Методическое сообщение на тему ?Музыкально - эстетическое воспитание личности? Составитель: методист высшей квалификационной категории Гагарина Татьяна Геннадьевна р.п. Городище 2023 г. Введение Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. Изучение воспитательных аспектов музыки имеет долгую историю, в этой области накоплен солидный опыт, однако меняющиеся условия жизни. Развитие музыкального искусства, средств музыкального воздействия. Изменения в музыкальном сознание слушателя требует дальнейшей разработки этой темы. В жизни современного человека наблюдается бесконечное множество ситуаций слушания музыки. Для достижения высших целей музыкально-эстетического воспитания необходимым условием становится изучение. Лучших образцов музыкального творчества русских, советских. Зарубежных композиторов. М.Коган утверждает: ?…музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание …роли науки, абстрактного мышления, познания законов бытия, будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития, активизации его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности, не только мыслить но и переживать….? В настоящее время неслыханно расширилась сфера стихийного общения с разной музыкой. Именно это обстоятельство вызвало изменения в жанровых ориентациях массового слушателя, т.к. сложные произведения для сопутствующего прослушивания и тем более для фона. Представляются неприемлемыми. И если пристально всмотреться, то определенная часть публики в жанрах серьезной музыки и вовсе не нуждается. Жанры академической музыки в массовом сознании потеряли статус духовной ценности. Следует заметить, что мыслителей издавна занимала идея о смысле и назначении музыки. О ее роли в жизни человека в воспитании личности. Древнекитайский мыслитель Мо Цзы выступал против музыки, римский философ Филодем назвал музыку буквально до уровня вкусовых ощущений, а французский философ 19в Ф.Гийо, утверждал, что приятная прохлада представляется более эстетичной, чем аккорд в музыке. Наряду с концепциями мыслителей прошлого необходимо просмотреть теоретические поиски современных идеологов музыкального воспитания. И так как насущной проблемой сегодняшнего дня является решение практических вопросов музыкально-эстетического воспитания, то мы рассмотрим пути повышения эффективности целостного музыкально-воспитательного процесса. Процесс управления музыкальным воспитанием не может ограничиваться организованными непосредственно руководимыми формами для повышения эффективности этой работы необходимым условием являются учет и контроль самостоятельных и даже стихийных форм приобщения к музыке. Естественно, в стороне не должны формы сопутствующего общения с музыкой. Лишь в этом случае можно говорить о формировании культурного слушателя. Данную работу следует рассматривать как поиск модели такого управленческого механизма. Который способствовал бы более эффективному использованию музыки в формировании духовного мира личности. Тактика и стратегия воспитания современного человека в целом. Из истории развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности Развитие идей домакритской философии. Музыка как средство воспитания с давних времен использовалась во всех идеологических системах. Во всех эпохах проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом. Так в древнем Китае. В период рабовладельческого строя классовые противоречия обусловили множество философских учений даосизма, конфуцианства. И другой самой известной философской школой, оказавшей влияние на социальную жизнь древнего Китая, является конфуцианство, оно подразумевало строгое подчинение низших социальных слоев высшими. Музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев. музыка основанная на полутоновых ладах (пентатоника) должна была оказывать строгое воздействие на жизнь людей. Природа музыки понималась как единство пяти добродетелей: человечность, справедливость, воспитанность, предусмотрительность и искренность. Эти добродетели соответствовали пяти первоэлементам природы: дерево, огонь, вода, земля, металл. Поскольку Конфуций представлял государство как большую семью, то музыка должна была обеспечить гармоническое развитие общества, послушной личности, становилось средством социального регулирования. Широкое развитие идей музыкального воспитания наблюдается в Древней Греции. В древнем философском учении делается попытка утвердить гармонию личности с окружающим природным миром. Для этого используется музыкальное искусство. По Пифагору высшая цель для тела - - катарсис – достигается посредством вегетарианства и душа к нему может прийти лишь путем приобщения к музыкальной гармонии космоса. Согласно ?