Начальная школа, как этап становления личности ребенка.
В понятие младший школьник мы включаем ребенка 6-11 лет. На протяжении этого времени ребенок проходит обучение в начальных классах, у него складывается новый вид деятельности – учебная деятельность. Именно то, что ребенок становится учеником, учащимся, в определенной мере, накладывает, совершенно новый, отпечаток на его поведение и его психологический облик. Меняется характер мышления ребенка, его внимание и память под воздействием новой, учебной деятельности. Способность следовать определенным правилам, нормам поведении, осмысленности. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности. Ребенок приобретает новое положение в обществе. Положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением. Такое положение влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми и, особенно, в том, как ребенок оценивает себя и других. Ребенок формирует мировоззрение, складыванием круга идейных и моральных представлений и понятий. Все больше его мир обогащается чувствами, эстетическими переживаниями, шире становятся трудовые, художественные и спортивные увлечения. Как подчеркивал Л.С. Выготский, личность не является врожденной, она возникает в результате культурного и социального развития.
Проблема развития личности детей младшего школьного возраста давно находится в центре внимания у многих педагогов и психологов. Ей посвятили труды такие ученые как: Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова. Идеи влияния системы образования на развитие личности ребенка отражены и в исследованиях С.Ф. Арслановой, С.А. Ганиной.
Таким образом вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является.
Проблема формирования личности и развития ребенка является одной из наиболее значимых тем исследования, для представителей как практической, так и теоретической педагогики и педагогической психологии, в задачи которых входит выявление наиболее эффективных условий развития, формирования и социализации личности. В основе успешного решения данных задач лежит учет психологических особенностей детей определенной возрастной группы, при выстраивании учебно-воспитательной работы.
В отечественной педагогике возрастной период укладывающийся в понятие «младший школьный возраст» соответствует 6-11 годам. Это особенный период, так как, именно в этом возрасте закладывается фундамент будущего нравственного поведения, усвоение основных моральных норм, формируется направленность личности, проявляются склонности и таланты, а соответственно и потребности в их развитии. Повышенная чувствительность детей данного возраста определяет большие потенциальные возможности их разностороннего развития, а правильный педагогический подход будет способствовать раскрытию ребенка и развитию гармонично развитой личности.
В педагогике и психологии существует несколько теорий факторов, которые определяют психическое развитие детей в различные возрастные периоды. Например, согласно теории З.Фрейда развитие личности объясняется действием биологических факторов и опытом семейного общения. При этом выделяется пять стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии.
В современной педагогической психологии наибольшую популярность завоевали теории Л.С. Выготского и Жана Пеже.
В основе периодизации Л.С.Выготского лежит утверждение, что психическое развитие ребенка напрямую зависит от ведущей деятельности возрастной группы, которая и имеет решающее значение – игра, учебная деятельность и т.д. Однако, со сменой возрастной группы виды деятельности, считающиеся основными в предыдущей группе, не исчезают – они продолжают существовать параллельно, но уже не являются главными определяющими для психического развития. Так, для младшего школьного возраста основной деятельностью является учебная, но игровая деятельность, преобладавшая в дошкольном возрасте, еще продолжает занимать в жизни ребенка значимое место.
Когнитивная теория Жана Пиаже, выстроена на том, что человек, в своем умственном развитии проходит четыре основных периода:
- сенсомоторный или чувственно-двигательный - от рождения до двух лет;
- дооперативный от двух до семи лет;
- период конкретного мышления - семь - одиннадцать лет
- период формально-логического (абстрактного) мышления от одиннадцати до восемнадцати лет.
Таким образом, младший школьный возраст, по Пиаже, – это третий период активного умственного развития или возраст преобладания учебной деятельности согласно теории Выготского. Каждому возрастному периоду свойственны свои особенности, обусловленные физиологией организма и нервной деятельности. Для детей исследуемого возраста, на фоне продолжающегося физического и психофизиологического развития, обеспечивающего возможность обучения в школе, характерны следующие позитивные и негативные признаки: с одной стороны – активное развитие познавательных потребностей и словесно-логического мышления, совершенствование работы головного мозга и нервной системы, с другой - характерны также и неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость; нервно-психическая ранимость; неспособность к длительному сосредоточению внимания на одном предмете или теме, повышенная возбудимость и эмоциональность.
