Мирза М.Ю., Сидоров В.И.
Адыгейский государственный университет
Республика Адыгея, г. Майкоп
Мониторинг эмоционально-мотивационной среды и взаимоотношений в женской волейбольной команде и их влияние
на занятия.
Аннотация
В данной работе мы попробовали выяснить уровень отношения и мотиваций к занятиям волейболом в спортивных команде Адыгейского госуниверситета, проблемы существующих взаимоотношения спортсмен-спортсмен, спортсмен-тренер, и определить, какую роль они играют в воспитания и развитии личности спортсменов.
Ключевые слова
Формирование мотивации, тренировочный процесс, отношения в коллективе, досуговая деятельность.
Стремительное развитие научно-технического прогресса за последние десятилетия оказало «медвежью услугу» человечеству, все дальше отодвигая его от физического труда. Новые, постоянно меняющиеся условия жизни, привели, сначала к ограничению, а затем и к деградации физического состояния людей. Одним из главных вопросов современности встал вопрос о восполнении дефицита двигательной активности, без которого невозможно формирование полноценной, здоровой, готовой к выполнению самых различных функций личности. Решение этой проблемы сегодня берет на себя физическая культура и спорт. Перед людьми разных возрастов, разных социальных слоев, встает выбор: чем и как необходимо заниматься для повседневного сохранения и укрепления здоровья, физического развития, поддержания и повышения уровня работоспособности. Двигательная активность – во всем своем многообразии, с учетов возрастных особенностей, с учетом опыта занятий физическими упражнениями, с учетом функциональных возможностей организма, вот то, что может кардинально изменить в лучшую сторону последствия гиподинамии и гипокинезии.
В каждой семье, перед каждым ребенком рано или поздно встает вопрос о выборе рода деятельности: искусство, науки или спорт. И чаще всего решение по этому вопросу принимают старшие. При этом выбор, зачастую спонтанный, зависит от таких факторов, как: личные предпочтения, близость объектов, и даже амбиции. Желания же самого подростка при этом часто не учитываются.
Дальнейшая судьба такого выбора не однозначна. Кто-то бросает занятия, кто-то относится к ним добросовестно и, достигнув некоего уровня, так же прекращает заниматься. Но есть и те, кто принимают такой выбор и проходят многолетний путь, добиваясь высоких результатов.
Мы провели в Адыгейском госуниверситете исследование в 3 спортивных группах по специализации «волейбол». В нем приняли участие 2 женские и 1 мужская группа.
Распределение по курсам в группах следующее:
Первая женская группа - сборная команда АГУ (в дальнейшем группа Ж1) состоит из 14 студенток: (1 курс – 7 девушек; 2 курс – 3; 3 курс – 2; 4 курс – 2). Средний возраст составляет 17,7 лет.
Вторая группа - начального обучения (в дальнейшем группа Ж2) состоит из 22 студенток: (1 курс – 6 девушек; 2 курс – 8; 3 курс – 5; 4 курс - 3).Средний возраст составляет 19,4 лет.
Мужская группа - начального обучения (в дальнейшем группа М1) состоит из 16 студентов: (1 курс – 5 юношей; 2 курс – 5; 3 курс – 4; 4 курс – 2). Средний возраст составляет 20,6 лет.
Студентам были предложены вопросы, объединенные по интересующим направлениям: вопросы раскрывающие причины выбора данного вида спорта, уровня интересов и мотивов, способствующие этому выбору, уровня перспектив и ожидаемых результатов, вопросы взаимоотношений в коллективе, видимые положительные стороны жизни в коллективе и недостатки и т.д.
Краткий анализ проведенных опросов и анкет представлен ниже.
Изначально, мы определили средний возраст наших респондентов и стаж занятий волейболом.
