Музыкотерапевтический подход в работе с детьми с ОВЗ
Цель: повышение своего теоретического и практического уровня знаний работы с детьми ОВЗ, используя музыкотерапевтический подход.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний в работе с детьми ОВЗ, применяя музыкотерапевтический подход.
- Создать благоприятные условия на занятиях и на праздничных мероприятиях для детей ОВЗ.
- Определить алгоритм работы и формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
1. Повышу свой собственный уровень знаний в работе с детьми ОВЗ, применяя музыкотерапевтический подход.
2. Пополню музыкальную фонотеку для работы с детьми ОВЗ.
3. Научусь разрабатывать сценарии мероприятий для детей с особенностями.
4. Создам благоприятные условия на занятиях и на праздничных мероприятиях для детей ОВЗ.
5. Привлеку детей ОВЗ на участие их в муниципальных фестивалях и конкурсах.
С каждым годом в ДОУ увеличивается число детей с ОВЗ. Предпринимаются попытки создать благоприятные условия для наиболее полной социализации таких детей.
В нашем детском саду ЦРР открыты специальные группы для детей ОВЗ, где я работаю музыкальным руководителем. В этом году я работаю с ОВЗ группой детей – впервые.
Работа с такими детьми требует от музыкального руководителя специальных знаний и умения находить подход к каждому воспитаннику. Дети с ОВЗ нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии.
Моя цель изучить теоретическую литературу и построить музыкальное занятие таким образом, чтобы дети смогли раскрываться и развиваться на музыкальных занятиях, на праздничных мероприятиях, чтобы дети получали новые впечатления, занимаясь различными видами музыкальной деятельности. Моя задача помочь воспитанникам адекватно реагировать на звучание музыкальных произведений, научить детей петь песни, распевачки, играть на музыкальных инструментах, выполнять элементарные танцевальные навыки
Среди детей ОВЗ есть талантливые дети, но им нужно помочь раскрыть свои способности.
В своей работе начала изучать и применять метод музыкотерапии
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Правильно подобранные мелодии и звуки могут оказывать положительное воздействие на организм ребенка, что способствует улучшению самочувствия, оздоровлению, повышению работоспособности, поднятию настроения.
Музыкотерапия позволяет снять напряжение, утомление, повысить эмоциональный тонус, способствует коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Мною была изучена литература.
Я прошла вебинар «Работа с детьми ЗПР. Методы коррекции и поддержки», 2 часа.
Создана картотека игр и упражнений для детей с ЗПР.
Пополнила музыкальную фонотеку для работы с детьми ОВЗ.
Музыкотерапия позволяет снять напряжение, утомление, повысить эмоциональный тонус, способствует коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Я создала фонотеку с музыкой, музыкальных композиций, которые помогают детям и даже взрослым по использованию в различных случаях.
1. Для уменьшения нервного возбуждения гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Это могут быть такие произведения знаменитых классиков как «Кантата 2» Баха, «Лунная соната»
2. Уменьшению чувства тревоги и неуверенности способствуют мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Ощущение безопасности дает народная и детская музыка. Хорошее воздействие оказывает классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.
3. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы,
4. Для поднятия общего жизненного тонуса нужно подбирать ритмичную, бодрящую музыку. Можно использовать различные марши.
5. Прослушивание таких произведений классики, как «Лунная соната» Бетховена будут способствовать уменьшению агрессивности, непослушания.
Мною Разработаны сценарии на праздники: Осень, Новый год, 8 Марта в соответствии с особенностями детей ОВЗ. В данный момент идет подготовка к выпускному.
Прошла курсы «Организация образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
72 часа.
Муниципальные мероприятия (фестивали и конкурсы): Заняли 1 место Гран- При в хореографии – с участием детей норма типичной группы и детей ОВЗ.
Участие детей ОВЗ с оркестром в муниципальном фестивале «Счастливое детство», посвященное Дню инвалидов.
Стали победителями в республиканском фестиваль-конкурсе «Пасха Красная» в номинации «Инструментальное исполнительство» с детьми норма типичными и детьми с ОВЗ.
Применение в своей работе музыкотерапевтического подхода с детьми с ОВЗ группой на занятиях, в подготовке к праздникам заметен результат, многие дети знают музыкальные инструменты, учатся играть на них в оркестре и петь песни под аккомпанемент диатонических колокольчиков, аккомпанемент фортепиано музыкального руководителя.
Вокалотерапия. Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов, развивает пение и речь.
Открытые мероприятия – утренники (Осень, Новый год, 8 марта), где дети показывают чему научились на занятиях, при подготовки к утренникам.
На слайде вы видете я с детьми провожу Распевку «Качай – бросай» и «Качай – Цып - цып – цып»
Детям такие распевки нравятся, начинают повторят за мной слова коротких песенок
На следующем слайде видно дети учатся играть в оркестре.
Воспитанники учатся брать на себя роли во время музыкальных игр – роль солнышко, собачки, медведя, петушка.