Поступление в школу вносит значительные изменения в жизнь ребенка, так как в этот период происходит ломка его жизненных стереотипов - от режима дня до значимости его социальной роли. Теперь ему вменяется исполнение общественно важных обязанностей, за которые он получает оценку, что требует концентрации усилий, организованности, внимания, ответственности и т.д. В его жизни появляются новые социальные связи – «ребенок – учитель», «ребенок-одноклассник». Таким образом, ребенок попадает в новый для него мир и оказывается в достаточно сложной ситуации, которая требуют помощи в адаптации для дальнейшего успешного формирования личностных качеств и постижения учебного процесса, с использованием профессионального педагогического подхода.
Для правильного построения педагогического процесса необходимо учитывать особенности развития психических процессов детей, данной возрастной группы, определяющие познавательные процессы.
В школу дети приходят с достаточно хорошо развитыми простыми видами восприятия: величина, форма, цвет. Однако, процесс восприятия пока определяется особенностями самого предмета: обращают внимание не на главное, а на то, что бросается в глаза – яркий цвет, необычная форма и т.д., а также отличается слабо развитой способностью к дифференцированности сходных предметов и объектов, поэтому необходимо обращать их внимание на детали. Постепенно происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом и к концу возраста формируется синтезирующее и дифференцирующее восприятие.
Внимание у младших школьников преобладает непроизвольное, и удержать его возможно благодаря волевым усилиям, высокой мотивации и заинтересованностью. В среднем, в таком возрасте дети могут удерживать внимании на одном предмете в течение 10-20 минут. Постепенно оно активизируется, но в основном остается нестабильным до конца возрастного периода. Поэтому рекомендуется развивать внимание в направлении от концентрации к самоорганизации и распределению и периодическому переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.
Произвольная память в начале периода еще недостаточно хорошо развита и находится в состоянии формирования. Запоминается в основном материал, представляющий для них интерес. Быстрота и точность запоминания напрямую зависят от эмоций и отношений к тому, что надо запомнить. Но, уже отмечается связь памяти и мышления и хорошо развитая механическая память. Постепенно, в процессе учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная, которые к концу периода сформировываются окончательно.
Мыслительная деятельность детей имеет особое значение, так как именно она является основой интеллектуального и социального развития человека. Процесс формирования мышления у детей, данного периода, переживает переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логические рассуждения базируются на конкретном наглядном материале. Впоследствии, в ходе учебной деятельности и усвоения научных понятий, развивается теоретическое мышление. К концу периода уже отмечаются четкие индивидуальные отличия в мыслительной деятельности детей – выделяются «мыслители», «практики» и «художники». Слабая сформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что, усваиваемые ребенком, знания оказываются фрагментарными или ошибочными, именно это, серьезно осложняет процесс обучения и снижает его эффективность.
Основное направление в развитии воображения характеризуется переходом к более реальному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний и представлений. Если у первоклассников воображение опирается преимущественно на конкретные знакомые предметы, то со временем развивается и продуктивное представление, с опорой на образы-представления, которые формируются на основе словесного описания. Воображение становится процессом управляемым, а создаваемые образы имеют более тесную связь с задачами деятельности.
Речь выражает развитие всех вышеперечисленных познавательных процессов и играет важную роль в решении учебных и воспитательных задач. Уровень развития речи определяет потребность в общении и познании.
Активно развивается в этот период и самооценка, зависящая в основном от успехов в учебной деятельности. Очень часто можно наблюдать неадекватно заниженную или завышенную самооценку, отсутствие критичности к себе или повышенную требовательность к окружающим по отношению к собственной личности, что впоследствии может привести к значительным проблемам в виде многочисленных комплексов и неоправданных ожиданий.
Что касается установления социальных связей, то в данном возрасте дети очень общительны и открыты для возникновения дружеских взаимоотношений со сверстниками, уже обладают достаточным опытом общения и готовы к развитию социальных связей как со взрослыми (ученик-учитель), так и с другими детьми на новом уровне (друг, одноклассник, приятель, класс).
Таким образом, младший школьный возраст - это период активных изменений и преобразований, являющийся наиболее оптимальным для начала формирования личностных характеристик, мотивов обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоения социальных норм, нравственного развития; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.