Пифагорейству? ?звучащие сферы? стоят в гармонии с человеческой душой. При помощи музыкального инструмента. на соответствующий гармонический лад. Можно настроить души воспринимающих музыку лиц. Именно этим исцеляются их души, освобождаясь от гнева. Воспитательная роль музыки прослеживается и в философских воззрениях Платона и его воспитанника Аристотеля. Общество само должно быть озабочено гармоническим развитием своих граждан. В ?Идеальном? государстве Платона музыка как Самоа могучее средство воспитания души применима исключительно к представителям высших социальных слоев – мудрецам и воинам. Для их гражданского воспитания Платон считает подходящими лишь 2 лада фригийский и дорийский. Фригийский способствует укреплению человека – воина, дорийский благоприятствует мудрым действиям в мирное время. По отношению к крестьянам, ремесленникам (третье сословие) - воспитание представлялось не нужным. Идею гармоничной развитой личности глубоко развил Аристотель. Гармония телесного и духовного в его представлении является исходной точкой воспитания. В период упадка рабовладельческого строя, взгляды устанавливающееся на музыку принижают ее социальное значение. В Древнем Риме обучение пению и игре на музыкальных инструментах отсутствует в учебное время. Первым и наиболее крупным средневековым мыслителем стран Ближнего Востока был приверженец Древнегреческой философии мусульманский философ Ал–Фараби. Он ратует за то, чтобы общество подобно природе, было устроено гармонически. Польза музыки заключается в том, чтобы умиротворять людей. Делать их отношения гармоничными ?Эта наука полезна в том смысле, что умеряет нравы тех, которые потеряли равновесие. Делает совершенными тех, кто еще не достиг совершенства, и сохраняет равновесие у тех. кто находится в состоянии равновесия. Он отмечает воздействующую силу музыки не только на душевную сторону. Но через нее на весь человеческий организм. В ряде европейских стран пессимистические идеи знати эволюционируют в сторону полной мистики. Утверждается христианское мировоззрение. Музыка включается в систему обучения как составная часть ?свободных наук?. Функции музыки сводятся лишь к ее религиозно – нравственному воздействию. Музыкальное образование проводиться в средневековье в монастырях или кафедрально-певческих школах. Если в мировосприятии средневековья наивысшая ценность – религиозность. То в эпоху Возрождения на первый план выдвигаются проблемы связанные с установлением гармонии личности и окружающей природы. Утверждается мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармонии. Как мировой. Так и общечеловеческой. Цели обучения музыки сводится в основном к нравственному совершенствованию личности. Начиная с 16в. в Европе возрастает потребность в развитии естественных и гуманитарных наук. Французские материалисты 18 в. противопоставили принципы всеобщего воспитания и образования, господствовавшему дотоле индивидуальному обучению, всесторонне развитому буржуа. Наивысшим идеалом считалось личность, в которой сочетаются истина. Добро, красота. Музыке в достижении этой цели придавалось огромное значение. Дидро считал музыку одним из самых могущественных средств. Их исследования подготовили вывод о необходимости создания новой социальной среды, которая породит действительно всестороннее, гармонические личности и общества. Выдающийся вклад в развитие гармонического воспитания личности внесли русские-мыслители Новиков. Радищев, Карамзин. Немалое значение придавалось музыкальному искусству. Среди разных жанров выделяют оперу, как жанр, наиболее подходящий для воспитательной и даже политической мысли. В творчестве нидерландской композиторской школы (полифонические произведения Жоскена Депре) музыка становится способной все ярче выражать внутренний мир личности, душевные переживания. В Италии появляются первые оратории и контакты, развивается разножанровая инструментальная музыка. На первый план наряду с оперой и ораторией выдвигаются симфония и оратория, инструментальный концерт и соната. Так в процессе исторического развития музыка восстанавливает утраченные позиции. Музыка не остается в стороне от социальных устремлений этого исторического периода. Ярким примером того служит творчество Л.Бетховена. Музыка начинается рассматриваться как средство воплощения социальных идей и выражения общественной психологии. Значительный вклад в преодоление утопических черт теории гармонического развития внесли революционные демократы В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н. Добролюбов. Огромное влияние они оказали на развитие русской музыкальной жизни в целом и на деятельность ?Могучей Кучки? в особенности. Народность. Реалистичность музыки, развитие ее национальных основ явились для ?Кучкистов? главными принципами. ?Борис Годунов?, Хованщина? - М.Мусоргского, ?Князи Игорь? - Бородина, ?Снегурочка? - Римского Корсакова – оказывали и оказывают огромное влияние на формирование художественного сознания слушателей. Рассмотрение моделей гармонического развития человека в истории наглядно показывает, как теория музыкально-эстетического воспитания продвигается в направлении воплощения искусством гармонического единства человека, природы и человека. Проблемы музыкально-эстетического воспитания в работах современных зарубежных исследователей По наблюдениям известного теоретика М. Марка (США) в 1982г была опубликована статья, в которой он попытался установить главные тенденции развития философии муз. воспитания. По его наблюдениям проблематика со времен Платона Оставалось той же – как с помощью музыки сделать людей лучше. Объектом исследования становится проблемы эстетического развития людей вне их связи с историей и социальными ценностями. Возникают два круга вопросов музыкально – эстетического воспитания = экспрессивисткий и феноменологический. В экспрессивистких концепциях утверждается. Что искусство является выразителем и носителем одних эмоций. В художественном творчестве выражается эмоциональный мир художника, другие считают, что само искусство по своей природе является выразительным. Что экспрессивность является внутренним свойством произведения. Другие склонны утверждать, что эмоции возникают лишь воспринимающих искусство людей при непосредственном соприкосновением с художественным произведением. Согласно этим воззрениям при восприятии конкретного произведения слушатель должен научиться либо сам откликаться на музыкальное воздействие эмоционально, либо наблюдать за эмоциональными характеристиками звучащей музыки, либо же разугадывать заложенные в сочинении переживания композитора Попытка решения данных проблем наблюдалась уже в 19в. Ганслик писал ?Музыка может вызывать и радость, и печаль. Верно! Но разве не вызовут их… крупный лотерейный выигрыш, или смертельная болезнь друга? Но пока выигрыш не причисляют к симфониям, а медицинское заключение к увертюрам, не следует относится к фактически вызываемым аффектам, как к эстетическому предназначению…. Суть в том, как пробуждается подобные аффекты специфически музыкой?? Музыкальный исследователь П.Киви попытался решить вопрос восприятия музыки разными социальными группами. Все музыкальные описания он разделял на 4 группы. К первой группе были отнесены работы, в которых автор рассказывает о духовном мире творца и исполнителя. В качестве примера - рецензии Р.Шумана на выступления разных композиторов и исполнителей. В которых описываются психологические состояния пианиста, во время исполнения музыки или проводятся параллели с психологией композитора. Такой тип назван – биографическим. Вторая группа – публикации о слушательском представлении или воображения критика. Пример ?Мемуары? Г.Берлиоза. Этот тип - автобиографический. Третий тип – эмотивистким. Здесь идет речь о ?Психологических? характеристиках музыки. Сама музыка в таких работах называется триумфальной, жесткой и т.д. Четвертая группа – тексты о музыке, в которых анализируется музыкальный язык, структура произведения – группа техническая. Разрабатывая свою концепцию, теоретик объясняет само понятие муз. экспрессии. Киви доказывает различие моментов выражения и выразительности. Главная задача Киви – понять, каким образом музыка сама по себе способна выражать эмоции. В сфере музыкально-эстетического воспитания способность музыки воздействовать на эмоциональный мир личности, воспитывать ее чувства признается многими исследователями едва ли не единственной целью. По мнению Реймера, музыка - это носитель эмоционального языка, поэтому музыка, которая используется с целью воспитания детей, должна быть выразительной, только в этом случае возможно развить их восприимчивость к основным элементам музыки: мелодии, гармонии, ритму, тембру, форме. В русле этих идей разрабатываются музыкально-эстетическое воспитании концепции. Применяемые к отдельным видам и жанрам музыки. Так Элиот, считает, что руководитель джаза для того. Чтобы стимулировать энергию воспитанников, должен пользоваться различными средствами и особенной двигательной сферой. Он считает, что вопреки европейской музыкальной традиции в джазе не следует думать о музыке – нужно думать самой музыкой. Американский эстетик Мейер высказывал мысль о том. что преобладание эмоционального или интеллектуального отношения к музыке зависит от расположения духа и уровня музыкальной образованности. В последнее время даже профессиональным музыкантам приходиться проявлять активность. Чтобы быть в курсе всех тенденций развития академических музыкальных жанров. Понять загадку композиторского замысла. Становится возможным лишь при помощи партитуры. Или перечитывания авторских объяснений в программах. Разумеется, в процессе общения личности с музыкой участвуют и ассоциации. И эмоции, и рациональная сторона, и др. компоненты духовного мира. По наблюдениям Д. Плавиш эмоциональность или рациональность музыки связанны с качественными особенностями музыкального языка. Эмоциональность определяется использованием динамики и темпа. Тогда как рациональным началом в большей мере обладают полифонические средства. В том и заключается универсальность музыки. Что способна соприкасаться со всеми сторонами духовного мира личности. Оказывая целостный воздействия на человека, укрепляя его гармоническое начало. Исследования, направленные против ?Технического? метода в музыкальном воспитании, проводятся в других аспектах. В феноменологических исследованиях музыкального воспитания цель та же, что и в экспессивистских: приблизить музыку к массовому слушателю, сделать ее понятной, нужной и полезной. Именно феноменология. По убеждению Дж. Смита. Может выступить в качестве новой методологией современного музыкознания. Он утверждает, что могут объединяться метафизически разные стороны ?бестелесного духа? и ?бездушного тела?. Сам звук связывается с индивидуальным человеком. А его проявления фиксируются в формах музыки, танца и речи. При таком истолковании процесса общения с музыкой прерывается историческая преемственность форм художественного мышления, нарушаются закономерности культурной памяти. Уходит ценность художественно- творческой деятельности композитора. Таким образом, в рассмотренных концепциях музыки и музыкального воспитания в направлении ?новой философии музыкального воспитания? - выражается гуманистическое стремление к социальному добру, к использованию музыки с целью возвышения культуры личности. Однако, так как у вышеизложенных авторов отсутствует общая философская методология, они не смогли сформулировать общие цели музыкального воспитания и не нашли общие пути их осуществления. II Методологические аспекты музыкально - эстетического воспитания личности. Взаимодействие социального и биологического факторов. В России произошла культурная революция. В трудные военные годы закреплялось достигнутое. Главной задачей становится усиление общественной действенности музыки. Повышение ее воспитательной роли. В педагогической литературе, все чаще подчеркивается важность правильного использования музыкально-воспитательных мер в самом начальном периоде индивидуального развития человека. Музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств. Еще в 1915 г. Бехтерев писал ?…музыкальное развитие должно начинаться и поддерживаться не с юности, а с раннего детского возраста и даже с первых дней жизни?. Влияние на развитие ребенка оказывает вся ?звучащая? среда (колыбельная, игрушки и т.д.). Но важно пользоваться ею в меру, чтобы не перегрузить слух ребенка. Если начинать целенаправленно формировать музыкальный слух с раннего детства. То низкий уровень врожденных способностей может стать минимально значимым. Музыкальный слух, интонация развивается у всех детей. Известный в России врач–психиатр В.Леви, обращает внимание специалистов на существенную сторону музыки – ее ?