"Народно-сценический танец в системе обучения хореографии"

“Народный танец” как предмет возник в конце XIX в. В Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и др. Среди исполнителей “характерных танцев” были свои знаменитости: Ф. Кшесинская, В.Гельцер, А. Ширяев и др. Воспитание исполнителя народного танца – процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.

Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, естественно, свою систему обучения и воспитания. Педагогическая практика изучения народно-сценической хореографии выработала свои традиции. Народный танец столь разнообразен, сколь различны по своему жизненному укладу народы мира.  Все виды народного танца связаны с жизнью, являются опоэтизированным музыкально-пластическим отражением действительности.  К основным компонентам народного танца относятся музыкальная основа, лексика танца (движения, жесты и позы, их пластическое соединение), костюмы. Они являются выразительными средствами танца, раскрывающими своеобразие содержания, передающими особенности стиля и манеры, создавая неповторимость колорита народной хореографии. 

Методике преподавания народно-сценического танца посвящено много учебных пособий. И. Э. Бриске отмечает, что методика обучения народно-сценическому танцу в настоящее время становится   специальной дисциплиной в системе профессионального образования хореографов.  В своем учебном пособии она рассматривает структуру, понятийный аппарат дисциплины «народно-сценический танец», а также ее содержание и методы обучения.  

Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Народно-сценический танец является одним из основных предметов дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее - программа «Хореографическое творчество»). Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Классический танец», «Подготовка концертных номеров». Полученные по этим предметам знания позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно- сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развить танцевально-исполнительские способности учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний.

Задачи: - обучение основам народного танца, - развитие танцевальной координации; - обучение выразительному исполнению и эмоциональной закрепощенности в танцевальной практике; - развитие физической выносливости; - развитие умения танцевать в ансамбле; - развитие сценического артистизма; - развитие дисциплинированности; - формирование волевых качеств.

Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения 6 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ); - наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития, обучающегося); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений); - индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

Особенности организации учебного процесса на примере хореографического коллектива «Сияние» .

Учебный процесс в хореографический коллектив осуществляется согласно учебным программам и учебным планам, в которые входят следующие дисциплины:

«Ритмика»;

«Классический танец»;

«Народно-сценический танец»;

Такая организация учебного процесса определяет комплексный подход к обучению, взаимосвязь всех учебных дисциплин, что обеспечивает возможности всестороннего влияния на воспитание учащихся. В основе цикла хореографических дисциплин лежит классический танец.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов. Чем же особенно полезен урок народно-сценического танца в плане воспитания танцора? В нем сочетается логическая система школы классического танца и многообразие народной пластики. Народно-сценический танец способствует развитию у учащихся дополнительных в сравнении с классикой навыков.

Основные задачи курса:

1)  дать учащимся знания основных элементов народных танцев и привить навыки их исполнения;

2)  совершенствовать координацию движений, восприимчивость к многообразию координаций;

3)  развивать те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа;

4)  воспитывать умение точно передать национальный стиль и манеру, характер и общие законы национальной пластики;

5)  воспитывать умение передавать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов;

6)  изучать формы академических характерных танцев из спектаклей классического наследия.

Таким образом, изучение народно-сценического танца дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

Особенности применения традиционных методов обучения.

При решении образовательно-воспитательных задач использую максимально эффективные традиционные методы подготовки и возможности смежных дисциплин.

1. Выбор материала для изучения.

Материал к изучению отбираю в связи с учетом определенных объективных факторов в работе, руководствуясь принципами четкого разделения главного и второстепенного в учебном материале, ориентировки на конечный результат. Не все предложенные программами и проектами программ народности приходится брать к изучению. Это мера вызвана несколькими причинами.

Во-первых, необходимость качественной подготовки при учете ограниченных профессиональных данных учащихся.

Во-вторых, предложенный детям, а особенно подросткам тематический и лексический материал должен им очень нравиться. 

В-третьих, руководствуюсь соображениями репертуара: беру к изучению то, что будет иметь продолжение на сцене, что продолжает, развивает и обогащает основной арсенал исполнителя.

2. Музыкально-ритмическая работа.

В народном танце главенствует ритмическое начало, которое подчеркивается танцовщиком: притопывания, хлопки, звон бубенчиков, удары в бубен. Ритм – это увлекательнейшая стихия, он дает яркость звукообразов; поддержание ритма в танце какими-либо приемами позволяет детям почувствовать себя создателями, соавторами музыкально-танцевального действия. Работа над ритмом очень важна и начинается с 1-го класса на уроках ритмики. Такая систематическая учебная музыкально - ритмическая работа формирует особый, специальный интерес к ритму, в результате дети очень любят ритмические этюды, дроби; кроме того, уровень музыкальных знаний и навыков позволяет осваивать в старших классах такой интересный и сложный материал, как ритмические приемы фламенко: сапатеадо (отбивание ритма каблуками) и пальмас (ритмичные хлопки).

3. Игровые этюды.