Группа
Средний возраст в группе (лет)
Стаж занятий волейболом (лет)
Группа Ж1
18,6 лет
6,3 года
Группа Ж2
18,2года
2,6 года
Группа М1
18,9лет
2,9 года
Минимальный срок занимающихся волейболом составил 8 месяцев, максимальный 7,6 лет, средний срок респондентов составил 3,9 лет. Причиной высокого среднего показателя (6,3 года) в группе Ж 1 является то, что в данной группе фактически все девушки по несколько лет занимались в спортивных школах.
Причины, побудившие студентов отдать предпочтение занятиям волейболом, в процентном соотношении отображены в таблице 1. Мы объединили данные по группам начального обучения Ж 2 и М 1, а по группе Ж 1, сборной команде АГУ, вынесли отдельно, для сравнения.
Таблица 1
Причины начала занятий волейболом
Причины выбора вида спорта
Количество в %
Ж 1
Ж 2, М 1
1
Интерес к волейболу, нравится
70%
30%
2
Потребность в увеличение двигательного режима
18%
12%
3
Решение родителей, совет друзей
19%
36%
4
Территориальная доступность места занятия
8%
20%
5
приглашение тренера/преподавателя
30%
12%
6
Из солидарности, за компанию
4%
12%
Из таблицы 1 видно, что для большинства занимающихся волейболом определяющим мотивом выбора вида спорта стал личный интерес (70% и 30%) и совет окружающих (19% и 36%), и лишь 30% и 12% по рекомендации тренера.
В следующем блоке вопросов, мы попросили распределить, какие причины способствуют продолжению заниматься избранным видом спорта?
Таблица 2
Причины, позволяющие продолжать занятия
Причины продолжать занятия
Количество в %
Ж 1
Ж 2, М 1
1
Возможность поддержания двигательного режима
20%
28%
2
Самоутверждение, рост авторитета и признания в своим кругах
16%
12%
3
Улучшение физической формы, функциональных возможностей
32%
20%
4
Интересное времяпровождение, активный отдых, способ эмоциональной разрядки
8%
28%
5
Достижение высоких результатов в волейболе
60%
20%
Как видно из таблицы 2, мотивы для дальнейшего продолжения занятий несколько отличаются у группы Ж1 и групп Ж2, М1. В первом случае приоритет - улучшение физической формы, функциональных возможностей и достижение высоких результатов в волейболе (32% и 60%), а во втором – это поддержание двигательного режима и возможность интересного времяпровождения, способа эмоциональной разрядки (по 28%)
В следующей таблице мы отразили негативные моменты, сопровождающие занятия волейболом. Распределения по отношению в процентах в таблице 3, получилось такое:
Таблица 3
Негативные моменты в занятиях волейболом
В чем негативность занятий (в % соотношении)
Количество в %
Ж 1
Ж 2, М 1
1
Иногда не хватает времени на учебу
10%
38%
2
Высокие эмоциональные нагрузки
40%
16%
3
Отношения в команде
12%
16%
4
Недостаточное материально-техническое оснащение
8%
12%
На девушках из гр. Ж1, в силу более высокой ответственности в роли сборной команды АГУ, больше отражаются высокие эмоциональные нагрузки (40% опрошенных), в группах Ж2 и М1 это периодический временной дефицит (38%). Остальные показатели явно незначительные.
Были также предложены варианты ответов на вопрос, о целесообразных мерах по улучшению уровня занятий и внеучебной жизни (таблица 4).
Таблица 4
Предложения по улучшению процесса тренировок и жизнедеятельности
Предложения по улучшению тренировок и жизнедеятельности
Количество в %
Ж 1
Ж 2, М 1
1
Отводить больше времени в режиме тренировок на другие спортивные и подвижные игры, эмоциональные разгрузки
41%
17%
2
Ввести дополнительные занятия по совершенствованию умений и навыков
42%
20%
3
Сделать внеучебную жизнь более насыщенной (совместный досуг, праздники, походы…)
78%
54%
4
Отремонтировать зал
44%
24%
Полученные данные лишний раз показали большую заинтересованность и мотивированность игроков сборной команды (Ж1) в повышении уровня подготовленности, в разнообразии применяемых средств, позволяющих создавать положительную атмосферу в коллективе, проводить работу по объединению команды для более лучшего понимания и взаимодействия в дальнейшем.
