МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АННА ВЛАДИМИРОВНА КОРОВЯКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АИСТЕНОК» ПРИДНЕСТРОВЬЕ, ТИРАСПОЛЬ
ЗАВЕДУЮЩИЙ
Учебный план дошкольного образования является фактическим воплощением организационной модели учебного процесса, учитывающей специфические условия каждого дошкольного учреждения. Это должно обеспечить создание целостного образовательного процесса, целью которого является всестороннее развитие детей дошкольного возраста - физическое, социальное общение, познание, речь, искусство и эстетика –во взаимосвязи.
Нормативные документы определяют новый метод организации образовательного процесса. Изменения в нормативной базе привели к серьезным изменениям, как в организации, так и в содержании детского сада. Дошкольное образование стало первым уровнем в системе образования. Перечень необходимых документов определяется спецификацией. Среди них важное место занимаетосновная образовательная программа дошкольного образования (ООП ОДО).
На основании закона "Об образовании" (статья 12) от 27.06. 2003 года № 292-3-III (САЗ 03-26) каждая образовательная дошкольная организация (ОДО) должна самостоятельно разрабатывать ООП ДО. [12]
Государственные образовательные стандарты определяют, каким должен быть план дошкольной организации, какие условия требуются для его реализации и какое содержание необходимо реализовать, чтобы каждый ребенок мог достичь наилучшего уровня развития своего возраста с учетом личностных и возрастных особенностей.[11]
В статье 12 закона "Об образовании" от 27.06. 2003 года № 292-3-III (САЗ 03-26) говорится, что «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования». Педагоги могут самостоятельно создавать свою собственную модель учебного процесса, следовательно, педагоги свободны в выборе приемов, средств и методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования.[12]
Принцип вариативности также реализуется путем включения в учебный процесс второй части ООП ДО, сформированной участниками. Таким образом, ООП ДО является нормативным и управленческим документом организации, который раскрывает содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
На основании нормативных документов научными коллективами разрабатываются примерные ООП. Примерные ООП перед сдачей экзамена на соответствие государственного стандарта образования и последующим включением в государственный реестр может быть использован дошкольными организациями в качестве методической основы перед разработкой ООП. Таким образом, основной образовательный план определяет содержание и описание модели образовательного процесса, то есть обучающий компонент деятельности ДО.[2]
Проектирование ООП ДО - действие довольно сложное, и процесс профессиональной деятельности администрации детского сада, а также преподавателей еще не полностью разработан. Рекомендуется реализовать его в несколько этапов.
Первый этап. Приступая к проектированию ООП ДО в первую очередь нужно проанализировать имеющиеся в ОДО условия: кадровые, материально – технические, психолого - педагогические, финансовые, предметно – развивающую среду с целю определения соответствия требованиям ГОС ДО. На этом этапе необходимо привлечь родителей.
Задачи этапа: вы должны получить ответ на вопрос: "Что необходимо изменить в существующей системе детского сада, чтобы соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов", и какой положительный опыт его работы может быть использован.
Анализу подлежат:
- Анализ кадровых условий обеспечивает условия для укомплектования штата квалифицированными специалистами, обладающими квалификацией для создания условий для развития ребенка.
-Требования психологических и педагогических условий также связаны с профессиональными способностями педагогов. Психолого-педагогические условия также включают в себя оказание научно-методической поддержки и оказание информационной поддержки самим педагогам.
- Особые требования предъявляются к предметно – пространственной среде главная функция, которой обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала детского сада материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. То есть необходимо создание оптимальной материальной базы и комфортной рабочей обстановки для эффективного протекая образовательного процесса.
-Вопрос финансовых условий по-прежнему актуален, что позволяет более эффективно решать проблемы современного образования и материального базового финансирования. [1]
- Изучение нормативно-правовой основы разработки ООП ДО.
1. Образовательные цели ООП ДО;
2. Структура образовательного процесса (учебный план);
3. Содержание образовательных программ;
4. Технологии обучения и воспитания;
5. Условия образовательного процесса;
6. Организационные механизмы контроля за образовательным процессом и оценки его результатов;
7. Оснащённость дошкольного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности воспитательного процесса и оборудованию групповых помещений;
8. Современная модель взаимодействия дошкольного учреждения с учреждением общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих организацию внеурочной деятельности;
9. Наличие сайта дошкольного учреждения с целью обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа образовательного процесса к информации. [3]
Результатом анализа должен быть список элементов системы, которые необходимо доработать или изменить, а также список новых идей, которые необходимо освоить.
Второй этап. Приступая к разработке основного учебного плана, сначала необходимо создать рабочую группу для разработки и при необходимости внести изменения и дополнения. Мы сами решаем, какой объем работы предстоит выполнить. Рабочая группа будет ознакомлена с ПООП, который является основой для разработки плана.
