребенка, миротворца, живого талисмана и т. д. Кроме того, у ребенка может развиться зависимое от взрослых поведение, например стремление сглаживать конфликты, нянчиться с младшими детьми и принимать на себя ответственность за боль других.

Подобные паттерны характерны не только для семей алкоголиков или наркоманов; они зачастую развиваются просто в неблагополучных семейных системах. К счастью, детям, которые растут в подобной обстановке, не нужно ждать взросления, чтобы начать лечиться. Мы можем направить их на путь к исцелению уже с детства, обеспечив таким детям возможность разобраться в собственных чувствах, причем сделать это в безопасной обстановке и при поддержке окружающих.

Травма жизни в семье алкоголиков или наркоманов заставляет ребенка чувствовать:

страх (того, что его бросят или обидят);

гнев (на родителей за то, что они его предают);

смущение (например, за появление мамы в школе в пьяном виде);

вину (ребенок считает, что все происходит из-за него);

печаль (обиду) (за то, что никто не уделяет ему внимания).

Еще одна категория семей, которую относят к неблагополучным - неполная семья. Воспитание детей в неполных семьях обладает рядом особенностей:

-В связи с тем, что в семье отсутствует один из родителей в семье, другому родителю необходимо возложить на себя решение финансовых и бытовых проблем. Так же ему нужно компенсировать возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Вследствие этого возникают проблемы, так как совместить эти задачи очень трудно.

- Из-за отсутствия одного из родителей у ребенка отсутствуют возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Например, при отсутствии в семье отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты.

Исследования показывают, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [9, с. 47].

Проблемы, названные ранее с большей вероятностью, могут возникнуть в неполной семье, чем в полной, но] это не говорит о том, что они обязательно возникнут.

Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.

Поэтому, неполная семья, несмотря на возникающие трудности обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Главе неполной семье в данной ситуации необходимо адекватно оценивать особенности сложившейся ситуации и не допускать появления негативных последствий. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно [10, с. 39].

Проблемы неполных семей

* Неполные семьи часто сталкиваются с педагогическими, медицинскими и психологическими проблемами. Но самыми острыми среди таких проблем являются проблемы экономического характера. Родитель очень много времени уделяет зарабатыванию денег, и ребёнок чаще всего предоставлен сам себе, что не слишком хорошо сказывается на его личностном формировании.

* Дети, растущие в неполных семьях, не имеют перед глазами примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье и зачастую они и сами оказываются не готовы к будущей семейной жизни. Отсутствует модель межполовых отношений для ребёнка.

* Еще одной проблемой является качество здоровья детей. Научно доказано, что детки из неполных семей чаще болеют острыми и хроническими заболеваниями. Наиболее тяжелым развод может быть для девочек в дошкольном возрасте, а для мальчиков – в 7-12 лет.

* Возможны также и другие проблемы: проблемы во взаимопонимании ребёнка с оставшимся родителем, склонность ребёнка к побегам из дома, страх потерять «единственного» родителя и т.д.

К сожалению, современная ситуация развития общества не всегда носит в себе положительные предпосылки для формирования и развития полноценной семьи. В мире растет число неполных семей, семей с одним родителем. Причины тому совершенно разнообразны: развод супругов, смерть одного из супругов и нежелании вдовы (вдовца) вступить в последующий брак, рождение ребенка матерью-одиночкой, это объясняется тем, что в настоящее время женщины стали более самостоятельными и предпочитают сами зарабатывать себе на жизнь и обеспечивать своих детей. На сегодняшний день неполная семья имеет множество проблем, касающихся ее жизнедеятельности. Это, прежде всего, проблемы трудоустройства, материально-бытовые, жилищные, психологические, медицинские, проблемы, касающиеся непосредственно детей в неполных семьях.

В жизнедеятельности семьи возникает очень много проблем, которые в конечном итоге могут отложить свой отпечаток на воспитании детей.

Таким образом, воспитательная работа в школе включат в себя программы по оказанию социально – педагогической помощи детям из неблагополучных, неполных семей в условиях взаимодействия различных служб и организаций.

1.2 Пути социализации детей из неблагополучных семей

Семья является первичным институтом социализации ребенка, а его родители, сестра и братья, бабушки и дедушки являются агентами социализации. Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность [6, с. 61].

Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: Идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»); Конформность -- осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [10, с. 9].

Ряд авторов, в том числе и З. Фрейд, выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как: Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья. Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Стыд — это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Социализация личности во многом зависит от деятельности ребенка, его активного участия в труде, от того, какое влияние окружающая среда оказывает на расширение границ его кругозора, как заботятся государство и общество о будущем поколении. Учитываются ли в процессе воспитания возрастные и индивидуальные особенности ребенка, может ли он самостоятельно находить решение своих проблем, насколько поощряют его самостоятельность, как формируется его уверенность в своих силах. Данные качества личности воспитываются в семье. Специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития. Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения. От того, насколько семья социально благополучна и как много времени родители занимаются ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его жизнь в целом [5, с. 97].

Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе [6, с.12].

Если в благополучных семьях дети успешно проходят процесс социализации, у них правильно формируется сознание, мировоззрение, они становятся полноправной личностью, то в неблагополучных семьях дети, как правило, имеют достаточно очевидные отклонения как во внешнем облике, так и в личностном развитии. Особенности внешнего вида детей не всегда возможно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность к такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность и, как следствие, кожные болезни разной этиологии, голодные глаза, затравленный вид, различные хронические и инфекционные заболевания. Что же касается личностного развития, то дети из неблагополучных семей в основном страдают от умственной деградации, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития, социальной дезадаптации, у большинства из них преобладают такие особенности личности, как агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, механизм уголовного подражания, у некоторых низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональна я неразвитость, замкнутость, виктимность, суицидальные попытки.

Таким образом, в зависимости от благополучия или же неблагополучия семьи в корне зависит социализация ребенка, его развитие, станет ли он полноценной личностью, достойная жить в обществе, или же будет изгоем с большим количеством заболеваний и неисчисляемым количеством душевных травм.

Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права.

Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог.

Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности. Организацией такой поддержки семьях занимаются различные учреждения социального обслуживания семьи.

В организации деятельности таких учреждений ключевой является концепция комплексного подхода к обслуживанию населения в рамках работы территориальных социальных сетей, включающих специализированные службы по оказанию социально-реабилитационных, психолого-педагогических, правовых, медико-социальных, материально-бытовых услуг семьям и детям. Типовой моделью организации территориальной социальной работы с мало защищенными категориями населения является Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН), обязательно имеющий в своем составе отделение по работе с семьей и детьми. Также существуют городские и районные службы, направленные на работу с несовершеннолетними и их семьями [4, с. 47].

Рассмотрим подробнее особенности организации деятельности наиболее значимых учреждений системы социального обслуживания семьи и детей.

Специализированные отделения Комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН).  Данные службы подведомственны органам социальной защиты населения городского и районного уровней. Они имеют отделы консультативной помощи, социальной реабилитации, профилактической работы, стационары дневного пребывания и другие подразделения. Специалисты отделений помощи семье и детям КЦСОН  предоставляют клиентам широкий спектр услуг: 
- с целью всестороннего изучения особенностей функционирования семьи, ее материально-экономического, жилищно-бытового положения, социально-психологического статуса проводится комплексная социальная диагностика; подробно анализируется жизненная ситуация, в которой находится каждая конкретная неблагополучная семья, определяются причины кризисов и конфликтов; 
- специалисты КЦСОН осуществляют социально-правовое консультирование, помогают в оформлении документов, связанных с охраной прав детей, принимают участие в защите их законных интересов, содействуют получению социально незащищенными семьями денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций, в случае необходимости, срочной материальной помощи. 
- они также способствуют привлечению дополнительных средств со стороны общественных организаций и частных лиц для оказания адресной социальной поддержки, координируют распределение благотворительной помощи. 
- оказываются посреднические услуги в налаживании связей между клиентами и учреждениями, входящими в сеть социальной поддержки семьи и детей;
- социальные работники реализуют услуги социально-бытового характера, включая обслуживание на дому детей, нуждающихся в постоянном уходе, приобретение и доставку продуктов питания, медикаментов и т.п.;
- в неблагополучных семьях проводятся социально-терапевтические мероприятияпсихолого-педагогическая коррекция, оказывается содействие в  восстановлении здоровых семейных отношений, разрешении кризисных ситуаций. 
- в рамках помощи неполным семьям оказывается помощь одиноким матерям, самостоятельно воспитывающим детей;
- осуществляется, совместно с медицинскими учреждениями, медико-социальный патронаж женщин в период беременности и ухода за ребенком, в случае, если мать неспособна самостоятельно справляться с своими функциями (особое внимание уделяется несовершеннолетним матерям, ВИЧ - инфицированным матерям и/или младенцам, матерям, имеющим инвалидность, женщинам, страдающим наркоманией или алкоголизмом, либо проживающим в алкоголизированных семьях, женщинам, страдающим психическими заболеваниями).

Центры социальной помощи семье и детям. Учредителями государственных центров выступают органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или соответствующие муниципальные органы. Сотрудники центровоказывают содействие в реализации законных прав и интересов семей и детей, улучшении их экономического и материально-бытового положения, а также социально-психологического статуса.
К основным направлениям деятельности центров относятся:

мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей на обслуживаемой территории;

выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

участие в профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.