Таблица 5
Элементы обучения, требующие дополнительного внимания
Элементы обучения, требующие дополнительного внимания
Количество в %
Ж 1
Ж 2, М 1
1
Техника защиты
36%
24%
2
Техника нападения
30%
26%
3
Элементы командного взаимодействия
44%
-
4
Увеличение уровня ОФП и СФП
38%
28%
5
Увеличения количества соревнований
80%
28%
В вопросе необходимости дополнительного внимания для исправления ошибок и повышения уровня овладения техническими и тактическими элементами, а также уровня физического развития, мнения опрашиваемых продемонстрировали готовность девушек группы Ж1 к дополнительной работе, что говорит о понимании личной ответственности и уязвимости качества командной игры от умений каждого игрока. При этом, на фоне желания увеличения количества участий в соревнованиях (80%), желания личного и командного роста вполне понятны. В то же время понятны и более низкие результаты по опросу в группах Ж2 и М1, из которых видно, что мотивации дальнейшего роста увеличиваются по мере повышения уровня мастерства самих игроков.
Из числа опрошенных 76% настроены продолжать занятия в группах в дальнейшем, а 24% продолжат лишь до конца учебного года (1 из Ж1, 7 из Ж2 и 4 из М1). Причины: окончание университета (6), нецелесообразности (4), отсутствие времени в связи с необходимостью работать (3).
Отношение в коллективах дружеским - оценило более 70% студентов. Степень важности таких отношений назвали: высокими 52%, не очень – 24%, не обязательными 10%.
Проведение подобных опросов имеют огромную пользу не только для тренеров и преподавателей в качестве получения неких информативных данных о существующих недостатках в тренировочном процессе, не только помогают получить более полную картину о жизни коллектива и его проблемах, но и дают хорошую возможность самим участникам опросов взглянуть на себя, оценить свой уровень работоспособности, определить или пересмотреть мотивы и причины формирования физических, функциональных и эмоциональных состояний, но дают возможность, на всех уровнях, внести необходимые изменения и корректировки.
Список источников информации
Заболотний,А.Г
.,
Тхакумачева
Ю.Б., Мирза М.Ю.,
Золотцева
Е.В., Отношение к занятиям физической культурой и спортом студентов вуза / XIV Международная научно-практическая конференция «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития», Тульский государственный университет 2019 г. -С. 66-68
Мирза М.Ю.,
Уш
х
о
Ю.Д.,
Ельникова
О.О.,
Шишхова
А.П. Проблемы
состояния мотивационной среды для повышения двигателей активности молодежи.
"
colloguium-jornal
" № 26(50) 2018 г. - С. 57-59
Мирза М. Ю. Формирование положительного отношения студентов к занятиям физическими упражнениями. / М. Ю. Мирза. Варшава. Польский международный журнал научных публикации.
Colloquium-journal
№12(23). 2018 г.
List of information sources
Zabolotny,A.G
.
,
Thakumacheva
Yu.B
., Mirza
M.Yu
.,
Zolottseva
E.V., Attitude to physical education and sports of university students / XIV International Scientific and practical conference "Physical culture, sports and health of student youth in modern conditions: problems and prospects of development", Tula State University 2019 - p. 66-68
Mirza
M.Yu
.,
Ushho
Yu.D
.,
Yelnikova
O.O.,
Shishkhova
A.P. Problems of the state of the motivational environment for increasing the energy activity of youth. "
colloguium-jornal
" No. 26(50) 2018 - p. 57-59
Mirza M. Yu. Formation of a positive attitude of students to physical exercises. / M. Yu. Mirza and others. Warsaw. Polish International Journal of Scientific Publications. Colloquium-journal No.12(23). 2018