Мое педагогическое кредо.
Педагогическое мастерство складывается из искусства воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Пристальное и внимательное отношение к детям, уважение к ним, искренность в выражении чувств – это все определяет способность педагога осуществлять взаимодействие с учащимися и определяет эффективность его как педагога и воспитателя.
Мое педагогическое кредо можно выразить следующими фразами – «Век живи, век учись» и «Научился сам, научи других». Казалось бы, старо как мир, а актуально и в 21 веке, веке высоких технологий. Как же я претворяю в жизнь данные принципы на практике?
Профессия педагога дополнительного образования – профессия творческая, требующая постоянной работы над собой, пополнения своего багажа знаний. Нужно постоянно постигать новое, быть дисциплинированным, рационально использовать время, быть интересным для детей. Нужно быть готовым предложить что-то новое, быть терпимой к детям, но требовательной к самой себе. также не обойтись без знания педагогики, изучения новых технологий, рекомендаций, специальной литературы. Также нужно делиться опытом, ставить цели, достигать результатов. Ведь роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способностей ребенка, помогать осознать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, оценивать результаты. Развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал, создавать условия для реализации индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Также к своему кредо могу добавить: каждый ребенок имеет способности, каждый имеет чуточку таланта, талантлив по-своему, просто нужно помочь ребенку раскрыться, реализовать свой потенциал. А отсюда еще один из принципов кредо – наберись терпения, педагог, ведь и большая, бурная река когда-то была маленьким ручейком. Отсюда – нужно быть долготерпимым в работе с детьми и их родителями, поддерживать развитие первоначального успеха ребенка и, конечно, творчество.
Чтобы воплотить все это в жизнь нужно самому быть творческим человеком, быть компетентным, оптимистичным, требовательным настойчивым, не сдаваться перед трудностями, не унывать, надеяться на лучшее.
Педагогические принципы складываются из деятельности педагога, которая включает в себя:
1) организационная, обучающая – это направленность изучаемого материала. Достижение прочности знания, его доступность, связь с практикой;
2) воспитательная – знание материала, фантазия и выдумка. Создание хорошей, эмоциональной атмосферы, рациональное расходование времени.
В зависимости от форм организации совместной деятельности нам приходится выбирать методы обучения. При выборе форм учебной работы на занятии учитываются как определенная форма обеспечивает формирование знаний, как влияет на развитие учеников, составляя занятия, нужно подбирать их сочетания, обеспечивать эффективность учебного процесса, результативность учебной деятельности при рационально расходуемом времени.
Эффективность учебного процесса зависит от правильного. обоснованного выбора форм организации обучения, которая обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Педагог дополнительного образования должен иметь педагогические способности- целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество и владеть педагогической техникой. Здесь не обойтись без таких качеств как:
1) умение проявлять сочувствие к ребенку (перцептивность);
2) быть доброжелательным, общительным, инициативным;
3) проявлять эмоциональную устойчивость;
4) креативность, т.е. способность к творчеству;
5) коммуникативность.
Также нужно уметь управлять собой, владеть своим эмоциональным состоянием, техникой речи, телом, проявлять эмоциональную зоркость, эмпатию (сопереживание, сочувствование), педагогическую интуицию, способность к внушению, убеждению, умение взаимодействовать в педагогическом процессе с воспитанниками.
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем общения с детьми, которое производится в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Это как бы некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированная в одной точке, технология предполагает творческий выбор воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Педагогические технологии помогают воспитателю корректировать и совершенствовать профессиональные навыки влияния на воспитанника и указывают путь улучшения взаимоотношения учащихся с детьми.
При индивидуальной работе используется воздействие индивидуально-ориентированное в целях создания условий для физического и духовного развития ребенка. К группе индивидуально- ориентированных способов относятся: просьба, совет, доверительная беседа, акцент на достоинства, симпатия, проекция результата, сосредоточение на результате деятельности. Они стимулируют и формируют самостоятельность. Уверенность и ответственность детей.
Авансирование – принцип отношения к воспитаннику, подход к нему с оптимизмом, верой в его успехи, достижения и способности, которые он еще не успел проявить, но обязательно проявит в будущем. В качестве принципа авансирование выступает как характеристика устойчивой педагогической позиции воспитателя: доброжелательность, ожидание успеха, оглашение положительных качеств, проектирование результатов. Авансирование как бы проецирует общую канву поведения ребенка, а он пытается оправдать ожидания. Образ вербальный – это лексика, стилистика, мелодика, общий строй речи. С первого же слова учителя в сознании детей складывается либо привлекательный, либо отталкивающий образ. Педагогу нужно работать над своим речевым аппаратом и совершенствовать речевые способности.
