В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ведётся внедрение музейной педагогики. Назначение мини - музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны.

Мини-музей - это особое, специально организованное пространство в ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Но в ДОУ организация полноценного музея не возможна, так как в музее должны присутствовать экспонаты, которым более 50 лет, и эти экспонаты должны пройти паспортизацию. Поэтому правильно называть не мини-музей, а музейная экспозиция.

Музейная экспозиция - целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованны композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать скрытые в предметах смыслы, научить увидеть «музей» вокруг себя. Раскрыть перед детьми историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Задачи музейной педагогики:

-Приобщение детей к народной культуре, познанию прошлого, традициям, истории и культуре.

-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

-Формирование у дошкольников представления о музее.

-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Принципы музейной педагогики:

-Наглядность.

-Доступность.

-Динамичность.

-Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность)

-Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

-Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей)

-Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

-Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктах деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

-Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации)

Так же хотелось бы сказать о том, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания:

-игры-развлечения («В царстве дымковской игрушки», «День маленького художника»)

-игры-путешествия («В прошлое на машине времени»)

-игры-графические упражнения («Я начну, а ты дорисуй», «Раскрась меня»)

-интеллектуально-творческие игры («Волшебный кружок», «Рассеянный художник»)

-игры — фантазирование-рисование («Путешествие на машине времени»)

А так же заполнение музейных дневников (рисунки, коллажи и т.д.) Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку и т.д.).

Результат реализации технологии музейной педагогики:

-У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенном к культуре и одному из ее проявлений- музею;

-Дети полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею;

-У детей формируется ценностное отношение к истории, проявляет интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Виды музеев:

-природные (хлеба, моря, камней, леса)

-исторические (посвящённые истории страны, определенному историческому событию, истории родного края, истории одного предмета)

-музыкальные (Музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов)

-театрального искусства (театра, театрального костюма, театральных кукол)

-литературные (любимой сказки, поэта, книги)

-народной культуры (народного промысла)