МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО И КАЗАКИ. Черненко Г.В., Черненко Н.В. ВВЕДЕНИЕ Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность и до настоящего времени составляют для историков неразрешённый вопрос. Отсутствие сведений и умалчивание со стороны историков привело к ложной теории происхождения казаков, не подтверждающиеся ни какими хрониками. Наиболее достоверно то, казачьи поселения были образованы вне пределов Руси и в условиях, от неё независимых. Н.М. Карамзин утверждал, что казачество на южной окраине Руси было известно ранее Батыява нашествия. Донской историк Е.П. Савельев считал, что на казаков надо смотреть ?как на исконных обитателей берегов Азовского и Чёрного морей, Дона и нижнего Днепра.? ?Изначальное казачество. Итак, родным ландшафтом ?изначальных? казаков явились великие реки степной полосы – Дон, Днепр, Волга, Яик. Европейские степи были ?торной дорогой?, по которой, громя друг друга, проходили народы. Покрытые зарослями долины рек, острова, плавни, болота являлись естественным укрытием, где спасалась часть побеждённых. Выжить в таких условиях могли только самые сильные, выносливые и вольнолюбивые. Древнейшие корни казачества произрастают из осколков различных племён. На Дону и Донце археология обнаруживает непрерывное существование племён примерно со II века до н.э. Арршан, посетивший Северное Причерноморье во II века до н.э. сообщал, что некоторые из местных племён, после вражеских нашествий ?поклялись великой клятвой никогда впредь не строить домов, не бороздить землю плугом, не основывать городов… а скота держать не более, чем сколько может проводить из одной страны в другую.? Но этот же закон известен у донских казаков, он просуществовал до 1695 г. и был вполне рационален – привязанные к земле хозяйства стали бы лёгкой добычей степняков. В 1965 году при раскопках на берегу Цимлянского моря Л.Н. Гумилёв обнаружил остатки селенья – камень и очаг, пряслице от веретена. Тут же на небольшом пространстве были найдены многочисленные фрагменты керамики, датировавшиеся от Х до ХV века. Значит, люди жили непрерывно в одном и том же месте и до Орды, и во время Орды. Историки умалчивали и о том, что в московских хрониках имелись сведения о существовании казаков составе войск Золотой Орды и о не прекращавшейся их связи с московскими князьями вплоть до царствования Ивана Грозного, со времени которого начинается история казаков, основанная на актах Московского Государства и связанная с тяжёлыми непрерывными войнами по защите своих земель, а также с войнами и походами в составе русских войск. В 1380году казаки впервые в качестве воинов Христовых. Когда великий князь Московский Дмитрий Иванович собирал рать, намереваясь выступить против Мамая, далеко не все русские землиего поддержали. Не прислали свои полки Великий Новгород, Тверь, двоякую позицию заняла Рязань. А вот казаки пришли. ?Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимый казаки в радости встретиша великого князя Дмитрия, со Святыми иконами и со кресты поздравляющие ему об избавление своим от супостата и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквях своих.? Казаки принесли князю Дмитрию икону Пресвятой Богородицы. ?В день славной Куликовской битвы … икону носили среди православных воинов для обретения и помощи.? После победы уцелевшие казаки подарили икону князю. Князь посетил казачьи городки, где ему была подарена ещё одна чудотворная икона Божьей Матери – Гребенская. Однако победное торжество было недолгим. Уже в 1382 году Москва была сожжена Тахтамышем захватившим престол Орды при поддержке Тамерлана. Отплатив ?благодетелю? набегами на его земли, Тахтамыш бежал в Литву, а рассвирепевший Тимур ?прочесал? степь, круша всё на своём пути до самого Днепра. ?Изначальное донское казачество бы практически всё уничтожено. Уцелевшие бежали кто куда – на далёкий Яик, в Крым, в Поднепровье. Часть казаков обрела пристанище во владениях Чернигово-Северских, Рязанских, Московских князей – и появились казаки-севрюки, рязанские, мищерские казаки. Дон надолго запустел, степь превратилась в ?Дикое поле?. Теперь в хрониках казаки упоминаются в составе смешанных контингентах разных государств: в 1399 г. В составе литовского войска, в 1410 г. В битве при грюнвальде в составе польско-литовской армии. Казаки были отмечены также на службе у Казанского ханства. Пристанищем казаков стали богатые торговые города Кафа (Феодосия), Сугдея (Судак), Тана (Азов). Венецианец Барбаро, живший в 1436-1452 г.г. в Крыму и на Руси, писал: ?В городах Приазовья и Азова жил народ, называвшийся казаки, исповедовавший христианскую веру и говоривший на русско-татарском языке. Организация казачества В 1467 году Иван III предпринимает поход на Казань. В его войско входит отряд казаков под предводительством атамана Ивана Руды. Под властью Ивана III Русь превращается в единую мощную державу. Дон начинает заново заселяться. Всего при Иване Ш на Дон ушло 4 тысячи человек. КАЗАКИ до реформ Петра I жили на Дону своим особым, отдельным КАЗАЧЬИМ миром, совершенно не похожим на жизнь Московского царства, даже несмотря на первое ?крестное целование?, т.е. первую свою вынужденную присягу царю в 1671 году, после которой никаких перемен во внутренней жизни КАЗАКОВ не произошло, порядков жизни на Дону она не коснулась и донцы на своем ?Донском присуде?-территории продолжали жить по старинному, на основе своих древних ?обыкновений? (обычаев), согласно Войсковому праву, своим республиканско-демократическим бытом. Донское КАЗАЧЬЕ государство представляло из себя в XVI - XVII веках совершенно отдельную от Москвы военно-демократическую республику, имевшую свою территорию, свой народ и свою власть. Жизнь на Дону в ту эпоху слишком разнилась с жизнью на Москве. Это были два противоположных полюса. На КАЗАЧЬЕЙ земле не было тогда ни родовитых бояр, ни богатых купцов, ни холопов-рабов. КАЗАКИ все были равны между собой, как вольнолюбивое, общее братство. Управлялась Донская Земля - ?Донской присуд? по всем законам древнего народоправства. Она имела своеобразный парламент - Войсковой Круг, который устанавливал законы, выбирал Донского Атамана и других должностных лиц на определенный срок из своей же среды КАЗАЧЬЕЙ. Войсковой Круг осуществлял в современном понятии все политические свободы, включая ?неприкосновенность политического убежища? на своей земле по КАЗАЧЬЕМУ, простому определению - ?С Дона выдачи нет?. HYPER13PAGE HYPER15 4
Московское государство и казаки