Музейная педагогика в работе с обучающимися художественной направленности.
Понятие «музейная педагогика» появилась в начале 80-х годов ХХ века, и было заимствовано из немецкой терминологии. К зарубежным исследователям данной темы относятся А. Лихтварк, А. Рейхвен, – они считали, что важным являлось подготовить учащихся к посещению музея и закрепление знаний после.
В нашей стране был создан первый детский музей благодаря исследователям музейной методики - С.Т. Шацкому, А.У. Зеленко, Л.К.Шлегер. В этом музее дети занимались творчеством на занятиях в кружках.
Основываясь на работах ХХ века, продолжили свои исследования в данном направлении: Е.Г. Артёмова, М.В. Короткова, М.Ю. Юхневич, А.А. Щербакова.
Существуют разнообразные направления музейной педагогики: сотрудничество образовательных организаций с музеями, создание и использование мини-музеев в образовательном процессе, использование специальных методов и средств для приобщения детей к культурному наследию. Музейная педагогика применяется для развития кругозора обучающихся на базе имеющихся возможностей: наличие в ближайшем доступе музеев, творческих мастерских, творческих дел и других методов музейной педагогики: экскурсий, создания экспозиций, участия в поиске и создании материалов для экспозиций (и др.) для базовых знаний и для применения в творческом исполнительстве. Творчество - это прочувствованное событие, которое выражается в дальнейшем в созданном произведении искусства: рисунке, песне, танце, игрушке и другом созданном предмете обучающимися.
Мини-музей – это приобщение к вечным ценностям. Это особое, специальное организованное пространство, способствующее расширению кругозора и повышению уровня воспитанности у обучающихся.
Для любой творческой деятельности необходим фундамент. Им становится информация, основанная на исторической и культурной достоверности события. Для того, чтобы проникнуться образом, обучающимся художественной направленности в песне, рисунке, танце и в другом действии, нужно знать о чём идёт речь. Откуда пошло, как выглядит и как развивалось. А это в свою очередь требует применять музейную педагогику, а это модуль или комплекс информации по теме.
Данный метод был лично мной апробирован. Перед Масленицей была поставлена задача - наглядно показать быт русского народа. Мы с обучающимися посетили выставку живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства мастеров XX века с поэтическим названием «На лице весны – веснушки!» в Художественном музее.
Сотрудник музея подробно рассказала ребятам о праздновании на Руси Масленицы, провела их по залам музея. Ребята увидели игрушки из глины (Филимоновская игрушка и др.), смогли насладиться и проникнуться «русским духом» от созерцания картин Н.Чернецова, И. Шишкина, Ю.Феддерса, А.Орлова.
Творческий мастер-класс «Салфетница» являлся приятным дополнением мероприятия.
Представленные в музее статуэтки, подделки, игрушки имели народные мотивы, что является непосредственным направлением в музыкальном творчестве объединений.
Музейная педагогика-это движение от наглядности к результату.