* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

О.Ю. Дикалова учитель музыки

«Музыка – мощное средство

художественного воспитания детей»

Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. На уроках музыки школьники погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных для себя ролях - как певцы и слушатели. Вместе с тем получают возможность преобразовывать музыку, исполнять и сочинять ее. Опираясь на первичные знания учащихся о музыке, стараюсь значительно расширить у них эти знания и умения. Школьники постигают мир музыкальных звуков и образов через повторение пройденного материала, через обращение к уже знакомому, только преломленному в русле музыкальной игры и простейших приемов музыкального творчества.

Главным условием объединения выше перечисленных видов деятельности в ходе обучения музыке на уроках является развитие процессов восприятия. Мною разработана программа курса по выбору «Музыка» в младших классах, которая составлена на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК (начальная ступень школы). В основу программы положен принцип последовательности. Учащиеся в процессе обучения прослеживают путь развития по принципу «от простого к сложному». В основе содержания программы, следующие принципы: актуальность, научность, доступность, системность и др.

Игровые «музыкальные моменты» стали привычными компонентами на уроках и во внеурочных занятиях. Основой такого «момента» является опора на имеющиеся у учащихся знания – знакомые песни, двигательно-звуковые ассоциации, игра. Казалось бы, урок музыки, ну что можно придумать интересного? Так обычно говорят те, кто не знает методики проведения урока музыки. В этом предмете по каждому разделу урока можно использовать массу методов и приемов, игровых ситуаций.

В разделе пения, кроме правильного формирования звука, певческого голоса я использую ритмические, инсценированные движения, которые сопровождают пение. Слежу за четкостью их исполнения, т.к. они помогают ребятам правильно исполнять ритм мелодии, развивают координацию движений, а так же помогают ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая положительные эмоции.

Очень нравится детям петь распевки и песни с использованием шумовых инструментов. Так как в школах отсутствуют детские музыкальные и шумовые инструменты, каждому учителю совместно с детьми приходится их изготовлять своими руками, приобщая к этой деятельности и родителей учеников. Они с большим удовольствием принимают в этом участие.

В распевке «В доме моем тишина» я использую шуршики (баночки от йогурта) – шумовые погремушки. Они разнообразны по звуку и цвету, что придает им оригинальность. Использование различных национальных орнаментов для нанесение на шумовые инструменты, прививает детям любовь к родному краю, в котором живут люди разных национальностей. Дети с интересом прохлопывают ритмы попевки. В этой попевке также используются шумовые звуки и инструменты.

В доме моем тишина,

В доме моем я одна.

Только пальчики стучат-тук-тук-тук,

Только листья шуршат – шу3

Только ноги стучат – топ3

Только руки стучат – хлоп3

Только дождик стучит – кап3

Только ротик кричит – а3

Только ротик молчит – (тишина)

Только листья шуршат – шу3

Только глазки спят – (дети засыпают)

Такие песни-попевки помогают детям расслабиться и отдохнуть на уроке, получив эмоциональный заряд. На подобных знаниях и умениях, представленных в игровой форме, выстроены структуры ряда внеурочных занятий. В каждом виде музыкальной деятельности используются первичные слуховые или ритмико-двигательные навыки. При выполнении задания дети приобретают дополнительные музыкально-интеллектуальные умения, которые далее закрепляются. Музыкальные игры мною часто используются на уроках музыки. Учащиеся не только слушают и исполняют музыку, руководствуясь указаниями учителя, их задача – воспринимать ее активно, проявляя интерес к различным видам деятельности. Отбор музыкальных игр направлен на психофизические особенности учеников младшего школьного возраста, на их неустойчивое внимание. Поэтому каждое занятие разнообразно по форме и виду музыкальной деятельности. Это необходимо для поддержания заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости. Для младших школьников включены упражнения с действиями и движениями – мини-песен, попевок, в которых ритм подчеркивается хлопками, притопами, простейшими танцевальными элементами. Использование ритмохлопов, ритмотопов помогают детям ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая положительные эмоции (прохлопать мелодию попевки, протопать часть песенки или ритмического рисунка по показу учителя-дерижера ).

Творческие задания для учащихся являются активным средством развития творческой деятельности. Выполнению заданий способствуют рассказанные учителем правила игры и сюжетная подсказка. Постепенное усложнение условий игр, их содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. Чтобы творческие проявления детей имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер мною разработан план музыкального материала для урока, который формирует конкретные творческие навыки. Использую приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности. Мною выбраны приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности. Разработаны серии творческих заданий, которые развивают творческие способности и активность детей. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки в игровых ситуациях остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Ориентируясь на сегодняшний мир хочется идти в ногу со временем. Если раньше дети исполняли песни, предлагаемые программой, то теперь не все песни программы я использую в пении. Предлагаемый музыкальный репертуар по программе не всегда соответствует диапазону детского голоса. И нам учителям, очень сложно подобрать песенный материал для школьника. Часто приходится самой переделывать слова песен на современные мелодии, вызывая большой интерес детей к песне.

Я не композитор, но, иногда прочитав стихи, музыка сама вырывается из моего сердца. И тогда я пишу музыку к словам. В моем репертуаре более 70 песен написанных для детей разного возраста. Это песни разного содержания. Часто встречаются песни с замечательными словами. Но, если мне не нравится мелодия в песне, я не беру эту песню, или сама изменяю мелодию. Очень важен в пении характер исполнения песни. В зависимости от характера песни я стараюсь вызвать у детей определенные эмоции при ее исполнении. Часто используются такие слова: «Должны петь глаза». Может и странное высказывание, но дети понимают, что я этим хочу им сказать.

Наблюдая за интересом школьников к уроку музыки, хочется отметить, что интерес к этому предмету у детей возрастает с каждым днем. Они восхищаются музыкой осознанно, высказывая свое мнение, и проявляют интерес и желание к углубленному изучению этого предмета. Школьниками используются имеющиеся знания и умения на практике. Они самостоятельно занимаются музыкой: в домашнем музицировании, в собирании фонотеки и видеотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах, а в конечном итоге – в музыкальном самообразовании.

Русский психолог П. П. Блонский писал: «Нормальная схема музыкального воспитания – образования склонности к музыке посредством прививки к ней в младшем возрасте (музыкальная среда, ритмические и инсценированные движения в пении ) и обучение техники игры в школьном возрасте (лучше всего в начале этого возраста по причине гибкости органов ребенка)».