Образ мимический – внешний портрет человека, создаваемый посредством взгляда, лицевых мышц, линии рта, движения бровей. И общей мышечной подвижности лица. Это одно из самых сильных средств педагогической технологии.
Обращение – словесная форма, указывающая на того, кому предназначена какая-то информация. Это один из способов установления личного контакта и ему нужно уделять достаточно профессиональное внимание. Удачно найденная форма обращения снимает настороженность, рождает доверие. Здесь нужно помнить 3 правила:
1) каждого ребенка нужно называть по имени;
2) дети растут очень быстро и нужно варьировать обращение к детям согласно их возрасту;
3) нельзя допускать, чтобы в присутствии ребенка его называли «он», «она».
Принципы педагогической технологии – это общие, руководящие положения в деятельности учителя, организующего педагогическое воздействие в целях перевода ребенка на позицию субъекта. Субъектность рассматривается как качество личности, которое обозначает способность человека отдавать отчет в своих действиях, ставить цели, осознавать мотивы, выстраивать планы жизни. Среди них нужно отметить ориентацию на социально-ценностное отношение к воспитаннику, признание индивидуальности ребенка, знание особенностей его характера, сформированные отношения.
Педагогическая техника – это элемент педагогической технологии, которая состоит из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма как инструмента воздействия. Условно эти умения можно разделить на:
1) речевые или вербальные (голос, дикция, интонация, темпоритм;
2) неречевые или невербальные (мимика, пластика, жестикуляция, движения педагога по классу);
3) соцально-перцептивные (восприятие, внимание ,наблюдательность, воображение);
Управление эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия, релаксация) через педагогическую технику преломляется как через некую призму реализация всех остальных всех его остальных элементов. Например, если педагог говорит невнятно, ему трудно объясниться с детьми и т. д. педагогическая техника выступает обязательным условием реализации педагогической технологии в процессе педагогического воздействия.
Педагогическая технология – компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающий свободу личностного проявления и социокультурную норму. Практически педагогическая технология реализуется через систему слагаемых, среди которых можно выделить основные:
1) технологию педагогического общения;
2) технологию педагогической оценки; педагогического требования, создания и разрешения конфликта, информативного воздействия (речевого и демонстрационного).
И дополнительные:
1) технологию организации групповой воспитывающей деятельности;
2) создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата;
3) этической защиты
4) организации воспитывающей среды, педагогической реакции на поступок.
Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным, когда освоены только ключевые операции основных слагаемых педагогической технологии и профессиональным, когда педагог владеет палитрой педагогических операций по всем слагаемым данной технологии.
Дополнительное образование детей – составная часть общего образования, это образование, позволяющее обучающимся приобрести потребность в познании и творчестве, возможность реализовать себя. Оно решает такие задачи:
1) способствует выбору индивидуального образовательного пути;
2) обеспечивает каждому ребенку «ситуацию успеха»;
3) содействует самореализации личности ребенка, влияет на качество жизни, приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению результата.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования строится в совокупности развивающего образования и обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую функции. Дополнительное образование опирается на принципы: гуманизация, индивидуальный подход к каждому ребенку, педагогика сотрудничества, сотворчества.
Ожидаемые результаты. Мониторинг результативности педагогической деятельности включает в себя отслеживание, анализ, прогноз, т. е. соответствие реальных результатов предлагаемым целям. Проблема мониторинга рассматривается с двух позиций – позиции теории и позиции технологии. Нужно ответить на вопросы: что мы хотим достичь, что мы можем, как можем достичь. Давая ответы на эти вопросы, педагог пытается найти ответы на вопросы – какой результат должен быть в ходе моей педагогической деятельности, как измерить этот результат. Любое дело должно быть нацелено на конечный результат. Его следует рассматривать с различных точек зрения:
С одной стороны результатом можно считать сумму достижений: звания, места, награды, результаты конкурсов и т. д. Да, достижения нужны, но какова их цена, какие средства и силы внесены в этот результат? С другой – нет званий, мест, наград, но интересна, разнообразна система взаимоотношений; качество образования соответствует и, возможно, выше общепринятых стандартов; способность выполнить работу в полном объеме и в срок и качественно. Давая оценку деятельности необходимо учитывать: кто оценивает, кого или что, с каким эффектом, когда и при каких условиях, где и с какой целью. В зависимости от оценки нужно:
1) ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех;
2) уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков;
3) диагностика слабых и сильных сторон коллектива;
4) воспитание чувства ответственности, настойчивости в достижении цели;
5) стимулирование результатов деятельности.