«На пути к школе».
Родительское собрание в подготовительной группе. Опыт работы.
Грязнова Лариса Витальевна, воспитатель
МАДОУ НГО «Детский сад № 10 «Снежок»
Собрание в группе «Крабики» прошло в нетрадиционной форме. Совместно с родителями решались вопросы:
Выбор секретаря собрания и председателя
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Что значит готовность ребенка к школе.
Игры детей с родителями на развитие познавательных способностей детей.
О разном.
Ход собрания
По первому вопросу слушали Грязнову Л.В., воспитателя. Предложила родителям выбрать секретаря и председателя родительского собрания по желанию.
По второму вопросу слушали Евсеева А. А., воспитателя о Возрастные особенности детей 6-7 лет. Центральной линией психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование произвольности психических процессов и поведения, формирование регуляторных основ психики. В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память и воображение. За счет возможностей образного мышления, ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность. Все виды деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку представляют собой формы наглядного моделирования действительности. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции человека в обществе, скрыты ряд правил, которым ребенок начинает подчинять свое поведение. Ребенок накапливает представления о своих умениях и навыках. Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос «что я умею, что я могу») и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых («желание быть «хорошим»). Данный возраст является крайне благоприятным для формирования нравственных норм и правил, формирования альтруистических потребностей и про социальных форм поведения. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. В этом возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных способностей и развития личности ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками определяется способностью выстраивать коммуникацию адекватную ситуации, то есть, ребенок может проявлять гибкость, инициативность, интерес, чувствительность в ситуации познавательного, делового, личностного общения. Итогом развития личности выступает иерархия мотивов и произвольная регуляция поведения. Социально значимые мотивы («надо») могут управлять личными мотивами («хочу»), ребенок может принимать сложные инструкции взрослого, действовать согласно правилам и реализовывать целостные формы поведения. Способность к произвольной регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. Исходя из того, что в дошкольном возрасте закладываются основы первичной картины мира, формируются социальные переживания, определяющие отношение ребенка к разным видам человеческой деятельности, к миру людей и к самому себе, особую важность приобретает формирование представлений и положительного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Также, в современном социальном контексте, необходимо уделять внимание аспектам финансовой, экологической, информационной осведомленности у детей дошкольного возраста.
По третьему вопросу слушали Грязнову Л.В., воспитателя. Она провела с родителями мастер класс по определению готовности ребенка к школе. Обозначила главные ориентиры родителей на развитие ребенка:
смена зубов (до 8), «филиппинский тест», Тест «Поза Ромберга», рисовать «дорожки», не заступая за края, считать в обратную сторону, и через одного, самостоятельно одеваться, есть вилкой, следовать инструкциям учителя. Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи. Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год. Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.
Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.
Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.
В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.
Грязнову Л.В., воспитатель предложила поиграть в игры с детьми. Ведущими в играх были дети, они сами объясняли родителям правила игры и следили за тем, чтобы правила выполняли все участники игры. Вместе с мамами и папами дети играли в игры: «Что тяжелее» (родитель выбирает одного животного, ребенок выбирает животных, чей вес тяжелее, по цифре, объясняет почему),
«Звуковая улитка» (поместить картинки на улитку, в названии которых есть заданный звук),
«Чудесный домик» (поселить в домик животных, у которых есть что то общее), «Найди букву» (по заданию ведущего найти букву),
«Веселые цифры» (ребенок должен назвать цифру, у которой встал родитель, найти карточку с соответствующим количеством кружочков), «падишах» (нейро игра с ритмическими хлопками).
Данные игры, способствовали формированию логического мышления, познавательной активности, развитию фонематического слуха и социализации детей в обществе.
Дети с удовольствием играли с родителями, демонстрировали свои знания и умения, вовлекали родителей в процесс игры. Родители активно, с удовольствием участвовали в тренинге, принимали участие в совместных с детьми играх.
Вопросы о разном.
Грязнову Л.В., воспитатель предложила родителям озвучить интересующие их вопросы для будущих собраний.
Выбрать тему проекта для участия в конкурсе проектов.
Решение родительского собрания:
Развивать у детей логическое мышление, воображение, усидчивость в совместных с родителями играх.
Способствовать социализации в обществе, общение с ребенком на тему истории семьи, семейных ценностей.
Меньше сидеть в телефонах.