Городские и районные Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Службы оказывают следующие виды помощи:

проводят комплексную психолого-социальную диагностику детей, выявляют источники и причины их социальной дезадаптации;

содействуют разрешению конфликтных ситуаций в семьях;

способствуют повышению психологической культуры населения в сфере семейного общения;

проводят психолого-педагогическое консультирование родителей, испытывающих трудности в воспитании детей;

осуществляют профилактику кризисов в детско-родительских отношениях;

обеспечивают квалифицированную психолого-педагогическую помощь детям и подросткам (индивидуальная и групповая коррекция внутриличностных и поведенческих нарушений);

проводят тренинги развития коммуникативной компетентности (навыков грамотного общения);

осуществляют коррекцию школьных педагогических воздействий, неблагоприятно сказавшихся на развитии ребенка и породивших школьную дезадаптацию;

организуют условия для полноценного образования на основе диагностики, коррекции и преодоления психолого-педагогических и социальных проблем,

препятствующих включению

в образовательную деятельность.

Помимо перечисленных учреждений, территориальная сеть социальных служб, ориентированных на помощь семье, может включать негосударственные профильные службы, церковные и светские благотворительные организации, подростковые центры и клубы, дома молодежи, культурно-досуговые учреждения для семьи и детей и др.

Помимо социальной работы непосредственно с семьями, одной из важнейших функций социальных работников является посредничество между семьей и различными субъектами социальной помощи, среди которых наиболее важны органы социальной защиты, образования и здравоохранения, муниципальные структуры, службы помощи семье и детям, а также службы занятости (32, c.204-207).

Органы социальной защиты обеспечивают возможности получения пособий и льгот, семейных путевок, организуют адресную социальную помощь, в том числе, материальную.

Органы образования ответственны за организацию системы доступного дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности детей, способствующих развитию их личностного потенциала. Они также могут содействовать распространению учебной литературы и школьных принадлежностей по льготным ценам (или бесплатно) и организации полноценного отдыха детей в оздоровительных лагерях. 

Органами здравоохранения осуществляется помощь в приобретении бесплатных или недорогих лекарств, организуется посещение специалистами на дому, предоставляется льготное санаторно-курортное лечение детей. Особое внимание должно уделяться профилактическим программам, например, витаминизации. 

Муниципальные органы власти призваны создавать условия для повышения уровня и качества жизни малообеспеченных семей, в частности, предоставляя возможности для улучшения жилищных условий. Они также оказывают содействие в создании различных общественных организаций, например, благотворительных фондов, ассоциаций многодетных семей, одиноких матерей, одиноких отцов, а также негосударственных центров социальной, психологической, педагогической, юридической поддержки.

Службы занятости обязаны содействовать первоочередному трудоустройству многодетных и одиноких родителей, их обучению и переобучению, а также следить за строжайшим соблюдением прав безработных граждан, имеющих многодетные семьи, либо самостоятельно воспитывающих детей. 

В настоящее время в деятельности перечисленных организаций отсутствует должная координация и слаженность, что значительно снижает эффективность социозащитных мероприятий. Совершенствование социальной работы в данной сфере, возможно за счет расширения полномочий специалистов, непосредственно работающих с социально неблагополучными семьями. Важно, чтобы в отечественной практике заработал принцип полифункциональной деятельности социального работника. Специалист должен получить возможность не только осуществлять диагностику, консультирование и социально-терапевтические мероприятия, но и координировать комплексную программу помощи, определяя ее основные направления, привлекать дополнительные ресурсы и осуществлять управленческую функцию в процессе взаимодействия различных субъектов социальной помощи семье и детям.

1.3 Задачи и содержание социально-педагогической помощи детям из неблагополучных семей.

Почти в каждой школе есть дети из неблагополучных семей. Такие дети могут длительное время пропускать школу, учиться неудовлетворительно, копить задолженности по предметам, систематически нарушать правила поведения. К школе и к учителям современные законы в сфере образования предъявляют требования обучения всех учащихся и получения ими основного общего образования. Многие учителя задаются вопросом, как обучать и влиять на учащихся, семьи которых находятся в социально-опасном положении? Как работать с такими семьями педагогу? Входит ли в обязанности классного руководителя посещение семьи неблагополучного ребенка? Очень часто школа является той отправной точкой, с которой начинается работа с социально-неблагополучной семьей [12, с.56].

Основной целью психолого-педагогического сопровождения является воспитание полноценной, гармонично развитой личности, способной к социально-психологической адаптации в обществе. Для достижения этой цели, как правило, необходимо проведение психокоррекционных мероприятий, направленных на стабилизацию нервно-психического состояния, а также преодоление последствий педагогической запущенности и разрешение коммуникативных и поведенческих проблем ребенка

Нормативной составляющей работы с неблагополучными семьями в школе являются следующие документы:

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ

.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ

 

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21

 

«Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».

Письмо Минобразования России от 21.03.2002 № 419/28–5

 

«О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях».

Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16

 

«О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях».

