2025 г.

Сценарий  праздника ко Дню снятия Блокады Ленинграда

«Мы вспомним те годы, блокадные годы…»

(для старшего дошкольного возраста)

Цели:

1.Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру,

    воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;

2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

3. Воспитывать любовь и уважение  к  ветеранам Великой Отечественной войны,

     знакомить с людьми, прославившими нашу Родину.

Задачи:

1.Пробудить в детях чувство сострадания, Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

переживания и гордости за стойкость

своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей  

Великой     Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и

поэтической литературы;

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности

к культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование:

мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями

блокадного  Ленинграда, «Ленточки ленинградского Дня Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, клипы о блокаде.

Оборудование и материалы (оформление зала): 

проектор,

экран,

музыкальная аппаратура с аудиозаписями,

презентация «Блокада Ленинграда»,

детские рисунки, макеты, книги по теме,

стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами.

Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского. Дети заходят в зал.

Воспитатель: Наше с вами занятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город сегодня 27 января.

Это очень памятная дата для нашего города – 80 лет.

А кто скажет, как назывался наш город во время войны?

(ответ детей)

Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

Ребёнок: Сегодня день особенный, ребята,

День памяти – торжественный, святой.

80 лет со дня снятия блокады

Отмечает город наш родной.

Ребёнок: В тот день, прорвав кольцо блокады,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

1 Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.

(1 слайд)

Кто из вас, ребята, слышал слово – блокада?

Как вы думаете, что оно означает?

(дети высказывают предположения)

Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром.

Посмотрите, какую фигуру напоминает?

(ответ детей)

(2 слайд) Да, круг. Поэтому так и говорили, враги замкнули вокруг города непреступное кольцо. Сделали так, чтобы через это кольцо никто не смог проникнуть. Именно это и называется блокадой.

2 Воспитатель: Ребята, давайте с вами вернёмся в довоенное время, когда ваши прадедушки и прабабушки были ещё совсем юными, но на их долю выпали тяжёлые испытания.

Слайд

Звучит музыка «Рио-рита»

Парк отдыха.

Дети играют:  девочка с мячом, другая - прыгает на скакалке, мальчик с самолётом. Мальчик отбирает у девочки мяч, убегает с ним, оглядываясь, смеясь и крича: «Наша Таня громко плачет…». Все убегают.

Выходят чтецы

Июнь. Россия. Воскресенье.

  Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

  До первых выстрелов войны.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

  Страна на грани: быть - не быть…

 И это жуткое мгновенье

  Нам никогда не позабыть.

Сообщение Левитана о начале войны. Сменяется 7 симфонией Шостаковича «Нашествие»

Слайды 

Воспитатель:  (на фоне «Нашествия»):    Великая Отечественная война началась 22 июня, а 8 сентября немцы уже были у стен Ленинграда. Взять и уничтожить город мгновенно у фашистов  не получилось, и тогда Гитлер пообещал «задушить голодом и сравнять с землёй» город на Неве. Постоянные обстрелы велись фактически всю войну. Все военнообязанные ушли на фронт, в городе создавалось ополчение. Началась блокада, которая продлится около 900 дней и ночей.

Громкость Симфонии «Нашествие» увеличивается, затем убавляется.

1ребёнок: Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город с земли,

              Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли

2 ребёнок: Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.

              Над Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят.

 3 ребёнок: Рано зима в этот год наступила. Морозы пришли, холода.

                И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась неожиданно беда.

 

Воспитатель: Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днём и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы.

Прорвались все-таки.

Бомбят, горят Бодаевские склады…

На Бадаевских складах хранилось продовольствие, произошёл пожар. Почти все продукты сгорели.

Слайд.

В Ленинграде начался страшный мучительный голод. Через вражеское кольцо никаких продуктов в город завести было нельзя. Людям было нечего есть. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки. В самый тяжёлый период блокады жители Ленинграда получали один меленький кусочек хлеба на целый день.

Воспитатель:   Опухшая, укутанная с головы до ног женщина сидела на скомканном ворохе тряпья, прикрыв глаза и покачиваясь. Огромная пустая комната напоминала склеп. Отовсюду тянуло холодом, сыростью и мраком.

