Методологические аспекты по переходу на новый предмет Основы безопасности и защиты Родины
Добрынин Алексей Викторович, старший преподаватель
кафедры информационно – математического и естественно-научного образования ГАУДПО «ИРО» Липецкой области, e-mail: adobr@mail.ru
В статье рассматривают: аспекты и методические условия перехода на новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Рассматривается формирование определенных условий для вовлечения учащихся в военно-патриотическое движение, приобретение опыта начальной военной подготовке в рамках изменяющихся жизненных ситуаций. Уделяется внимание психологическим основам безопасности.
Ключевые слова: школьный курс «Основы безопасности и защита Родины», воспитание патриотизма, структура программы.
Наступающие изменения в мире и жизни страны, изменения в современном образовании заставляет пересмотреть принципы формирования предметной области ОБЖ. Необходимость качественной подготовки учащихся в вопросах безопасности, службе в армии. Каким будет новый предмет «основы безопасности и защита Родины» в 2023 — 2024 учебном году?
4 августа 2023 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон от № 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации». В измененной редакции закона заменяют название предметной области и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на предмет «Основы безопасности и защиты Родины»
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» предполагает перестройку предмета «Основы безопасности и жизнедеятельности», который проводится в школах уже много лет. Новый курс будет построен на включении вопросов по самым актуальным темам, связанных с безопасностью, как физической, так и информационной. Новый предмет направляет детей к правильной реакции на угрозы возникновения различных экстремальных ситуаций, а также помогает обучить грамотной оценке опасностей и принятию решений в условиях повседневной жизни. Качественно большая часть программы предметной области ОБЖ будет отражена в программе «Основы безопасности и защиты Родины»
Программа нового предмета построена по принципу дополнения текущей программы ОБЖ, она включает расширенные вопросы оказание первой помощи, систему и правила поведения в чрезвычайных ситуациях и важность основ здорового образа жизни, а также и более углубленная программа начальной военной подготовки.
В настоящий момент в федеральной рабочей программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено двумя вариантами реализации содержания, состоящими из отдельных модулей (тематических линий), обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях федеральных стандартов основного общего и среднего образования.
Очень важными целями будущих уроков по основам безопасности и защите Родины будут является воспитание активного гражданина и патриота, обучать ребят: навыкам оказания первой помощи (в том числе и в рамках тактической медицины), умению быстро реагировать и ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать историю своих вооруженных сил, государственную и военную символику, структуру армии и флота РФ. Также выпускники школ и средних профессиональных образовательных учреждений, прошедшие курс ОБЗР, смогут быстрее адаптироваться в рядах защитников Родины, уже имея базовые знания, что поможет им быстрее стать готовым к службе и успешнее выполнять поставленные задачи.
Проведение специальной воинской операции силами ВС РФ показало уровень военной подготовки молодежи, которое обучалось по старым программы ОБЖ и столкнувшись с реальной службой потребовалось достаточно большой запас времени, в течении которого юноши были подготовлены к выполнению воинского долга
Появление нового предмета обусловлено сегодняшней ситуацией в стране (проведение СВО – специальной военной операции, усиливающимся давлением на экономику государства, разрыв экономических и политических связей, отказ от исторической правды в отношении нашей страны), все эти позиции должны быть понятны учащимся и не позволять допускать искажению истины.
Важным элементом программы обучения будут знания по выявлению дезинформации, лжи, обмана или мошенничества (так называемых фейков) в информационном пространстве. Эти знания помогут школьникам развить критическое мышление, что полезно не только для преодоления чрезвычайных ситуаций, но и в повседневной жизни. Практическая направленность предмета – это вовлечение и расширение знаний школьников в профориентации (военное дело, медицина).
Впервые в рамках программы вводится такое понятие как культура безопасности — это воспитание личной ответственности и получение знаний и умений, необходимых в случае создания угроз экстренных ситуаций. Результатом обучения являются практические компетенции учеников о различных аспектах безопасности. Знать и применять правила личной безопасности, правила поведения в экстремальных ситуациях и природных катастрофах, а также основы противодействия терроризму и экстремизму- это важное умения каждого школьника. Курс обучения поможет молодым людям быть более самостоятельными и ответственными в обеспечении своей личной безопасности.
В рамках проводимого Всероссийского форум учителей и преподаватель-организаторов ОБЖ в конце октября 2023 года Татьяной Никитиной, заместителем директора
Центра экстренной психологической помощи МЧС России было представлен психологический аспект предмета ОБЖ - культура безопасности человека, как элемент общей культуры человека. В своем выступлении она отметила какую роль играет позиция ребенка, находящегося в опасности, его действия, возможность предупредить опасную ситуацию. Рассмотрены универсальные принципы безопасности. Устойчивость к быстроизменяющимся событиям и окружающей действительности.
Также в рамках работы этого форума интересным стало выступление одного из автора учебника по-новому школьном курсу «Основы безопасности и защиты Родины» Гололобова Никиты Вячеславовича, который в своем докладе рассмотрел все изменения предметной области. Никита Вячеславович предлагает изменить структура предмета, усилить гражданскую, историко-патриотическую и общественную направленность нового предмета.
При разработке ФОП для предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» были выделены несколько важных модулей: «Тактическая медицина» и «Элементы начальной военной подготовки», где школьники к умению обращаться с автоматом Калашникова добавляют опыт по основам конструирования, сборки и управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА)
Необходимость изучения БПЛА рамках учебной программы предложили в Совете Федерации и поддержали Минобороны и Минпросвещения.
Новый учебный предмет позволит сформировать у школьников активную патриотическую позицию, развить систему ценностей характерную для настоящего защитника Родины
Другой важный результат заключается в формировании патриотического отношения к Родине. Школьники будут изучать основные принципы защиты России, ее границ и территориальной целостности. Они также узнают об истории страны, связанной с безопасностью и защитой. Это поможет поднять уровень патриотизма среди молодежи и формировать гражданскую ответственность.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 http: Электронный ресурс//www.kremlin.ru/acts/bank/48502
3. Официальные сайт ЮНАРМИЯ.РФ Электронный ресурс https://yunarmy.ru/
4. Официальный сайт структурное подразделение городского Дома творчества Пост №1 г. Липецка. Электронный ресурс https://ddtgorod.ru/2020/09/01/czentr-voennopatrioticheskogo-vospitaniya