Для начала необходимо определить, какая семья является неблагополучной или социально-опасной. Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», это семья, находящаяся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [17, с. 36].

В школе практически сразу видно детей из сложных семей, где родители либо не выполняют свои родительские обязанности, либо выполняют их минимально. Такие дети выглядят неопрятно, родители не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка, забирают его из школы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ребенок систематически пропускает учебные занятия, беседы с родителями не приводят к желаемому результату.

Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях?

На организацию, которая осуществляет образовательную деятельность (школа) возлагается обязанность (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;

выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении, оказывать им помощь в воспитании и обучении детей;

оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;

осуществлять систематический контроль за посещением занятий обучающимися;

вести

 

индивидуальную профилактическую работу

 

с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации (Письмо «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»).

Если родители не уделяют должного внимания ребенку в том, чтобы он получил основное общее образование, не контролируют посещаемость ребенком школы, не знают, где находится ребенок, жестоко относятся к нему, используют при воспитании методы психического насилия, то это может стать поводом к тому, чтобы классный руководитель поставил социального педагога или органы опеки в известность о том, что родители не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка [16, с. 81].

Порядок действий педагога в работе с детьми, находящихся в социально-опасном положении:

Выявление учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.

Постановка семьи, имеющей ребенка, находящегося в социально опасном положении на ВШУ.

На внутришкольный учет могут поставить следующие семьи:

семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в школе;

семьи, состоящие на учете в ОВД, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних.

Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога).

В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.

На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета семьи, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.

Классный руководитель (воспитатель/социальный педагог) составляет план индивидуальной профилактической работы с семьей, ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи. Эта работа ведется с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства.

Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе ежеквартально (до 5 числа первого месяца следующего квартала) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления

заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога).

Такой порядок действия указан в нормативных актах субъектов РФ, которые закрепляют порядок ведения в государственных образовательных учреждения учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Например, в г. Москве это Приказ Департамента образования г. Москвы № 51 от 07.02.06 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждения г. Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении».

Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении?

Данный вопрос может быть нормативно урегулирован на уровне субъектов РФ. Это означает, что такая обязанность классного руководителя на федеральном уровне не прописана. В основном такую деятельность ведут органы по делам несовершеннолетних и защите их прав. В письме Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях" отмечается, что работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, определяется исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания.

Классный руководитель должен работать с семьей, обеспечивая связь школы и семьи, устанавливая контакты с родителями обучающихся, оказывая помощь родителям в вопросах воспитания, обучения. Осуществлять контакт с родителями можно, проводя беседы, организуя консультации с родителями обучающихся (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»).

Если положительной динамики после постановки семьи на ВШУ не наблюдается, то социальный педагог совместно с классным руководителем должны известить органы опеки и попечительства о том, что ребенок находится в социально-опасной семье.

Особенности обращения в органы опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства выявляет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью, препятствующей получению образования и надлежащего воспитания [18, с. 87].

Нередко встречаются случаи, когда родители уклоняются от воспитания детей, не забирают детей из образовательной организации, создают детям условия, которые несут угрозу жизни и здоровья ребенка. В этом случае ответственность за попечение ребенка возлагается на органы опеки (ст.121 СК РФ).

Должностные лица общеобразовательных организаций обязаны сообщить о семьях, находящихся в социально-опасном положении в органы опеки и попечительства (

ст.122 СК РФ

).

Руководители образовательных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей в течении 3 рабочих дней обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).

Орган опеки обязан в течении 3 рабочих дней со дня получения сведений от руководителя образовательной организации провести

 

обследование условий жизни ребенка

, установить факт отсутствия попечения со стороны родителей (ст.122 СК РФ).

Случаев, когда дети становятся заложниками неблагоприятных семейных обстоятельств, достаточно много. Самое главное в этой ситуации вовремя обратить внимание на таких детей, выяснить условия их жизни и сделать все возможное для того, чтобы оказать помощь.

2 Организация социально- педагогической работы с неблагополучными детьми в условиях театральной студии

2.1 Социально-педагогическая диагностика социализации детей из неблагополучных семей.

Цель: при помощи различных тестов и методик провести диагностику влияния неблагополучной семьи на социализацию младшего школьников.

Задачи:

- отобрать методики;

- провести данные методики на детях;

- проанализировать полученные результаты;

- оценить эффективность созданной технологии.

Эмпирическая база: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4" г. Москвы. В качестве респондентов выступили 5 младших школьников из неблагополучных семей из 1 А класса.

Методы исследования.

Для диагностики социализации младших школьников из неблагополучных семей были выбраны следующие методики:

1.Методика «Рисунок семьи»

2.Методика «Сюжетные картинки»;

3.Диагностика отношения ребенка к взрослым и сверстникам;

4.Методика «Сделаем вместе»;

5.Методика «Подели игрушки».

Анализ и интерпретация результатов

Методика 1.