Так жили тогда ленинградцы.

Женщина давно послала за хлебным пайком семилетнего сынишку, и минуты теперь казались вечностью.

- Боже мой, - застонала женщина, - как долго его нет!

Она поднялась и пошатнулась.

- Не дойду.

Но выпрямилась и поплелась к двери.

На улице сразу увидела, что у сына отнимают хлеб. Отнимал тоже мальчик, чуть постарше.

- Сынок, - закричала мать, - не отдавай!

А мальчишки повалились  в грязный, заляпанный снег и продолжали драться из-за хлеба. Она собрала все остатки сил и поспешила на помощь, взмахивая руками и спотыкаясь. Через несколько шагов она упала.

- Не отдавай! – снова закричала мать, - Ты ешь! Ешь!

Мимо тащились безмолвные, обессиленные люди. Кто-то подошёл и разнял ребятишек.

А мать всё кричала и кричала. Но кричала всё тише и тише, пока не замолкла совсем…

(Автор текста - Игорь Тобольский)

Слайд.

Воспитатель: Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросамиНо заводы должны работать. Идёт война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию. Тогда на заводы пришли женщины и подростки.   Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Юные ленинградцы вместе с взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.

Слайд.

Воспитатель: Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы.  И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго. В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали.

Сценка

Брат и сестра в ожидании матери.

Сестра:  Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт

Ну, хоть бы крошечку, где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:  А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра:  А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат:  Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:  А вот и мамины шаги слышны!

Брат:  Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама:  Я покушать принесла.  

Достает детям кусочки хлеба.

Слайд.

Ведущий:  Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически  уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали.

Слайд.

Ведущий: И ночью осаждённый город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо, выслеживая вражеские бомбардировщики. Чтобы избежать пожаров, люди, специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.

Песня «Ленинградские мальчишки»

Слайд.

Ведущий: Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

В своём дневнике, который дошёл до нашего времени и хранится в музее на Пискарёвском кладбище, одна из девочек блокадного города Таня Савичева, вела свои записи.  

На берегу Невы, в музейном зданье,

Храниться очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечёт…

Вся её семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Женя умерла 28 декабря», «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алёша 10 мая», «Мама 13 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня».   Таню спасли от голодной смерти. Её вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких, подорвали её здоровье. Таня умерла, ей было 14 лет.

Ребёнок:  Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Слайд

Воспитатель 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Ребёнок: Чтобы жизнь спасти ленинградцам зимой в 41-м году

         С хлебом шли в город машины

         По Ладоге, прямо по льду

         Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Песня «Ладога»

Воспитатель:  Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Ребёнок: Наш город назывался Ленинградом,

                    И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить

Воспитатель:  Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой.

Слайд

«Салют»

Воспитатель:  За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

Слайд.

На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище.

Воспитатель: За город шли жестокие бои. За Родину солдаты воевали

  И в январе, разбив врага, кольцо блокадное прорвали.

  Спасибо тем,

Кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду,

 Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Ребёнок: Есть в нашем городе мемориал.

Он памятью народной стал.

В граните застыла Родина-мать,

Чтоб павших покой всегда охранять.

 Вечный огонь никогда не погаснет,

Как память о тех, кто наш город сберёг,

  О тех, кто работал, сражался отважно

И для победы сделал, что мог.

Ребёнок: В осеннем тумане в январском снегу
Стоит Ленинград на морском берегу.
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут,
И ценится всюду их доблестный труд.

Воспитатель: Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,

                        Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

                                

Звуки метронома. Минута молчания.

Воспитатель: Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

                  Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

                  Спасибо вам, герои Ленинграда!

Вручение цветов и подарков ветеранам-блокадникам.

Воспитатель:  Слово предоставляется нашим гостям.

Дети: 1. Пусть будет мир на планете и войны не знают дети.

                Пусть дети учатся, мечтают, ни горя, ни беды не знают!

            2. Наш город, дорогой, любимый, ты гордый, сильный и красивый.

                Этот город над Невой очень любим мы с тобой.

            3. Пусть летят столетья, пусть летят года –

                Город наш великий будет жить всегда.

Дети выходят под песню «Дети Блокады»