Гринченко Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ?Биотехнологический лицей № 21?
р.п. Кольцово Новосибирской области,
стаж работы в школе - 45 лет
   


Миссия учителя, или О том,  почему 
всегда  жизнеутверждающее ?Пробуй! Мысли! Твори!?
сегодня  не звучит  оптимистически…
(Эссе современного педагога)

       Эссе ?Пробуй! Мысли! Твори!? как  форма сотворчества ?учитель-ученик?,  что предложено было мне на курсах дистанционного обучения, посвящённых теме условий плодотворного сотрудничества учителя с учеником,  вызывает у меня  сегодня не только чувство удовлетворения. А даже смятение.  И вот почему.
      Сегодняшний день, характеризующийся обилием  способов доступности самой разной информации, отличается значительно (я бы сказала кардинально!)  от тех лет, когда её, этой самой информации,  – самого разного содержания, характера, объёма, – не было  в доступе  таком  лёгком (интернет, компьютер в каждом доме, тексты произведений литературы в достаточном количестве)… И учитель, как её, этой информации,  НОСИТЕЛЬ, был тем человеком, который для большинства учеников (я, конечно же, говорю о  тех детях, для кого знания – умения - навыки в различных видах деятельности  были действительной ценностью, без которой не может человек себя ощущать полноценным) являлся фигурой, без которой ученик  себе не представлял свою школьную жизнь – в хорошем смысле этого слова.

      Сегодня же  школьная жизнь невероятно облегчилась (лёгкий доступ к абсолютно любой информации!) и одновременно осложнилась значительно: ?потерялась? былая ценность учителя как источника этой информации. А значит, и вопрос о СОТРУДНИЧЕСТВЕ наполняется другим содержанием, потому как:
1) касается он, в первую очередь, тех обучающихся, для которых ЦЕНА знаний  и СПОСОБЫ их использования   не потеряли своей важности в условиях  так называемой ?новой? жизни, которая, к сожалению, характеризуется такими признаками, как потребительство,  подчас откровенная нажива, исповедание принципа ?все средства хороши для достижений личных целей? и т.д.;
2) основная масса учащихся (а это дети родителей, чья  молодость  пришлась на время так называемых ?лихих 90-х?, когда идеалы (личностные ориентиры!) формировались только в плоскости сугубо материальной) ?исповедует? очень ?земные? ценности…
      Следовательно, вопрос о различных формах СОТВОРЧЕСТВА  (?Пробуй! Мысли! Твори!?) приобретает характер 
а)  очень избирательный,
б) ?содержательно? очень значимый…
… в том смысле, что Ваша  - учительская -   фигура должна быть столь  ВАЖНОЙ для ученика, чтобы он (при наличии имеющегося и такого доступного  и без Вас огромного количества информации) НУЖДАЛСЯ в Вас, как в высококвалифицированном и грамотно организующем учебный процесс человеке. 

Без сомнения,  результативность  этого содружества  должна  быть  напрямую связана с  ОСОБЫМ построением человеческих отношений. Я говорю – вдобавок к высокой квалификации и верно выбранной методике – о ЛИЧНОСТНЫХ качествах педагога, который, в условиях сегодняшнего времени, должен быть ИНТЕРЕСЕН своему ученику – несмотря на ?суровые приметы? нынешнего дня, когда проповедуется и оправдывается расхожая формула жизни – ?нормальные герои всегда идут в обход?… 

    
 
    
 Эта ?интересность? учителя – не в ?экзотике? формальной, а в том его ?содержании?, когда знания, которыми обладает учитель,  характер их использования в его, учительской,  жизни  ощутимы и видимы для ученика  так, что становятся  и для него НЕОБХОДИМОЙ ЦЕННОСТЬЮ, без которой он уже не воспринимает и в будущем не видит  свою взрослую жизнь! 

     Вот почему педагогику сотрудничества рассматривают  ныне как особого типа ?проникающую? технологию.   Она  в своей философской основе – гуманистическая, т.к. отношения в ней по подходу к ученику  проявляются  как, говоря научным языком,  субъектно-субъектные (сотрудничество), а по методам, которые преобладают в нём,  -  поисковые, творческие, диалогические. Жаль только, что всё это сегодня (и, как видим, это не учителя вина!)  не работает в том объёме, каким его себе учитель задумал, который в школу ходит  всё-таки не только за зарплатой.

Но… ?времена не выбирают. \\ В них живут и умирают. \\ Большей пошлости на свете нет, \\ Чем думать и пенять, \\ Будто можно ТЕ на ЭТИ, \\ Как на рынке, поменять?. Это значит, что жизнь ЗАВТРА   и на ЭТОМ не заканчивается… А потому

Учитель, терпи: не приходит до срока
Ни радость, ни горькая весть.
И грустно, что счастье далёко,
И сладко: далёко, но есть!

Утешить себя он, учитель,   может только мыслью о том, что нужно ставить перед собой, как говорится, ?реальные? цели:

Я стал доступен утешенью.
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать… 


…?Свободу? в том смысле,  что создал  УЧИТЕЛЬ в своей работе благоприятные  условия для максимальной реализации достойного существования  своего УЧЕНИКА: его возможностей, устремлений, притязаний.   Для ученика …хотя бы одного!
 И удовлетворён должен быть и этим.
Кто же (хоть в этой мысли!)  не согласится с нашим Поэтом!?
Вот чем  можно себя утешить. -  Это я о смятении чувств, что упомянуты были вначале…


                 Использованная литература:

Стихотворение А. Кушнера.
Стихотворение А.С. Пушкина  
Стихотворение ветерана Великой Отечественной войны (имя неизвестно).