Методы и приемы мотивации обучающихся

Существует несколько категорий методов:

  1. Первая категория - формирование личностного сознания. Это методы, направленные на воздействие на умственную сферу личности, чтобы формировать убеждения, взгляды, понимание, суждения и оценки.

  2. Вторая категория - организация деятельности и опыта поведения. Эти методы направлены на воздействие на поведенческую сторону личности, чтобы укрепить положительные поведенческие модели и нравственную мотивацию через практическую деятельность.

  3. Третья категория - стимулирование и мотивация деятельности и поведения. Эти методы воздействуют на мотивационную сферу личности, способствуя стимулированию детей к улучшению поведения, развитию позитивной мотивации и регулированию негативных черт через эмоционально-волевую сферу.

Кроме того, существуют другие системы методов воспитания. Ю.К. Бабанский предложил следующую классификацию:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, примеры.

  2. Методы организации деятельности и поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций.

  3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов, опросные методы.

Классификация В.А. Караковского основана на средствах воспитания и включает следующие группы:

  1. Воспитание словом.

  2. Воспитание ситуацией.

  3. Воспитание делом.

  4. Воспитание игрой.

  5. Воспитание общением.

  6. Воспитание отношениями.

Рожков М.И. определил методы воспитания как "бинарные", то есть "воспитание-самовоспитание". Каждый метод воспитания и соответствующий метод самовоспитания оказывают доминирующее воздействие на разные аспекты человека: интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный, волевой, сферу саморегуляции, практический опыт и экзистенциальный аспект.

Теперь рассмотрим некоторые методы воспитания, которые часто используются в педагогическом взаимодействии между воспитателем и учеником.

Метод переубеждения направлен на изменение мотивов, которые оправдывают неправильное поведение учеников, с целью формирования социально ценных мотивов. При работе с этим методом необходимо использовать следующие подходы:

  • Способствование формированию положительного общественного мнения.

  • Воздействие на ученика через слово и действие.

  • Создание условий для получения учеником положительного жизненного опыта.

Метод переучивания направлен на преодоление негативных привычек, неправильных действий и изменение жизненного опыта учеников. При использовании метода переучивания важно следовать следующим подходам:

  • Вовлечение ученика в активную социально ценную деятельность.

  • Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны ученика.

  • Контроль и проверка соблюдения требований, предъявляемых к ученику.

  • Чёткий запрет на негативные проявления со стороны ученика.

Метод взрыва представляет собой перспективный подход в работе с младшими школьниками. Его цель - быстро разрушить негативные качества и поведенческие шаблоны ученика, отрицательные стереотипы поведения. Конкретные подходы включают:

  • Приведение ученика к сильной эмоциональной реакции на негативные переживания.

  • Создание ситуаций, вызывающих глубокие эмоциональные и моральные переживания, которые приводят к удовлетворению и успокоению.

Важно отметить, что каждый метод воспитания может взаимодействовать с другими методами, и эффективность зависит от системного и четко организованного подхода к воспитанию в коллективе, а также структурированной организации воспитания и самовоспитания.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests