?Музыкальные занятия в условиях пандемии и карантина?

 Подготовила: Тараканова Инна Николаевна, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №5 ОЦ ?Лидер?, г.о.Кинель Самарской области, 2024 г. 

В связи со сложившейся ситуацией, в режиме самоизоляции дети находятся дома и не имеют возможности получать знания в рамках школы. Дистанционное обучение школьников стало реальностью нашего времени. Изоляция детей и взрослых в связи с распространением малоизученной короновирусной инфекцией способствовала поиску педагогами новых форм и методов работы со школьниками. Передо мной, музыкальным руководителем, встал вопрос, как организовать дистанционно музыкальное обучение школьников, чтобы это было интересно, доступно, понятно, как максимально вовлечь детей и родителей в музыкально-творческую деятельность.  Основной задачей музыкального образования школьников в дистанционном формате стало предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции, усвоение ими образовательной программы в соответствии с возрастом. Ситуация самоизоляции потребовала от всех нас немного иных путей передачи знаний. Благодаря современным технологиям стало возможным изучать любой предмет, и даже музыку, не выходя из дома. Начав работу в дистанционном режиме, я столкнулась с определенными трудностями: отсутствие очного общения с детьми и музыкальным руководителем. Не каждый родитель может качественно обучить ребёнка на должном уровне. Обратная связь очень важна. Я обнаружила, что, если общаюсь с родителями через WhatsApp, получаю 80% обратной связи. Хуже обстоят дела с ВК школы. Очень мало родителей туда заходили. Возможно из – за занятости, либо отсутствия технических возможностей. В связи с этим я посчитала нужным записывать занятия на видео не дольше 20 – 30 минут, как требуют санитарные нормы для самостоятельного просмотра видео школьниками. Тем более для просмотра видео через телефон, т.к. в нем маленький экран, мелкое изображение). Разработанная дистанционная музыкальная деятельность охватывает все разделы стандартного музыкального воспитания в школе: слушание музыки, музыкально ритмические движения, пение, танец, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-игровое творчество. В танцах вариант ?снимать себя? не очень эстетичен. Вот тут на помощь приходит интернет! Использовала различные разминки, танцы, так называемые ?с ноги?, где дети в свободной форме повторяют движения с экрана. При этом у детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В пении тоже использовала интернет, (записи песен, тексты, картинки, позволяющие лучше понять смысл текста). В виду отсутствия у многих детей музыкальных инструментов, использовали подручные материалы, самодельные музыкальные инструменты и т.д. Все педагоги знают, что подбор качественного и разнообразного материала для каждого занятия - важнейшая часть его подготовки. Нельзя забывать и об эстетике занятия и возрастных особенностях детей. Для привлечения внимания детей, в занятиях я использовала фотографии, картины художников, которые активизировали детей, помогали им понять содержание.  Для осуществления обратной связи родители записывали на видео исполнение детьми песен, танцев,  музыкальных игр, и отправляли мне. По заданию рисовали дети музыку, и мы составляли выставку. Довольно сложно для музыкального руководителя дистанционно указать школьнику те места в песне и танце, где он сильнее фальшивит или нарушает ритм. Но я думаю, что подражая пению с экрана, танцевальным движениям, дети развиваются творчески, добавляя что-то и свое. И неважно, насколько они хорошо поют или танцуют, главное, что это нравится и они участвуют в процессе с удовольствием. Ведь общеобразовательная школа не готовит профессиональных певцов и танцоров. Ребенок в свой адрес слышит похвалу. Это повышает самооценку каждого ребенка. Занятия. Для плодотворной работы в период пандемии, потребовалось не мало сил и возможностей. Необходимо было проанализировать весь имеющийся материал и придумать, каким образом донести его до родителей и детей. Донести так, чтобы они с удовольствием поддержали его и смогли реализовать задуманные мною мероприятия. Была проведена работа по темам: 1. Цикл занятий по теме ?Весна в музыке русских композиторов и картинах художников?. 2. ?Сказка в музыке?. 3. ?В музее музыкальных инструментов?. 4. ?Танцы кукол?. 5. ?Колыбельные современные и народные?. 6. ?Никто не забыт, ничто не забыто?. 7. ?Путешествие по зоопарку? муз. Сен - Санс. 8. ?Народы Кубани дружны с детских лет. В этом, пожалуй, наш главный секрет?. (11 слайд) Темы занятий по ВОВ: Так же велась работа по подготовке и к празднованию 75- летию Победы ВОВ. Были проведены: 1.Музыкальное занятие, посвященное празднованию 75-летию Победы в ВОВ. 2.Просмотр документального фильма. ?А на утро была война…?. 3.Музыкальная гостиная ?Песни военных лет? (записывала исполнение песен детьми из интернета, а также минусовки песен, прилагала текст). (12 слайд) 4.Организовано 2 флэшмоба 1. ?И все о той войне? из видео с участием наших детей, присланных родителями для конкурса чтецов, танцоров и певцов. 5. И 2-й ?Герой в моей семье?, дети рассказывали о героях своих семей, показывали фото, передавали эстафету со словами ?Я помню и горжусь?. 6. Презентация ?Дети войны?. 7. Участвовали во Всероссийской акции ?Окна Победы?! (13 слайд) Плюсы. Организация дистанционного музыкального обучения выявила свои плюсы и минусы. Плюс в том, что 1. Стало реальным изучать любой предмет, и даже музыку, не выходя из дома. 2. Можно включать в занятия анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности. 3. Заниматься можно каждый день в любое удобное время. 4. Можно подстраиваться под режим ребёнка, а неподстраивать его в режим группы. 5. Родители больше времени общаются со своими детьми. (14 слайд) А минус в том, что 1. Родители становятся педагогами, а не каждый родитель может качественно обучить ребёнка на должном уровне. 2. Отсутствие очного общения с детьми у педагога. 3. Нежелание некоторых родителей выполнять задания. 4. Нарушение условий организации занятий в домашних условиях. 5. У некоторых родителей отсутствие технических возможностей. Музыкальное обучение в дистанционном формате, побудило меня искать новые формы и средства взаимодействия с детьми, активнее использовать разнообразные педагогические технологии. Все педагоги, осуществлявшие обучением в период самоизоляции, указывают на большую роль родителей в осуществлении дистанционного обучения. Родители должны были сами включиться в процесс освоения программного материала, привлечь к процессу детей, обеспечить техническую сторону образовательного процесса. Это потребовало от них больших усилий, затраты времени, заставило вникнуть в процесс дошкольного образования. (15 слайд) Вывод. Сегодня есть все ресурсы для осуществления дистанционного музыкального развития дошкольников. Но оно возлагает большую ответственность прежде всего на родителей, отвествтенного подхода педагогов и, конечно же, не может заменить живого непосредственного общения педагога с детьми. (16 слайд) Спасибо за внимание, уважаемые коллеги