Дети с ОВЗ учатся выполнять танцевальные движения с предметами, атрибутами и без них, самостоятельно и в парах. Учатся перестраиваться из круга и становится в пары и наоборот.
Применение музыкотерапии с мягкой педагогикой.
В своей работе применяю мягкую педагогику. Детям ОВЗ нравятся мягкие игрушки. ( куклы на руку – собачку кормим косточками, кошку рыбками)
Игры на эмоциональную сферу с парашютом под музыкальное сопровождение, Кошки мышки в сыре игра на поднятие настроения, передай мягкий мяч и поздоровайся с пропеванием своего имени, мягкие мышки с колокольчиками или бубенчиками, снегирек шумелка, цветная ромашка, покрывала – танцы под мягким домиком, мягкие сердечки и просто мягкие игрушки звери.
Кукольный театр с применением музыкотерапии. Мы слушаем и угадываем кто из зверей к нам в гости идет – мелодии зверей.
Музыкотерапия со здоровьесберегающими технологиями:
Массаж с мячиками под веселую песню «Колобок» и пропеванием звука АААА укачивание колобка.
Дыхательная гимнастика с тренажерами и музыкальными инструментами – свистульками.
В работе с использованием музыкотерапии применяю такие формы:
1.Слушание музыки – активная и пассивная форма.
2. Музицирование и импровизация - оркестры.
3.Танцевально-игровое творчество.
4.Вокалотерапия.
5.Дыхательные упражнения с применением атрибутов как паровоз, дыхательные тренажеры.
Формы музыкальной терапии:
1. Слушание музыки. 2. Музицирование и импровизация - оркестры.
3.Танцевально-игровое творчество.
Слушание музыки. 2. Слушание музыки и
Музицирование
, импровизация - оркестры. 3. Слушание музыки и Танцевально-игровое творчество.
- Пассивная музыкотерапия — процесс восприятия музыки с лечебной целью (слушание музыки) (во время занятий и в режимных моментах).
(Создала фонотеку для прослушивания музыки с лечебной целью).
- Активная музыкотерапия представляет собой - использование музыкальных инструментов в ходе индивидуального или группового занятия (оркестры по тематике времени года - весенние, осенние, зимние и оркестры на свободную тематику). Метод музицирования и импровизирование значительно повышает интерес детей к музыке, делает их внимательнее к ритму и характеру музыкального произведения, вселяет уверенность в себя, развивает коммуникационные качества. Исследование музыкальных инструментов на предмет их звукоизвлечения вызывает у детей интерес и внимание.
Согласно утверждениям Прасловой В.А. ”. инструментальное творчество как средство активной музыкотерапии помогает человеку решить ряд проблем:
-способствует развитию творческого потенциала;
-развить межличностные контакты;
-обогащает представление человека о собственном «Я»;
-способствует осознанию и вытеснению заблокированных переживаний.
Решение этих проблем связано с психологическим аспектом постижения себя в музыке.
Инструментальная импровизация как отмечает немецкий психолог Г-Г Дейкер Фойгт «позволяет проникнуть в структуры переживаний и поведения человека».
- Активная музыкотерапия представляет собой - Танцевально-игровое творчество (танцевальные игры, танцы, пляски) (такие как: «Петушок», «Мишка», «Пес Барбос», «Солнышко и лучики», «Пузырь», «Хоровод «Плюх», «Дождик». Данные танцевальные игры я применяла с детьми ОВЗ во время занятий, далее на праздниках, утренниках. Дети слушали музыкальные произведения и проигрывали их, беря на себя роли в танцевальных играх. Используются радостные, весёлые детские, народные песни, создающие позитивный настрой, желание раскрепощения которое выливается в реализацию своих чувств в движениях. Групповые танцы, игры не только поднимают настроение, но и сплачивают детский коллектив, делают отношения товарищескими, дружелюбными.
А так же в музыкотерапии применяю и мягкую педагогику: Оркестр на инструментах с мягким оформлением (мягкие мышки, на хвостиках бубенцы. Мягкий снегирь – внутри маракасы, колокольчики прицеплены к разным вязаным зверюшкам). Детям нравится мягкие и яркие игрушки, мягкие маски, сердечки, ленточки, парашюты. Все эти яркие атрибуты привлекают детей, а их мягкость располагает детей.
Заключение.
За время наблюдений за детьми с использованием данного метода в течении года в работе я сделала следующие выводы:
- большое значение в обучении и воспитании детей имеет психологическая среда, в которой находится ребёнок.
-фоновая музыка очень помогает в переключении настроя ребёнка на смену деятельности.
-заметна психологическая разрядка или же наоборот бодрый настрой во время правильно подобранной фоновой музыки.
-благодаря всем вышеперечисленным факторам на протяжении всего дня фоновая музыка (короткими периодами по 10-15 минут) помогает достичь лучшего результата в занятиях и отдыхе детей.
Значимость данной работы состоит в исследовании нового метода здоровьесбережения и определение педагогических условий для применения музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Разработана система сопровождения режимных моментов с использованием музыкальной терапии.