Испытуемый№1. Нарисовал своих родителей, а рядом нарисовал семейство кошек, которое по составу идентично составу его семьи. Из этого рисунка можно сделать вывод, что в семье ребёнок испытывает чувство отверженности (потому что он не нарисовал себя), но тем самым он выразил сильное стремление к тёплым эмоциональным контактам (изобразив близкий контакт семейства кошек).

Испытуемый№2. Нарисовал дополнительно к родителям ещё взрослых людей, которые несвязанны с его семьёй. Это может говорить о том, что ребёнок ищет человека, который будет способен удовлетворить его потребность в близких эмоциональных контактах.

Испытуемый№3. Нарисовал семью, которая держится за руки, и подписал под ней «Я, мама и папа на прогулке». Такое изображение может свидетельствовать о сплочённости семьи, психологического благополучия в семье и включённости ребёнка в семью.

Испытуемый №4. Нарисовал маму, папу, себя и брата. Каждый из них, занимался какими - то делами, но располагались они в разных углах листочка, и делали они всё отдельно друг от друга. Такое расположение может указывать на разобщённость членов семьи и может указывать на низкий уровень эмоциональных связей внутри семьи.

Испытуемый№5.Нарисовала маму, папу и себя, и не нарисовал свою младшую сестрёнку. На вопрос, почему не нарисовала, ответила «не хочу, чтобы она с нами жила». Это связано, скорее всего, с ситуацией конкуренции, сложившейся в её семье с появлением маленькой сестры.

Методика 2.

Испытуемый№1.По этой методике получил самый высокий балл. С удовольствием раскладывает картинки, обосновывает свой выбор, все действия сопровождаются улыбкой и одобрением по отношению к положительным поступкам и негодованием по отношению к отрицательным.

Испытуемый№2.Правильно раскладывает картинки и обосновывает свои действия. Но эмоциональные реакции очень слабо выражены. Периодически сомневается в том, или ином своём решении.

Испытуемый№3.Ярко выраженное эмоциональное сопровождение выбора той или иной картинки. Чёткое обоснование, почему так делать можно, а почему так нельзя.

Испытуемый№4.Правильно раскладывает картинки, даёт развёрнутый ответ, почему он сделал именно так, но не проявляет практически никакого эмоционального отношения к той или иной ситуации.

Испытуемый№5. Не проявила особого интереса к этому заданию. Выполняла его с неохотой. Часто положительные и отрицательные поступки, показанные на картинках, оказывались в одной и той же стопке.

Методика 3.

Испытуемый№1. «Мой воспитатель»- довольно старательно была изображена учительница. При рисовании были использованы разные краски, было проявлено огромное желание к рисованию.

«Моя семья»- Были изображены реальные члены семьи, но себя, как и при проведении предыдущей методики, ребёнок рисовать не стал. Из рассказа о рисунке мы узнали, что родители очень много работают, и их очень часто не бывает дома. Поэтому ему очень часто приходится оставаться одному дома.

«Ребёнок - детское общество»- себя ребёнок изобразил у компьютера. Он играет в любимую игру. Вверху рисунка изобразил одноклассника, который ему нравится.

Испытуемый№2. «Мой воспитатель»- проявил огромное нежелание рисовать, но через некоторое время выбрал жёлтый цвет бумаги и изобразил персонаж, который находится в жилой комнате и держит в руках, какой-то предмет, что это за предмет объяснить не захотел.

«Моя семья»- изобразил на рисунке себя, маму, папу, дедушку и бабушку, которую он очень любит. На рисунке также присутствует женщина, как стало ясно из рассказа это мамина подруга, которая часто приходит к ним в гости и вместе с ней они играют, часто проводят праздники вместе. «Ребёнок - детское общество»- ребёнок очень любит гулять на улице и любит окружающую его природу. Как видно контакта со сверстниками не происходит, на рисунке изображена девочка, но как выяснилось из рассказа, ребёнок её не любит.

Испытуемый№3. «Мой воспитатель»- изображена учительница на празднике 8 марта с букетом цветов в руках, который подарил ребёнок. Самые тёплые слова в адрес учителя, эмоционально окрашен рассказ.

«Моя семья»- изображена семья в полном составе, отмечают папин день рождения. Рисунок изображён на оранжевой бумаге, что свидетельствует о положительных эмоциях, вызванных этим событием.

«Ребёнок - детское общество»- во время выполнения задания ребёнок просил нарисовать что-то другое.

Испытуемый№4. «Мой воспитатель»- ребёнок понимает, кто такой воспитатель и чем он занимается. Об этом свидетельствует сюжет рисунка. Но от пояснения к рисунку он отказался.

«Моя семья»- изобразил на рисунке только себя и брата. Брат слушает музыку, а он сидит, рисует. На вопрос, а где же родители, сказал, что ещё не вернулись с работы.

