Методы и формы профессионального обучения в современном обществе.
Крапивина Наталья Сергеевна
КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства»
Обучение на сегодняшний момент, также как и во все времена является сложным процессом и требует определенного подхода, к знаниям, умениям и навыкам. На самом деле эффективность обучения во многом зависит от того кто обучает, и какими качествами преподаватель обладает.
Сегодня в современном мире происходит быстрое устаревание профессиональных навыков преподавателя, это связано с тем, что современное общество постоянно развивается, прогресс идет неумолимо, поэтому преподаватель должен постоянно повышать свою квалификацию, так как профессиональное обучение является одним из важнейших факторов успеха преподавателя.
Управление профессиональным обучением и развитием преподавателей превратилось в последние два десятилетия в ключевой элемент управления для современных образовательных организаций.
И на сегодняшний момент встает очевидный вопрос: как обучать преподавателей, каким образом и что для этого нужно? Большинство образовательных организаций взяло на себя основные функции обучения преподавателей. Многие из них создали постоянно действующие учебные центры, заключили договора сотрудничества с институтами и университетами. Руководители образовательных организаций в настоящее время рассматривают профессиональное обучение педагогов, как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение образовательных целей.
На сегодня мы имеем достаточно большой накопившийся опыт обучения. Сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. Существуют разные мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Что мы понимаем под методом обучения?
Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Метод профессионального обучения преподавателей - это развитие профессиональных знаний, умений и навыков преподавателя с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией образовательного процесса.
Классификация методов профессионального обучения.
Методы обучения стоит, рассматриваются, как многомерное образование, так как методы обучения имеют много сторон.
Методы профессионального обучения также стоит рассматривать как многомерное образование. Множество методов подразделяются на классификации методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков.
В свою очередь классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.
В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Обучение - чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения современного общества, постоянно происходящие в практике применения методов.
Рассматривая сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.
Можно выделить три наиболее популярных классификации, которые пользуются успехом на протяжении последних десятилетий.
Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий.
В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными технологиями.
В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, электронный метод (видеометод).
Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).
Практический (опыт, упражнения, учебно – производственный труд);
Наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся);
Словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
Работа с книгой, с учебником (чтение, беглый просмотр, изучение, конспектирование, реферирование, цитирование, изложение, составление плана);
Электронный метод (видеометод) (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя» электронных площадок, контроль).
Классификация методов по назначению.
В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы (Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения):
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- творческая деятельность;
- закрепление;
_ проверка знаний, умений, навыков.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности.
Тип познавательной деятельности (ТПД) - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся (Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова).
В данной классификации выделяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Сущность методов профессионального обучения
Рассмотрим самые распространенные и интересные составляющие традиционной классификации:
- Рассказ
Ведущая функция данного метода -- обучающая. Сопутствующие функции -- развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ -- это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
- Беседа
Относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода -- побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
- Лекция
От других методов отличается: а) более строгой структурой; б) логикой изложения учебного материала; в) обилием сообщаемой информации; г) системным характером освещения знаний.
Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%.
- Работа с книгой
Стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода -- возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.
- Демонстрация
Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе «активной демонстрации», приобретающей проблемный или исследовательский характер, внимание учащихся концентрируется на существенных, а не на случайно обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются обучаемыми. Хотя при демонстрации слово и не играет главной роли, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для анализа его хода и результатов.
- Видеометод
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации.
Классификация по типу познавательной деятельности.
1.Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:
1) знания обучающимся предлагаются в «готовом» виде;
2) педагог организует различными способами восприятие этих знаний;
3) обучающиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
2. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:
1) знания обучающимся предлагаются в «готовом» виде;
2) педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) обучающиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
3. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
1) знания обучающимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
2) педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3) Обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
4. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
1)педагог вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
2) знания обучающимся не сообщаются. Обучающиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
3) деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии педагогов и обучающихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Если педагог не излагает готовые научные истины (формулировки теорем, их доказательства и т. п.), а в какой-то мере воспроизводит путь открытия этих знаний, то такой метод называют проблемным изложением. По существу педагог раскрывает перед обучающимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем.
Проблемное изложение, как и исследовательский метод, предъявляет высокие требования к научной подготовке педагога. Он должен не только свободно владеть учебным материалом, но и знать, какими путями шла наука, открывая свои истины..
Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность обучающихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем.
Сравнительная характеристика методов профессионального обучения
Профессиональное обучение может проходить как в организации, так и за ее пределами. И то и другое, в чем-то эффективно, а в чем-то оставляет пробелы.
Предлагаю рассмотреть достоинства и недостатки данного процесса.
Обучение на рабочем месте
Обучение вне рабочего места
+ Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации.
Вряд ли точно соответствует потребностям организации
Доступность и частота обычно установлены внешней организацией
Участники встречаются только с работниками этой же организации
+ Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций
+/- Участники могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной необходимостью решить возникшие на работе проблемы
+/- Участники не могут быть отозваны простым уведомлением о том, что им необходимо решить возникшие на работе проблемы.
+ Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ
+ Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах Вашей организации.
- Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты.
- Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть и не возвращена.
+ Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии
+ Может быть более экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении.
+ Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен вне стен организации, а не внутри Вашей организации.
- Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя.
+ В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать какие-то вопросы.
+ Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал непосредственно связан с работой.
- Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения (на примере учебных ситуаций) к непосредственному выполнению реальной работы
Условные обозначения: + преимущества; - недостатки
Формы профессионального обучения
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Виды форм профессионального обучения
Выделяют три группы:
А) фронтальные
При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всего коллектива, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество обучающихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения весь коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого индивида. Ее результативность повышается, если преподавателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность обучающихся. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего обывателя, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.
Б) групповые
При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно - групповые.
В) индивидуальные
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими коллегами. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего коллектива или группы заданий. Однако если обучаемый выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если преподаватель уделяет внимание нескольким учащимся в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализировано -групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент семинара и других занятий.
Следует отметить, что в той или иной ситуации необходимо правильно подобрать форму обучения для получения наивысшего результата. Так как, залог успешного преподавания - компетентность преподавателя. Чем выше уровень компетентности и профессиональных навыков, тем больше шанс, что обучаемые получат и усвоят нужную информацию в правильном русле.
И в заключение статьи хотелось бы отметить, насколько важно правильно выбрать форму и методы обучения педагогу. От этого зависит, насколько качественным будет образование учащихся. В современном мире преподавателю нужно постоянно придумывать что-то новое, искать новые методы обучения, различные подходы к процессу преподавания. Помимо новшеств, есть у каждого преподавателя, хорошо отработанные, проверенные временем практики. Современному преподавателю необходимо подходить к решению данного вопроса системно, используя всевозможные приемы. Процесс преподавания сложен и требует определенных компетенций, но имея определенный уровень знаний и навыков, обучение можно превратить в интересный и увлекательный процесс для участников обучения.
И чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации педагогического процесса, тем он эффективнее. И наоборот, постоянное применение одних и тех же форм работы снижает эффективность воспитания и обучения. Сочетание различных форм организации образовательного процесса дает наилучший результат в образовании.
Список использованной литературы:
Данилов М. А. и др. Дидактика
.
М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957
Лернер
И.Я. Дидактические основы методов обучения
М
.: Педагогика, 1981.
Подласый
И.П Педагогика. Том 1
:М:2002.