Мотивация обучающихся среднего профессионального образования к изучению общеобразовательным дисциплинам

Абитуриенты, поступающие для обучения по программам СПО, не уделяют должного внимания освоению дисциплин общеобразовательной направленности, предполагая, что эти знания не пригодятся в их дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим, остро встает вопрос о мотивации студентов СПО к учебной деятельности в рамках освоения общеобразовательных дисциплин.

Мотив, чаще всего, трактуется как главная часть образовательного процесса, а также является и критерием успеха студентов. При этом мотивация делится на внутреннюю и внешнюю, на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую и другие виды, которых существует множество. Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности - одна из основных в психологии. Её рассматривали такие авторы как Ф.У. Тейлор, А. Маслоу, В. Врум, С. Скиннер, А.Н. Леонтьев и многие другие. По мнению С.Л. Рубинштейна, главный мотив осознанной учебной деятельности связан либо с самим интересом к знанию, либо с осознанностью его «нужности» в бедующей деятельности.

Все педагоги знают, что студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед учебным заведением стоит задача по формированию и развитию у обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности.

Современный выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе, знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся СПО интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация к обучению. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов СПО.

Педагоги общеобразовательных дисциплин работают с обучаемыми первого и второго курсов, обосновывая необходимость изучения преподаваемых дисциплин использованием заданий с практическим содержанием. На примере преподаваемой мною дисциплины «Математика» можно подобрать множество заданий профессиональной значимости для любой специальности. Например, для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 20.01.01 Пожарный профессионально значимыми являются знания о статистической обработке данных. Будущие пожарные должны представлять о чем говорят сведения, представляемые в отчетах о статистике пожаров в разные периоды, анализ причин и последствий пожаров и прочее. Именно изучение тем из алгебры «Случайные величины», «Центральные тенденции» и «Меры разброса» позволяют сформировать достаточные знания в этой области.

В 2022 году произошло обновление правовой базы реализации среднего общего образования. Началось преобразование методической системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО. Соответственно и преподаватели общеобразовательных дисциплин включились в работу. Были переработаны учебные программы по преподаваемым дисциплинам, начался подбор заданий для реализации прикладного модуля общеобразовательной дисциплины.

Результатом такого поиска стало задание для занятия «Составление таблиц и диаграмм на практике» для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 20.01.01 Пожарный. Составление таблиц и диаграмм производится после статистической обработки данных о количестве пожаров и пострадавших, представленных в виде таблиц. Возможность самостоятельно на бумаге построить диаграммы дает представление о том, какие сведения из готовых диаграмм обучающиеся могут в дальнейшем извлечь. По моему мнению, работа по построению графиков и диаграмм вручную формирует понимание у обучающихся представлений о том, что на этих графиках и диаграммах изображено. Работа была проведена на разных потоках обучаемых и вызвала живой интерес у обучаемых, все включились в работа, сравнивая результаты по разным критериям. В результате проведения работы у обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 20.01.01 Пожарный было выявлено повышение интереса к изучению дисциплины «Математика».

Такие профессионально ориентированные задания способны не только показать картину усвоения материала обучающимися, они являются мультидисциплинарными и помогают выстраивать связь с будущей профессией. После проведения работы со студентами были получены положительные отзывы от обучаемых и повышение мотивации к изучению предмета «Математика».

Задания к самостоятельной работе опубликованы на сайте domznaniya.ru под названием Технологическая карта урока "Статистическая обработка данных" и доступны по ссылке: https:// domznaniya.ru/journal.