«Ребёнок - детское общество»- изобразил себя и своего друга на прогулке в парке аттракционов.

Испытуемый№5. «Мой воспитатель»- отказалась выполнять это задание.

«Моя семья»- нарисовала себя и родителей, шагающих по направлению к дому, взявшись за руки, а маленькую сестрёнку изобразила сидящей на скамейке и плачущей.

«Ребёнок - детское общество»- нарисовала себя и свой класс. При разговоре о рисунке пояснила, что она рассказывает интересную историю, а все её с интересом слушают.

Методика 4.

Испытуемый№1.

Отрицательная нравственная направленность личности: 1 балл

Положительная нравственная направленность личности: 8 баллов

Общительность, контактность ребенка: 6 баллов

Заинтересованность в предложенной деятельности: 6 баллов

Испытуемый№2.

Отрицательная нравственная направленность личности: 0 баллов

Положительная нравственная направленность личности: 8 баллов

Общительность, контактность ребенка: 5 баллов

Заинтересованность в предложенной деятельности: 6 баллов

Испытуемый№3.

Отрицательная нравственная направленность личности: 2 балла

Положительная нравственная направленность личности: 2 балла

Общительность, контактность ребенка: 4 балла

Заинтересованность в предложенной деятельности: 4 балла

Испытуемый№4.

Отрицательная нравственная направленность личности: 1 балл

Положительная нравственная направленность личности: 5 баллов

Общительность, контактность ребенка: 6 баллов

Заинтересованность в предложенной деятельности: 6 баллов

Испытуемый№5.

Отрицательная нравственная направленность личности: 1 балл

Положительная нравственная направленность личности: 6 баллов

Общительность, контактность ребенка: 6 баллов

Заинтересованность в предложенной деятельности: 4 балла

По результатам обследования при помощи данной методики можно сказать, что все испытуемые показали высокие результаты готовности к совместной деятельности. Что является немаловажным для дальнейшего обучения в школе, а также для приобретения дальнейшего опыта в жизни.

Методика 5.

Всеми испытуемыми был сделан правильный моральный выбор. Несмотря на то, что некоторые сначала колебались при принятии решения. У каждого на то были, конечно, причины, если учесть, что поделиться они должны были с незнакомыми людьми. Они всё равно пришли к выводу, что нужно поступить именно так.

Алгоритм создания технологии по работе с младшими школьниками из неблагополучных семей

1.Знакомство со всеми имеющимися сведеньями о семье и ребёнке;

2.Установление контакта с ребёнком и членами его семьи;

3.Выявление проблем семьи и причины их возникновения

4.Подборка форм и методов работы с семьёй

5.Проведение исследования

6.Интерпритация полученных результатов

7.Анализ полученных результатов

8.Патронирование семьи, если оно необходимо.

ВЫВОДЫ

Методики, которые были проведены на детях, наиболее полно дают возможность выявить то, кто дома занимается их воспитанием, какой микроклимат наблюдается у них в семье, какие межличностные отношения у них с родителями, братьями и сёстрами и другими членами их семей. Также они позволяют выявить то, чего не хватает ребёнку в семье и при малейшем подозрении о неблагоприятных условиях сложившихся в семье забить тревогу.

2.2 Проект Программы социально-педагогической помощи в социализации детям из неблагополучных семей средствами театрального искусства (цель, задачи, этапы, направления, основные мероприятия).

Программа социально-педагогической помощи в социализации детям из неблагополучных семей с помощью театральные игр.

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития и чувство защищенности [13, с. 97].

Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья».                                                                                       

Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.

В неблагополучных семьях» складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои проблемы, возникающие при воспитании детей. Им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это дети особого педагогического внимания.

В основу идеи данной программы положен подход об использовании театрального искусства как средства социализации детей из неблагополучных семей.

Театрализация – незаменимый вид социализации, поскольку оказывает влияние не только на участника постановки, но и на зрителя. Объясняется это тем, что человек в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонен отождествлять себя героями книг, кинофильмов, пьес, воспринимая при этом образцы поведения, стиль жизни, им свойственные [25, с.67]. А юные актеры, перевоплощаясь в своих героев, не только действуют за них, но и переживают их судьбы, находят причины тех или иных поступков, чувств и могут проанализировать свое поведение через поведение персонажей. Ими же, чаще всего, становятся реальные исторические лица в реальных исторических ситуациях, т.е. конкретный материал, что позволяет сформировать у школьников верные представления об истории, о жизни и культуре разных народов в разное время [2, с. 7].

Также работа в театре создает предпосылки для создания разнообразных ситуаций успеха, играющих важную роль в становлении личности ребенка, его уверенности в себе и осознании значимости для коллектива и общества. Следует отметить, что полноправными участниками постановки являются не только актеры, но и сценаристы, костюмеры, декораторы, реквизиторы и т.п., в качестве которых выступают сами школьники, следовательно, театр приобщает детей к бережному отношению к своему труду и труду других людей, а также учит действовать самостоятельно.