биологичность?. В процессе общения человека с музыкой значительна роль физического двигательного фактора. Музыкально-эстетического воспитание, осуществляемое в тесной связи со всей суммой воспитательных действий, создаёт предпосылки для эффективного использования музыки в развитии личности. Социально-психологические особенности музыкально-эстетического воспитания личности, идеологический аспект Место и роль искусства формирования духовного мира личности исследуется многими эстетами. Во многих работах задачи формирования духовного мира ограничиваются развитием мыслительной и эмоциональной сфер. Волевой компонент выпадает, воля, как форма отражения действительности, изучена недостаточно. Монументальные произведения воплощают в себе наряду с эмоциональной напряжённостью и идейную направленность, волевую целеустремлённость, например, ?7 симфония Д.Шостаковича?. Произведение пронизано сильным волевым импульсом, в музыкальных характеристиках произведений появились такие определения как ?волевые эмоции?, ?умные эмоции? и т.п. На уровень воспитания человека влияет соц. среда, в которой он живёт. Сычёв отметил 5 основных типов микросреды: по виду деятельности (семейно-бытовая, учебно-воспитательная, культурно-просветительская, воинская); по территориальному признаку; национально-этническому; возрастному; половому. В процессе музыкального творчества, исполнительства или восприятия именно деятельность воображения и интуитивные суждения играют главную роль: с их помощью музыкальный материал превращается в худ. Образ. Роль искусства, музыки, не может ограничиваться лишь психологических свойств личности, ответственным моментом является её идеологическая функция. Известно, что самосознание личности определяется ходом исторического развития общества. В 20 веке появляется новое явление – советская музыкальная культура. В процессе общения с разножанровыми произведениями различных национальных культур музыкальный вкус личности развивается и формирует интерес к лучшим произведениям национальной культуры, к наследию мировой классической музыки. На современном этапе необходимо более полно и эффективно использовать испытательные возможности музыки. III. О систематизации процесса личности к восприятию музыки Проблема систематизации музыкально-воспитательного процесса во второй половине 20 века уделяли большое внимание. Целый ряд исследований посвящён проблемам музыкального образования и воспитания дошкольников и учащихся школ. Решаются проблемы использования музыки в процессе преподавания других дисциплин, связывая уроки музыки с массовой культурной деятельностью, а также посещения концертов, опер. Так, большую популярность получила система музыкального воспитания Д.Кабалевского. В советское время были выделены 2 сферы приобщения человека к музыке – целостное и сопутствующее. Исходя из того, каким образом человек приобщается к музыке, в обеих сферах выделяется 3 самостоятельных уровня: организованный (руководимый); самостоятельный (избирательный); стихийный (неосознанный). Организованное приобщение – характерно для всех возрастных групп. К ним относятся муз. занятия в детских садах, муз. школах, уроки музыки в школе, самодеятельность, посещение концертов, последовательно проводимые индивидуальные занятия под руководством специалистов. Всё чаще оспаривается вопрос о соотношении врождённых и приобретённых свойств человека. Так, преподаватели музыки отмечают, что некоторые ученики со слабым муз. слухом, долгое время занимающиеся в хоре, позднее приравниваются к хорошо поющим, что музыкальный слух поддаётся развитию. Музыкальные способности проявляются раньше других, но известны случаи, когда музыка овладела личностью в подростковом возрасте. Так, композитор А.Хачатурян до 17 лет не знал нотной грамоты, но в музыке он достиг исключительных успехов. Обучение в музыкальной школе даёт возможность детям проявлять свои способности петь в хоре, выступать в ансамблях и соло. В старших классах музыкальная деятельность более разнообразна. Ученики играют в оркестрах, участвуют в самодеятельных коллективах вне школы. Самостоятельное приобщение – вторая важная форма музыкально-воспитательной деятельности. Главное, чтобы каждый любитель музыки более избирательно регулировал своё муз. поведение. Одним из важных принципов является выработка регулярного общения с разными сферами музыки, и, прежде всего, с академическими её жанрами. Постоянство в обращении к конкретным жанрам и произведениям развивает вкус, способность критически оценивать произведения искусства. Польский исследователь Павловский пришёл к выводу, что ?