Актуальность

В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня самой актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа. Игрушки с внутренним смыслом родители делали для своих детей, они были направлены на так называемую социализацию ребенка. Это искусство передавалось по наследству. Позднее привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Именно в дошкольном детстве народная игрушка - позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей, усваивать образцы поведения присущие своему народу.

Из истории игрушки

Игрушка - средство детских забав и развлечений, это всегда источник радости. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

В старину для изготовления игрушек использовались самые разные материалы-солома, лен, мех, тряпки, пакля, лучина, береста, шишки, бумага, металл. Излюбленным материалом для изготовления были дерево и глина. Известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыболова.

Первую куколку обычно малышке делали взрослые - мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки. У народной традиционной игрушки-модели (серп, прялка, топор, молоток, пяльцы) есть одно важное отличительное свойство: она росла вместе с ребенком, превращаясь из модельки в настоящие орудие труда.

Вырабатывались игрушки из гипса и дерева, отличавшаяся яркой расцветкой и простотой форм. В России в XVII в. широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Исследованием народной игрушки занимались такие ученые как, Е. А. Покровский, Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей был и близки друг к друг у, когда творчество тех и других имело много общего.

Виды народной игрушки

Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных.

Глиняные

Абашевская игрушка - русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.

Акбулакская игрушка -русская глиняная игрушка, родом из поселка Акбулак Оренбургской области.

Вырковская игрушка -изделия народного промысла из деревни Вырково близ Касимова в Рязанском крае.

Дымковская игрушка - русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства -слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области).

Жбанниковская игрушка возникла в начале XX века в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области.

Каргопольская игрушка -русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Кардаиловская игрушка - русская глиняная игрушка. Название происходит от места изготовления станица Кардаиловская, Илекский район, Оренбургская область.

Кожлянская игрушка -русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.

Романовская игрушка -русская глиняная игрушка-свистулька родом из села Романово на территории Липецкой области.

Старооскольская глиняная игрушка - художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.

Тульская городская игрушка -народный художественный промысел, сформировавшийся в Туле в XVIII—XIX веках. Фигурки выполнены в виде вытянутых элегантных дам и кавалеров.

Филимоновская игрушка -русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Деревянные

Бабенская игрушка -народный промысел из Подмосковья.

Богородская игрушка из мягких пород дерева берёт истоки в посёлке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.

Матрёшка -русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Игрушка как средство развития речи

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок) в устном народном творчестве, хорошо отразили черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности, а с использование народной игрушки служит прекрасным материалом для развития речи. В описании игрушки дети составляют рассказ с описанием внешнего вида, формируется связная речь, словарь и грамматика, звуковая культура речи. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки: «Сорока-ворона»,» «Ладушки» и другие. Игрушки и игры, которые привлекают своей красочностью, забавляют и учат детей: пирамидки, башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми действиями. При постоянном использовании народных потешек, песенок, поговорок дети начинают повторять их в режимных моментах, а с использованием народной игрушки, которую берут в руки и с удовольствием играя знакомятся с ней поближе. В продуктивной деятельности игрушки дети могут изготовить совместно с педагогами. В процессе изготовления русских народных игрушек развивается моторика, внимание, формируется умение задавать вопросы, интерес к истории появления.