Готовя сценарий, дети приобщаются к исторической литературе, работают с различными источниками, поэтому даже не заинтересованные историей как наукой, но увлеченные театром ученики получают достаточный объем знаний по предмету. Работа в театре – это, прежде всего, работа в коллективе, поэтому ребенок приобретает коммуникативные навыки, анализирует свое поведение и поведение окружающих, учится находить выходы из конфликтных ситуаций, а также взаимодействует с людьми разного возраста. Т.е. он приобретает большой социальный опыт, а это не что иное, как результат социализации.

Цель и задачи программы «Театральные игры»

Цель: социализация ребенка посредством игровой деятельности и устойчивое развитие его творческих способностей.

Задачи:

• обучение развивающим, познавательным, подвижным, народным, сюжетно-ролевым и режиссёрским играм;

• обучение логике и последовательности движений во всех комплексных игровых упражнениях;

• развитие познавательных процессов;

создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха;

• устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости и скованности в движениях;

• воспитание норм поведения в коллективе при соблюдении определённых правил;

• воспитание выдержки, настойчивости и работоспособности;

• развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления;

• воспитание творческой инициативы.

Методы, используемые в программе:

• игровой метод;

• метод сюжетно-ролевой игры;

• метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре;

• практико-ориентированный метод;

• проблемный метод;

• рефлексивный метод.

Направления работы:

Игровые комплексы различных типов для развития внимания и памяти

Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения

Игры для развития фантазии и воображения

Игры для развития сценического общения

Народные игры

Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные)

Режиссёрские игры

План основных мероприятий:

1 четверть - мероприятие "Посвящение в театралы"

2 четверть - концерт " Сон в Новогоднюю ночь"

Занятия проекта «Театральные игры» проходят в форме игровой деятельности, с постановкой игровых задач, игровых действий под руководством педагога.

Игровые комплексы и упражнения сгруппированы по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Но, в основном используются в сочетании. Занятия ведутся в мелкогрупповой форме, но индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. Педагогу необходимо создать условия для проявления инициативы и самостоятельности ребёнка. Также важно создать творческую атмосферу занятий, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Обучающийся может захотеть сам провести игру, придумать новую. Эта инициативность должна приветствоваться и развиваться педагогом.

На занятиях должна соблюдаться творческая дисциплина. Педагог должен развивать мотивацию обучающихся, поддерживать их уверенность в дальнейших творческих успехах, ставить новые задачи с учётом психофизических особенностей каждого. Необходимо применение деятельностного подхода, когда результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок включается в творческую деятельность, играет, выполняет задания и этюды, обсуждает работу других членов группы и т.д.

Игровой метод не противоречит освоению в конце обучения профессиональных понятий. Например, мы можем путешествовать, играя в Страну Внимания, на Остров Общения, в мир Фантазии и Воображения, на планету Действия.

Метод сюжетно-ролевой игры на более сложном, развёрнутом уровне воспитывает у детей умение создавать и развивать совместную игру в небольших подгруппах, опираясь не только на общие правила игры, но и на сюжетные замыслы партнёров. Метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре воспитывает гибкость и пластичность сценического поведения; коммуникативные навыки; развивает фантазию и воображение.

Практико-ориентированный метод подразумевает, что любое задание выполняется ребенком в игровой форме на сценической площадке с одним партнером или с группой ребят.

Проблемный метод используется при сочинении различных сюжетов игр. С помощью рефлексивного метода обсуждаются итоги занятия и проходит их анализ.

Примерная структура занятия:

1. Разминка. Игровые комплексы:

- для снятия излишнего мышечного напряжения;

- для развития внимания и памяти;

- для развития фантазии, воображения;

- для развития сценического общения.

2. Народные игры.

3. Сюжетно-ролевые или режиссёрские игры.

4. Обсуждение занятия.

В программу включены групповые посещения музеев и выставок, посвящённых истории игры и игрушки, игровых программ; драматических, музыкальных и кукольных театров; концертов и других мероприятий в сфере культуры. Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что будет способствовать устойчивому развитию уровня общей культуры ребёнка, а также освоению дальнейших навыков самостоятельной работы.

Предполагается, что воспитание театром преодолевает личностные проблемы ребенка и активизирует его психические процессы: память, мышление, внимание. Проигрывание на сцене ролей в специально созданных условиях, позволяет ребенку наиболее безболезненно прорабатывать личностные проблемы, приобретая новый опыт взаимодействия с окружающими.

 

Заключение

Семья является первичным институтом социализации ребенка, а его родители, сестра и братья, бабушки и дедушки являются агентами социализации. Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность.