повторные прослушивания достигают оптимальной точки, которая является различной в зависимости от типа произведения, однако, после которой слушатель насыщается и эстетическое удовольствие уменьшается?. И, наконец, необходимо иметь в виду, что со временем меняется жизненный опыт человека, а это тоже имеет значение при отборе и оценке тех или иных произведений. Стихийное приобщение – встреча с музыкой происходит, в основном, хаотично, бессмысленно. Некоторые исследователи отмечают важность стихийности в процессе обучения. При таком общении с различными произведениями. Как бы случайно услышанными. У слушателей накапливается слуховой опыт. Обогащается интонационный словарь. Но может быть и обратный опыт. По мнении. Сухомлинского, стихийное воздействие на детей радио, кино, вредит правильному эстетическому воспитанию. В практической жизни наблюдается ряд организованных форм использования музыки в жизни человека. Музыкальные фоны нередко используют на уроках рисования, математики и т.д. Выделяются функции музыкального воздействия, первая – активизирующая активную деятельность. Вторая – успокаивающая. Среди исследований. Посвященных воздействию музыки на человека, следует выделить сферу применения музыкального фона и его влияния на мыслительную деятельность. Исследователь Трегубова установили конкретные факты воздействия различной музыки на детей среднего возраста. Использование музыкального фона на уроках способствует большой сосредоточенности, влияет на увеличение интенсивности, звучащая музыка оказала влияние и на эстетический уровень выполняемых работ (черчение, письмо), на аккуратность, на эмоциональную яркость сочинений. Музыкальный фон, действуя на подсознательную сферу учащегося, активизирует у них ассоциативное мышление. Оказывает влияние на творческую сторону и тематику работ, выполняемых на уроках рисования. Эксперимент Трегубовой представляет ценность в утверждении возможности управлять воображением при помощи музыкального фона, воздействовать на сознательную деятельность через подсознание. Однако конечный результат такого воздействия пока не представляется однозначным. Рассмотренные нами формы приобщения личности к музыке. Позволили охватить целый спектр ситуаций потребления музыки, начиная от осознанного ее восприятия и кончая фоновыми ощущениями. Выявлены некоторые положительные и отрицательные стороны стихийного общения с музыкой. Общим для процесса воспитания положением стал вывод, что музыка выступает лишь вспомогательным, дополнительным средством к организованным формам воспитания и самовоспитания. Главной целью приобщения к целостному восприятию музыки является духовное обогащение личности. Но для этого необходима соответствующая подготовка слушателя. Музыкальное воспитание должно быть направлено на развитие всех слоев художественного восприятия - от чувств до целостного постижения художественных образов. Заключение Дорога в большой музыкальный мир начинается от игрушечных бубенчиков и погремушек, от колыбельных и детских песен. Далее она расходится по разным направлениям и ведёт к жанрам концертной и сценической музыки. Перед массовым музыкально-эстетическим воспитанием ставится высокая задача формировать такого любителя музыки, в поведении которого проявляется интерес ко всем основным жанровым группам. Там, где хорошо поставлена музыкально-воспитательная работа, дети с самого раннего возраста поют, играют, слушают разнообразные произведения, знакомясь с основными жанрами. Целенаправленное использование музыки, наряду с другими видами искусства в качестве ?соучастника? в идейно-эстетическом воспитании, утверждение гражданских качеств личности в процессе приобщения её к лучшим образцам музыкального творчества являются существенными сторонами музыкально-культурной политики. Используемая литература Н.Ветлугина ?Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребёнка в советском детском саду?, Москва, 1973 г. П.Михель ?Музыкальное воспитание в ГДР на службе всестороннего и гармоничного развития личности?. М.Иноземцева ?Музыкальная культура и вопросы гармоничного развития личности в период развитого социализма?, Ташкент, 1975 г. В.Медушевский ?Целостность социально-музыкальной культуры как условие гармоничного развития личности?, Киев, 1982 г. М.Коган ?Музыка в мире искусства?, Советская музыка, 1987 г. №3. А.Валицкая ?Русская эстетика 18 века?, Москва, 1983 г. А.Фарбштейн ?Музыка и эстетика?, Ленинград, 1976 г. В.Леви ?Волпросы психологии музыки?, Советская музыка, 1966 г. №8. Ю.Сычёв ?Микросреда и личность?, Москва, 1974 г. В.Маттонис ?Музыкально-эстетическое воспитание личности?, Ленинград ?Музыка?, 1988 г.
Музыкально-эстетическое воспитание личности