К изучению предмета «Народно-сценический танец» в коллективе учащиеся приступают на 3-м году обучения после того, как усвоена азбука классического танца, т. к. только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно без вреда для мышечной системы осваивать специфику народно-сценического танца. На первом году обучения народно-сценическому танцу не предусмотрена работа у станка. На середине избегаю слишком раннего введения тех особенностей в лексике, которые не согласованы с начальной стадией обучения классическому танцу (скошенная на ребро стопа, завернутые положения ног, резкие приседания, изломы корпуса). Практика работы показывает, что детьми особенно любима такая форма работы, как ритмические образные этюды, особенно в паре. Такие этюды являются продолжением работы с ритмом, проводимой на уроках ритмики, они удобны и понятны детям, позволяют развивать навыки координации, эмоциональную отзывчивость, импровизацию.

4. Использование атрибутов.

Многие народные танцы исполняются с бытовыми аксессуарами. Учитывая образность мышления у детей, максимально использую работу с предметами и атрибутами: платочки, шали, шарфы, венки, ленты, веера, кувшины. В результате легче идет дифференцировка детьми характерных национальных особенностей. Сценические номера с использованием атрибутов обретают свою неповторимость, приобретают черты игры, любимой и понятной детям.

5. Уроки по истории хореографического искусства.

Так же важно изучение истории хореографического искусства, для обеспечения учащихся систематизированными знаниями. При изучении видов хореографического искусства и народно-сценического танца в том числе, говорится о значимости этого пласта культуры, идет ознакомление учащихся с творчеством ведущих народных коллективов через видео-просмотры. Дети приобретают яркие впечатления, познают красоту народной хореографии, впитывают в себя манеру исполнения, что позволяет им быть более артистичными в танце.

6. Костюм в народном танце.

В воспитании подростков важно помнить, что этот возраст характеризуется потребностью в самоутверждении, осознанием своей внешности. Если взрослый, находящийся в этот период с подростком, поможет ему в самоутверждении себя как успешной и привлекательной личности, то это обеспечит доверие к педагогу, дополнительный сильный мотив для работы в коллективе. Поэтому костюму придается большое значение в работе, костюм должен быть не только точным, «работающим» на номер, он должен обязательно украшать ребенка, делать его красивым, привлекательным, особенным. К этому мы стремимся в своей работе над созданием костюмов для постановок.

Заключение.

Таким образом, практика работы по раннему приобщению детей к ознакомлению с русской культурой, использование возможностей традиционных методов и приемов обучения народно-сценическому танцу в системе обучения в хореографическом коллективе показывает эффективность выбранной системы работы.

В итоге происходит формирование у учащихся профессионального интереса к народному танцу, что обеспечивает стабильное посещение занятий на протяжении всего многолетнего периода обучения, качественное и осознанное освоение учебного материала и профессиональную ориентацию выпускников коллектива.

Через приобщение детей к искусству народного танца формируется личность с высокими морально-этическими нормами, способная к конструктивному анализу увиденного и рефлексии. Наряду с этим, необходимо отметить, что данный вид хореографии помогает воспитанникам увидеть не только прекрасное в культурном наследие предков, но и приобщает их к трудовой деятельности, учит созидательным действиям, показывает сколько труда и упорства необходимо приложить для достижения поставленных целей.

Народный танец имеет большой воспитательный потенциал, который выражается в целостном процессе становления личности на основе традиционной культуры нашего общества с ее семейными, духовными и моральными нормами.

Список литературы:

Бриске

И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие / И.Э.

Бриске

;

Челяб

. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – 96с.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и

комбинации  на

середине зала: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств/ 

Г.П.Гусев

. – М.:

Гуманитар

. Изд. Центр «

Владос

», 2003. -208 с., ил., ноты.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка: учеб пособие для вузов искусств и культуры /

Г.П.Гусев

. – М.:

Гуманитар

. Изд. Центр «

Владос

», 2002. -208 с., ил., ноты.

Кириллова А.П. Мастерство хореографа Учеб. пособие.: МГУКИ, 2006. – 154 с.

Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. Изд.3-е. – М.: Издательство

Московского государственного университета культуры и искусств,

2004.-

320с.с ил.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.

высш

. и сред. пед. учеб. заведений /- 2-е

изд. ,

стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 176с

Лопухов А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов, А.В. Ширяева, А.И. Бочаров. – 2-е изд. – СПб. – М.; «Лань», 2005. – 448

с.,ил.

Нарская

Т.Б. Историко-бытовой танец: Учеб.

пособие;Челяб.гос.акад

.

культуры и искусств/ Т.Б.

Нарская

. – Челябинск,2007. – 211 

Основы подготовки специалистов-хореографов (хореографическая педагогика). Учебное пособие. Санкт-Петербургский гуманитарный университет

профсоюзов .С

-Петербург 2006

Педагогика:

Учебное  пособие

для студентов  педагогических учебных заведений.

В.А.Сластенин

, И.Ф. Исаев, А.И, Мищенко, Е.Н.  Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.- 512 с.