Гринченко Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ ?Биотехнологический лицей № 21? р.п. Кольцово Новосибирской области, стаж работы в школе - 45 лет Миссия учителя, или О том, почему всегда жизнеутверждающее ?Пробуй! Мысли! Твори!? сегодня не звучит оптимистически… (Эссе современного педагога) Эссе ?Пробуй! Мысли! Твори!? как форма сотворчества ?учитель-ученик?, что предложено было мне на курсах дистанционного обучения, посвящённых теме условий плодотворного сотрудничества учителя с учеником, вызывает у меня сегодня не только чувство удовлетворения. А даже смятение. И вот почему. Сегодняшний день, характеризующийся обилием способов доступности самой разной информации, отличается значительно (я бы сказала кардинально!) от тех лет, когда её, этой самой информации, – самого разного содержания, характера, объёма, – не было в доступе таком лёгком (интернет, компьютер в каждом доме, тексты произведений литературы в достаточном количестве)… И учитель, как её, этой информации, НОСИТЕЛЬ, был тем человеком, который для большинства учеников (я, конечно же, говорю о тех детях, для кого знания – умения - навыки в различных видах деятельности были действительной ценностью, без которой не может человек себя ощущать полноценным) являлся фигурой, без которой ученик себе не представлял свою школьную жизнь – в хорошем смысле этого слова. Сегодня же школьная жизнь невероятно облегчилась (лёгкий доступ к абсолютно любой информации!) и одновременно осложнилась значительно: ?потерялась? былая ценность учителя как источника этой информации. А значит, и вопрос о СОТРУДНИЧЕСТВЕ наполняется другим содержанием, потому как: 1) касается он, в первую очередь, тех обучающихся, для которых ЦЕНА знаний и СПОСОБЫ их использования не потеряли своей важности в условиях так называемой ?новой? жизни, которая, к сожалению, характеризуется такими признаками, как потребительство, подчас откровенная нажива, исповедание принципа ?все средства хороши для достижений личных целей? и т.д.; 2) основная масса учащихся (а это дети родителей, чья молодость пришлась на время так называемых ?лихих 90-х?, когда идеалы (личностные ориентиры!) формировались только в плоскости сугубо материальной) ?исповедует? очень ?земные? ценности… Следовательно, вопрос о различных формах СОТВОРЧЕСТВА (?Пробуй! Мысли! Твори!?) приобретает характер а) очень избирательный, б) ?содержательно? очень значимый… … в том смысле, что Ваша - учительская - фигура должна быть столь ВАЖНОЙ для ученика, чтобы он (при наличии имеющегося и такого доступного и без Вас огромного количества информации) НУЖДАЛСЯ в Вас, как в высококвалифицированном и грамотно организующем учебный процесс человеке. Без сомнения, результативность этого содружества должна быть напрямую связана с ОСОБЫМ построением человеческих отношений. Я говорю – вдобавок к высокой квалификации и верно выбранной методике – о ЛИЧНОСТНЫХ качествах педагога, который, в условиях сегодняшнего времени, должен быть ИНТЕРЕСЕН своему ученику – несмотря на ?суровые приметы? нынешнего дня, когда проповедуется и оправдывается расхожая формула жизни – ?нормальные герои всегда идут в обход?… Эта ?интересность? учителя – не в ?экзотике? формальной, а в том его ?содержании?, когда знания, которыми обладает учитель, характер их использования в его, учительской, жизни ощутимы и видимы для ученика так, что становятся и для него НЕОБХОДИМОЙ ЦЕННОСТЬЮ, без которой он уже не воспринимает и в будущем не видит свою взрослую жизнь! Вот почему педагогику сотрудничества рассматривают ныне как особого типа ?проникающую? технологию. Она в своей философской основе – гуманистическая, т.к. отношения в ней по подходу к ученику проявляются как, говоря научным языком, субъектно-субъектные (сотрудничество), а по методам, которые преобладают в нём, - поисковые, творческие, диалогические. Жаль только, что всё это сегодня (и, как видим, это не учителя вина!) не работает в том объёме, каким его себе учитель задумал, который в школу ходит всё-таки не только за зарплатой. Но… ?времена не выбирают. \\ В них живут и умирают. \\ Большей пошлости на свете нет, \\ Чем думать и пенять, \\ Будто можно ТЕ на ЭТИ, \\ Как на рынке, поменять?. Это значит, что жизнь ЗАВТРА и на ЭТОМ не заканчивается… А потому Учитель, терпи: не приходит до срока Ни радость, ни горькая весть. И грустно, что счастье далёко, И сладко: далёко, но есть! Утешить себя он, учитель, может только мыслью о том, что нужно ставить перед собой, как говорится, ?реальные? цели: Я стал доступен утешенью. За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать… …?Свободу? в том смысле, что создал УЧИТЕЛЬ в своей работе благоприятные условия для максимальной реализации достойного существования своего УЧЕНИКА: его возможностей, устремлений, притязаний. Для ученика …хотя бы одного! И удовлетворён должен быть и этим. Кто же (хоть в этой мысли!) не согласится с нашим Поэтом!? Вот чем можно себя утешить. - Это я о смятении чувств, что упомянуты были вначале… Использованная литература: Стихотворение А. Кушнера. Стихотворение А.С. Пушкина Стихотворение ветерана Великой Отечественной войны (имя неизвестно).
Миссия учителя, или О том, почему всегда жизнеутверждающее «Пробуй! Мысли! Твори!» сегодня не звучит оптимистически…