Согласно распоряжению ответственного лица, утверждается состав рабочей группы, определяется объем работы, который необходимо выполнить, и назначается персонал, ответственный за формулирование определенной части плана, крайних сроков и частоты встреч. В течение срока, указанного в приказе, члены рабочей группы формулируют материалы. Регулярно организуются обсуждения и вносятся коррективы до того, как будет разработана часть ООП ДО. Здесь важная роль отводится заведующему или заместителю заведующего по образовательной деятельности. Он является главным разработчиком и координатором всех мероприятий. [5]
В будущем все части будут объединены в один проект, и результаты, полученные в результате обсуждения, будут совместно доработаны. Деятельность ответственного лица заключается в создании наилучших условий для работы членов рабочей группы, контроле за своевременным выполнением плана и регулярном обсуждении полученных результатов.
Таким образом, важнейшее условие успешности работы педагогического коллектива в разработке ООП ДО - это коллегиальный подход и учет мнений всех заинтересованных лиц, тогда программа в наибольшей степени будет отвечать нуждам всех участников образовательных отношений.
Третий этап. Проект ООП ДО обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете. Поскольку ООП, как и устав, является нормативно-управленческим документом, регламентирующим образовательную деятельность, утверждается она приказом, подписанным руководителем дошкольной образовательной организации и вводится в действие.[4]
В настоящее время существуют документы, которые всецело соответствуют ГОС ДО. К ним можно отнести следующие:
– "От рождения до школы", цель которой заключается в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
– "Детство", цель которой состоит в создании таких условий, при которых педагог сможет содействовать в развитии способностей каждого ребенка, его взаимодействии с окружающим миром, культурной самореализации;
– "Истоки", направленная на обеспечение разностороннего и полноценного развития каждого ребенка;
– "Детский сад по системе Монтессори", в основе которой лежит концепция свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде;
– "Мир открытий", в основе которой заложен системно-деятельностный подход, который позволяет активно развиваться всем участникам отношений, возникающих в процессе образования, то есть детям, родителям и педагогам и т.д.[6]
Специалисты сходятся во мнении, что примерная структура образовательной программы для дошкольных учреждений, отвечающая требованиям современной действительности, должна выглядеть следующим образом:
Введение.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка:
– цели и задачи;
– принципы и подходы к формированию Программы;
– значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения программы:
– целевые установки в обязательной части Программы;
– конкретные цели в части, которая разрабатывается при участии всех субъектов образовательных отношений. [9]
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
– описание образовательной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями развития отдельного ребенка;
– описание различных вариаций, способов, ключевых методов и основных средств реализации образовательной программы;
– часть образовательной программы, которая формируется субъектами образовательных отношений;
– внедрение образовательных технологий, ориентированных на всестороннюю поддержку лиц с ограниченными возможностями.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
– материально-техническое обеспечение реализации мероприятий;
– обеспеченность необходимой методической базой и современными средствами обучения и воспитания;
– режим пребывания детей в ОДО;
– специфика применения традиционных мероприятий;
– особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. [10]
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
– возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована мероприятий программы;
– используемые примерные программы;
– характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. [7]
При этом в процессе моделирования основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ГОС ДО необходимо учитывать ряд специфических особенностей, которые свойственны дошкольным образовательным учреждениям. Прежде всего, необходимо отметить, что в рамках учреждения должны соблюдаться следующие концептуальные условия:
– психолого-педагогические требования (уважительное отношение к каждому ребенку, применение конкретных форм и методов работы в соответствии с личностными особенностями, всестороннее поддержание инициативности и самостоятельности и др.);
– кадровые;
– материально-технические;
– финансово-экономические;
– предметно-пространственная среда, содержание которой должно быть весьма насыщенно, легко трансформируемо, многофункционально, обладать вариативным характером, отвечать принципам доступности и безопасности). [8]
Таким образом, моделирование основной образовательной программы дошкольного образования на современном этапе является стратегически важной задачей для эффективного выполнения своих функций каждым дошкольным учреждением. При этом следует подчеркнуть возможную вариативность каждой программы, обусловленную спецификой районов и самой образовательной организации.
Список используемой литературы
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Как разработать авторскую парциальную программу в контексте регионального компонента. Вариант оформления инновационного опыта детского сада. – М.: АНО ЦДО «Восхождение», 2018.
2. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.
3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: Нормативные документы и практика. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
4. Ельцова и др. Проектирование основной образовательной программы на основе комплексной образовательной программы «От рождения до школы».- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
5. Жукова Л.П. Государственно-общественное управление в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальный книжный центр, 2018.
6. Калина М.А. Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах ДОО. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017.
7. Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
8. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
9. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом – Волгоград: Учитель, 2017.
10. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2017.
11. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
12. Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» от 27.06.2003 года № 292-3-III (САЗ 03-26)