МОТИВАЦИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИ

АННОТАЦИЯ. Современное образование сегодня обладает широким спектром новых IT возможностей. Перед педагогическим коллективом открыт новый ряд возможностей и перспектив. Сегодня школа – это единство классики образования и тенденции нового времени.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическая атмосфера, комфорт, мотивация, гаджет, микросоциум.

Школа является важным элементом в процессе формирования выпускника нового времени. Главные задачи современной педагогической науки – раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного человека, который любит свою родину, знает свои истоки, личности, готовой к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. В первую очередь, необходима общая модель предоставления образовательных услуг. Современные руководители детских учреждений – это люди, стремящиеся получить максимальный эффект с минимальными затратами времени. Соответственно, они предъявляют жесткие требования к качеству образовательных услуг. Эффективные и доступные методы подачи информации, квалифицированные преподаватели, комфортная психологическая атмосфера – это то, что нужно современным педагогам, участвующим в семинарах и образовательных программах. Более того, думаю, что в будущем станет распространенной практика приглашения российских и зарубежных педагогов непосредственно в школы для обучения руководящих кадров в соответствии с конкретной спецификой передового опыта. Задачей школ в этом случае будет являться обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами, руководителем и родителем. От чего зависит эффективность работы по новым стандартам? Мы, педагоги, должны развивать различные компетентности обучающихся на своих уроках, способствовать формированию УУД.
Могучий и богатый русский язык, язык прадедов и язык будущего. Одной из важнейших задач учителя-словесника была и остается задача обучения учащихся творческим заданиям, в наибольшей мере способствующих развитию творческого потенциала, креативных способностей учащихся в процессе образовательной деятельности на основе сотрудничества, свободного выбора, учения без принуждения.
Работа в школе по русскому языку – является фундаментом для развития грамотности будущего поколения. Плацдарм филологического образования формируется на протяжении всего периода обучения с 1 по 11 класс. Сегодня очень тяжело замотивировать ученика. Гаджеты, новые компьютерные технологии прочно вошли в жизнь современного ребенка.
В связи с этим возникает ряд проблем:
— отсутствие заинтересованности в предмете;
— наличие в ПК редактора, который сам исправляет неверное слово;
— низкая познавательная активность;
— мода на безграмотность;
— отсутствие времени углубить знания в той или иной теме; 
— снижение мотивации.
В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации. В целом, существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать ее недостатки. В результате, значительная доля выпускников, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.
Хочу привести высказывания Е. И. Кузьмина: ?И если сегодня родителей и учителей не вовлекать в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат?. А как стимулировать интерес обучающихся к чтению? Конечно же на их языке.
Ученые и литературоведы выделяют ряд проблем. Например,Л.С.Выготский отметил то, что существенно изменился менталитет цивилизованного общества, которое рассматривает себя как совокупность различных микросоциумов (культурных, религиозных, языковых и т. д.) Верно, что проблемы уходят далеко в глубь и что учитель  должен стратегически верно выбрать позицию к приобщению ребенка к грамотности. В течение моей педагогической практики был выработан собственный профессиональный стиль работы с целью формирования мотивации учеников на уроках русского языка. Новизна опыта заключается в создании авторской системы творческих заданий по русскому языку и литературе на основе комбинации элементов технологии развития критического мышления, технологии проектного обучения. Мною разработаны педагогические мастерские – вводные уроки, связанные с осознанием личностью необходимости изучения литературы и русского языка, мастерские – активное погружение и проживание текста критической статьи или художественного произведения, мастерские обобщающего характера. Развитие креативных способностей учащихся возможно лишь в том случае, если на уроках и во внеурочной деятельности преобладают творческие задания. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: 
комбинировать информацию; 
определять причинно-следственные связи; 
планировать и выполнять практическую деятельность.
Система творческих заданий
В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено два уровня сложности (от простого к сложному) содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность школьников. При выполнении этих заданий учащимися, наряду с эвристическими, должны использоваться алгоритмические методы организации творческой деятельности.
Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития компонентов креативности.
Примерами заданий данного первого уровня могут быть:
Лексико-орфографическая работа – это лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями, упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, которые в конечном итоге работают на обогащение словаря школьника.
Объяснить смысл высказывания: Слово – полководец человечьей силы.     (В. Маяковский)
 ?Слово – магнит? (от слова – к собственному тексту).
Учащимся предлагается произнести любое слово и записать его. Дать его эмоциональную характеристику (доброе оно или злое). Назвать возможные слова, которые могут притягиваться к данному слову как к магниту. Придумать с этими словами текст.
Работа с концептом
• Концепт ?Мать?, ?Деньги?, ?Дом?, ?Дорога?. 
З. Мне кажется, что я...? (рассказ-фантазия)
Учащиеся должны представить, что они превратились в один из предметов, которые их окружают. Передать свои ощущения. Постараться свои мысли записать в форме маленького рассказа или стихотворения.
Примерами заданий данного второго уровня могут быть:
Работа с QR-кодами
Учащимся предложены зашифрованные задания, которые им необходимо расшифровать для того, чтобы выполнить.
Работа с фличпартами
Учащимся предложены элементы одной темы, им необходимо создать общую картину, выделяя главные признаки.
Все представленные виды заданий могут использоваться как на традиционных уроках русского языка и литературы, так и на специальных уроках речетворчества. Обучение речетворчеству – это обучение детей умению владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров. Главное отличие этих уроков от традиционных (грамматических, уроков развития связной речи) в том, что в центре их – СЛОВО, которое рассматривается во взаимосвязи всех его сторон: эстетической, семантической, грамматической. Все грани слова проявляются, раскрываются в тексте. Следовательно, текст и является предметом и средством обучения на уроках речевого творчества. ГОС предусматривает достижение личностных результатов обучения. С этим связана направленность всей моей профессиональной деятельности: на формирование ответственности учащихся, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе. Это формирует социальную роль учащегося, требует самооценки учащихся, повышает его ответственность и самостоятельность, вырабатывает привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать ее, развивать чувство товарищества. Новые QR – технологии отличный способ развивать познавательную активность на уроках как русского языка и литературы, так и других уроках в начальной, средней и старшей школе. QR-технологии – это разработанные в 2004 году цифровые коды шифрования данных, как большого объема, так и нескольких фраз, предложений и текста. Законодатель данной технологии Япония. Японцы начали экспериментировать с новыми современными способами кодирования небольших объемов информации в графической картинке.
QR код ?QR – Quick Response – Быстрый Отклик? – это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-k02la можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.
Существует сервис QRTreasureHuntGenerator, который создает QR-викторину из вопросов, которые были предложены. После этого, распечатанные QR-коды можно разместить по всему помещению или за его пределами, тем самым ученикам будет более интересно получать знания из своих телефонов, чем со страниц скучных на их взгляд учебников. Это своего рода Веб-квест, который способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:
В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, что именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности и грамотности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек, электронных литературных форумов способствует формированию новых читательских приоритетов и ценностей, моды на грамотность. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям и в частности использование QR-технологий на уроках русского языка и литературы. Хочу завершить свою статью словами Л. В. Щерба: ?Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях?.

Список литературы
1. Лаврова, В. П. Инновации в педагогической деятельности / В. П. Лаврова, М. А. Трофимова // Научно-методический электронный журнал ?Концепт?. – 2017. – Т. 41. – С. 92-94. – URL: http://e-koncept.m/2017/771363.htm.
2. Коджаспарова, Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. – 352 с.
3. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.











4

5



167