Мотивация учебной деятельности учащихся
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.
Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
познавательные;
коммуникативные;
эмоциональные;
саморазвития;
позиция школьника;
достижения;
внешние (поощрения, наказания
Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов
помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
интересоваться делами, учебой ребенка
.