Существует несколько категорий методов:
-
Первая категория - формирование личностного сознания. Это методы, направленные на воздействие на умственную сферу личности, чтобы формировать убеждения, взгляды, понимание, суждения и оценки.
-
Вторая категория - организация деятельности и опыта поведения. Эти методы направлены на воздействие на поведенческую сторону личности, чтобы укрепить положительные поведенческие модели и нравственную мотивацию через практическую деятельность.
-
Третья категория - стимулирование и мотивация деятельности и поведения. Эти методы воздействуют на мотивационную сферу личности, способствуя стимулированию детей к улучшению поведения, развитию позитивной мотивации и регулированию негативных черт через эмоционально-волевую сферу.
Кроме того, существуют другие системы методов воспитания. Ю.К. Бабанский предложил следующую классификацию:
-
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, примеры.
-
Методы организации деятельности и поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций.
-
Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.
-
Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов, опросные методы.
Классификация В.А. Караковского основана на средствах воспитания и включает следующие группы:
-
Воспитание словом.
-
Воспитание ситуацией.
-
Воспитание делом.
-
Воспитание игрой.
-
Воспитание общением.
-
Воспитание отношениями.
Рожков М.И. определил методы воспитания как "бинарные", то есть "воспитание-самовоспитание". Каждый метод воспитания и соответствующий метод самовоспитания оказывают доминирующее воздействие на разные аспекты человека: интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный, волевой, сферу саморегуляции, практический опыт и экзистенциальный аспект.
Теперь рассмотрим некоторые методы воспитания, которые часто используются в педагогическом взаимодействии между воспитателем и учеником.
Метод переубеждения направлен на изменение мотивов, которые оправдывают неправильное поведение учеников, с целью формирования социально ценных мотивов. При работе с этим методом необходимо использовать следующие подходы:
-
Способствование формированию положительного общественного мнения.
-
Воздействие на ученика через слово и действие.
-
Создание условий для получения учеником положительного жизненного опыта.
Метод переучивания направлен на преодоление негативных привычек, неправильных действий и изменение жизненного опыта учеников. При использовании метода переучивания важно следовать следующим подходам:
-
Вовлечение ученика в активную социально ценную деятельность.
-
Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны ученика.
-
Контроль и проверка соблюдения требований, предъявляемых к ученику.
-
Чёткий запрет на негативные проявления со стороны ученика.
Метод взрыва представляет собой перспективный подход в работе с младшими школьниками. Его цель - быстро разрушить негативные качества и поведенческие шаблоны ученика, отрицательные стереотипы поведения. Конкретные подходы включают:
-
Приведение ученика к сильной эмоциональной реакции на негативные переживания.
-
Создание ситуаций, вызывающих глубокие эмоциональные и моральные переживания, которые приводят к удовлетворению и успокоению.
Важно отметить, что каждый метод воспитания может взаимодействовать с другими методами, и эффективность зависит от системного и четко организованного подхода к воспитанию в коллективе, а также структурированной организации воспитания и самовоспитания.