* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Методики, применяемые в учебно-тренировочном процессе на занятиях

по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол).

Составил:

инструктор – методист

МБУ ДО ФСН «Озёры»

Скопинцева А.В.

Учебно – тренировочные занятия – это основная форма обучения физическим упражнениям. Они базируются на использовании теоретических знаний и методических умений на применение разнообразных средств, форм обучения в спортивной подготовке обучающихся. От правильного подбора средств и методов обучения зависит воспитательно – образовательный, тренировочный результат всего занятия.

Рассмотрим методики для учебно – тренировочного процесса по игровым видам спорта.

Методика развития быстроты.

Это физическое качество можно совершенствовать, подбирая упражнения, развивающие быстроту ответной реакции, способствующие возможно более быстрому выполнению движений, облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для развития быстроты рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

Методика обучения тактике игры.

1 этап восприятие и анализ игровых ситуаций.

2 и 3 этап охватывают два направления: мышление и действие (перенос теоретического материала (макет) в игру (поле). Последовательность смены действия и состояний в обучении;

4 этап тактического совершенствования искусственное изменение задач для скорости принятия решений в игровых ситуациях.

Тренер находит и подбирает соответствующие упражнения на всех периодах подготовки футболистов. Моделирует игровые ситуации, приближенные по скорости и напряженности к соревновательной обстановке, а также ведение игры по определенной тактической схеме. При тактической подготовке важно целостное понимание задач тренировки для подбора необходимых средств.

Искусственное изменение стандартных и нестандартных ситуаций, решение поставленных задач с различных позиций, с изменением направления атаки, количества атакующих и т.д. Моделируя разнообразные требования и помехи, игроки обретают установку на их преодоление.

Методика тактической подготовки юных с учетом современных тенденций.

Данная методика предполагает использование различных средств, методов, форм организации занятий и включает в себя три взаимосвязанные части (раздела):

- теоретическая подготовка, предполагает усвоение специальных знаний по тактике.

- практическая подготовка заключается в овладении индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.

Анализ игровой деятельности направлен на оценку поведения (действий) игроков в различных игровых ситуациях:

- контроль и анализ игровой деятельности;

- анализ проявления творческих способностей игроков средней линии в различных игровых ситуациях (действия в ситуациях, когда мячом владеет своя команда и когда - команда соперника).

Методика физической подготовки.

Акцент развития скоростно-силовых качеств, использование на данном этапе упражнений взрывного характера (прыжковые упражнения - прыжки, подскоки, выпрыгивания).

Методика техническим действиям на начальном этапе подготовки.

Приемы техники нападения изучают раньше, чем приемы защиты. Это овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы - приемы защиты, направленные на противодействия соответствующему приему нападения.

Методика интегральной подготовки .

1. Качество игровой и соревновательной деятельности определяется комплексом факторов - активность в игровой деятельности;

- качество выполнения технико-тактических действий;

- целесообразность выполнения технико-тактических действий;

- игровое внимание,

- показатели физической, технической подготовленности и уровень развития свойств внимания.

Методика отбора ребенка на секции игровых видов спорта.

Этапы отбора:

- агитация,

- выявление желания и интереса к тренировочным занятиям,

- медицинский контроль;

- диагностика физических особенностей и способностей обучающегося,

- антропометрические данные;

- морфологические данные, овладение техникой и тактикой игры, трудолюбие;

- использование индивидуальных особенностей.

Методика организации и проведения тренировочного занятия.

- Вводная часть занятия - первоначальная организация занимающихся, общая и специальная подготовка к выполнению главных задач тренировочного занятия.

- Основная часть направлена на выполнение главных задач:

овладение техникой и тактикой игровых действий,

ра

звитие двигательных качеств с

илы, быстроты, выносливости, ловкости и др.

- Заключительная часть занятия - создаются условия для уменьшения напряженности организма. После упражнений для улучшения восстановительных процессов делается небольшой групповой анализ успехов и недостатков, то есть подводят итоги занятия.

Методика круговой тренировки на занятиях.

В основе лежат методы:

1. непрерывно – поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Способствует комплексному развитию двигательных качеств;

2. поточно – интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости;

3. интенсивно – интервальный используется с ростом уровня физической

подготовленности.

На тренировках обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно – распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу обучающихся и переход к саморегуляции и самокоррекции.

В конце каждой тренировки тренер – преподаватель дает оценку проведенному занятию.