Эссе «Моя педагогическая философия»

«Кто владеет иностранным языком,

тот владеет миром»

На мой взгляд, коммуникативность – это важное, приоритетное качество, которое необходимо воспитывать в учениках и которому нужно обучать на уроках иностранного языка в школе. Формирование коммуникативности - это не просто знания, но и свободное владение речью, умение общаться на иностранном языке. Актуальность такого подхода объясняется следующими причинами. В современном российском обществе ощущается острая потребность в повышении языковой грамотности, в использовании иностранного языка в повседневной практике. Недостаток коммуникативных навыков остро ощущают многие наши соотечественники, оказавшиеся за рубежом.

На наш взгляд, проблема состоит в том, что часто в ходе обучения иностранному языку педагог не всегда обращает внимание на культурные особенности той или иной страны, ее традиции, национальный менталитет, специфику национальной речи. Без этих знаний невозможно сформировать навыки коммуникативности. Поэтому в процессе подготовки учащихся в школе необходимо не только обучать конкретным приемам и методам владения языком, но и учить продуктивному, реальному общению с людьми другой культуры, другой ментальности в быту и в профессиональной сфере.

Этим аспектам должно быть уделено внимание на уроках, что позволит их разнообразить, сделает обучение более эмоциональными и красочными, и не только повысит мотивацию к изучению языка у школьников, но и расширит их кругозор. А в будущем даст им возможность профессионального роста.

У. Черчиль утверждал, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать». Не могу согласиться с его мнением. Потребность в общении не только со своими сверстниками, но и с учителем - важная составляющая процесса обучения и воспитания.

Учитель должен развивать отношения с учеником на основе взаимного признания и уважения, то есть общение строится не на подчинении и подавлении личности учащегося, а на равноправии, партнерстве, открытом конструктивном диалоге. Развивать коммуникативные навыки – значит быть заинтересованным в успехе ученика, в поддержке его готовности внести свою лепту в процесс обучения, считаться с интересами других людей.

При таком личностном подходе ученик не будет чувствовать себя уязвленным, отвергнутым, у него будет высокий уровень самооценки, не будет страха перед иностранным языком, страха, который очень часто является «тормозом» в его восприятии, понимании и, как следствие, в изучении, что становится непреодолимым препятствием в использовании своих «языковых» знаний на практике.

Формирование коммуникативности предполагает не просто использование образовательного пространства школы. Это и организация городских, региональных конкурсов, поездок в разные страны. Живые, непосредственные контакты с организациями, представляющими страну изучаемого языка, и международные связи играют важную роль в освоении языкового пространства.

Мои занятия рассчитаны на выявление и развитие коммуникативных способностей ученика. Это проведение дебатов в старших классах, на которых ученики учатся слушать, слышать и понимать друг друга.

Это и использование специальных методик обучения иностранному языка в начальной школе, где ребенку особенно необходимо ощущение собственной успешности, эмоционального благополучия. На уроке создаются такие игровые проблемные ситуации, которые позволяют получить свой жизненный опыт, например, знакомство с правилами поведения в новой обстановке. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения и прививают любовь к иностранному языку.Учащиеся выбирают для себя специальности, которые прямо или косвенно связаны с иностранным языком.

Таким образом, формирование навыков коммуникативности на уроках иностранного языка будет способствовать воспитанию у учащихся мотивации к изучению иностранного языка, вырабатыванию активной личной жизненной позиции, приобщению к мировой культуре, и, как результат, более успешной интеграции в современном мире. И конечно же не следует забывать «Кто владеет иностранным языком, тот владеет миром»!