В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ведётся внедрение музейной педагогики. Назначение мини - музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны.
Мини-музей - это особое, специально организованное пространство в ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Но в ДОУ организация полноценного музея не возможна, так как в музее должны присутствовать экспонаты, которым более 50 лет, и эти экспонаты должны пройти паспортизацию. Поэтому правильно называть не мини-музей, а музейная экспозиция.
Музейная экспозиция - целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованны композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать скрытые в предметах смыслы, научить увидеть «музей» вокруг себя. Раскрыть перед детьми историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Задачи музейной педагогики:
-Приобщение детей к народной культуре, познанию прошлого, традициям, истории и культуре.
-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
-Формирование у дошкольников представления о музее.
-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Принципы музейной педагогики:
-Наглядность.
-Доступность.
-Динамичность.
-Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность)
-Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
-Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей)
-Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
-Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктах деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)
-Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации)
Так же хотелось бы сказать о том, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания:
-игры-развлечения («В царстве дымковской игрушки», «День маленького художника»)
-игры-путешествия («В прошлое на машине времени»)
-игры-графические упражнения («Я начну, а ты дорисуй», «Раскрась меня»)
-интеллектуально-творческие игры («Волшебный кружок», «Рассеянный художник»)
-игры — фантазирование-рисование («Путешествие на машине времени»)
А так же заполнение музейных дневников (рисунки, коллажи и т.д.) Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку и т.д.).
Результат реализации технологии музейной педагогики:
-У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенном к культуре и одному из ее проявлений- музею;
-Дети полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею;
-У детей формируется ценностное отношение к истории, проявляет интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Виды музеев:
-природные (хлеба, моря, камней, леса)
-исторические (посвящённые истории страны, определенному историческому событию, истории родного края, истории одного предмета)
-музыкальные (Музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов)
-театрального искусства (театра, театрального костюма, театральных кукол)
-литературные (любимой сказки, поэта, книги)
-народной культуры (народного промысла)