Если в благополучных семьях дети успешно проходят процесс социализации, у них правильно формируется сознание, мировоззрение, они становятся полноправной личностью, то в неблагополучных семьях дети, как правило, имеют достаточно очевидные отклонения как во внешнем облике, так и в личностном развитии. Особенности внешнего вида детей не всегда возможно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность к такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность и, как следствие, кожные болезни разной этиологии, голодные глаза, затравленный вид, различные хронические и инфекционные заболевания. Что же касается личностного развития, то дети из неблагополучных семей в основном страдают от умственной деградации, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития, социальной дезадаптации, у большинства из них преобладают такие особенности личности, как агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, механизм уголовного подражания, у некоторых низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональна я неразвитость, замкнутость, виктимность, суицидальные попытки.

Одним из средств социализации детей является театральное искусство.

Цель программы "Театральные игры" социализация ребенка посредством игровой деятельности и устойчивое развитие его творческих способностей.

Театрализация – незаменимый вид социализации, поскольку оказывает влияние не только на участника постановки, но и на зрителя. Объясняется это тем, что человек в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонен отождествлять себя героями книг, кинофильмов, пьес, воспринимая при этом образцы поведения, стиль жизни, им свойственные [3, с.67]. А юные актеры, перевоплощаясь в своих героев, не только действуют за них, но и переживают их судьбы, находят причины тех или иных поступков, чувств и могут проанализировать свое поведение через поведение персонажей. Ими же, чаще всего, становятся реальные исторические лица в реальных исторических ситуациях, т.е. конкретный материал, что позволяет сформировать у школьников верные представления об истории, о жизни и культуре разных народов в разное время [2, с. 7].

Воспитание театром преодолевает личностные проблемы ребенка и активизирует его психические процессы: память, мышление, внимание. Проигрывание на сцене ролей в специально созданных условиях, позволяет ребенку наиболее безболезненно прорабатывать личностные проблемы, приобретая новый опыт взаимодействия с окружающими.

 

Библиографический список

Бикметов

, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации

индивида /

Е.Ю.

Бикметов

// Социол.

исслед

. - 2007. - №9. - С. 86-92.

Василькова Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т. А. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 210 с.

Васюкова Н. Развивающий потенциал игр-драматизаций // Детский сад от А до Я. – 2008. -№ 4. – С. 36 – 42.

Гайсина, Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности / Г.И. Гайсина // Учитель Башкортостана. - 2010. - №6. - С. 110-113.

Губанова Н. Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей пяти-семи лет // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 4. – С. 28 – 35.

Дементьева, И.Ф. Издержки социализаци

и детей в неблагополучной семье

/ И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 99-106.

Дивицына

, Н.Ф. Характеристика основных функций семьи/ Н. Ф.

Дивицына

//

Семьеведение

. Курс лекций для вузов. - М.: Изд-во

Владос

, 2006. - С. 51-62.

Иванова, Н. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей/ Н. Иванова // Социальная педагогика. - 2008. - №2. - С. 25-34.

Иванова, Н.П. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье/ Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В.

Заводилкина

// Социальная педагогика. - 2010. - №5. - С. 23-31.

Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики/ Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В.

Заводилкина

// Социальная педагогика. - 2010. - №3. - С. 97-108.

Иванова, Н.П. Социализац

ия детей в современных условиях

: (об изменении стратегий и моделей воспитания детей в современной российской

семье) / Н.П. Иванова, О.В.

Заводилкина

// Социальная педагогика. - 2012. - №3. - С. 109-117.

Караманенко

Т.Н.,

Караманенко

Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и

муз.руководителей

дет. садов. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с., ил.

Карпинская Н.С. Игра-драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12.

- С.

17-22.

Карпунова

, Н.М. О

десоциализирующем

влиянии стиля родительских отношений в

дисфункциональной

семье / Н.М.

Карпунова

// Дефектология. - 2009. - №5. - С. 64-70.

Кибирев, А.А. Социально-обучающие практики для детей из

дисфункциональных

семей

в условиях социальной гостиной

/ А.А. Кибирев // Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 67-72.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС,

Крылова, Т. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. - 2009. - №3. - С. 31-44.

Кузнецова, Л.В. Семья к

ак воспитательная среда ребенка

/ Л.В. Кузнецова, А.А.

Буданцова

// Педагогическое образование и наука. - 2010. - №12. - С. 84-89.

Курбатов, А.В. Социализация подростков в современном обществе / А. В. Курбато

в // Педагогика. - 2009. - №3 -

С. 62-65.

Мардахаев

, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л.В.

Мардахаев

.-

5-е изд.,

перераб

. и доп. - М.: Издательство

Юрайт

, 2011.-797с.

Моногарова

, С.Н. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников / С.Н.

Моногарова

, И.П. Рябинина // Классный руководитель. - 2009. - №7. - С. 23-35.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А.

Сластенина

. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Народное образование. - 2003. - 112 с.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2004.

Щеткин

А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с., ил.