Статья на тему:
«Народные подвижные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Детство – это период усвоение норм морали и социальных способов поведения. Малышу важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. В процессе сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. В дошкольном возрасте определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Гармоническое развитие ребенка основа формирования будущей личности, которое зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе педагога необходимо всегда обращаться к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно - патриотического воспитания детей.
Главным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и разнообразное по своему содержанию. Но, не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, прежде всего, педагогу необходимо знать историю их появления, их воспитательное значение.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом наблюдений, практических наработок. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни имеют решающее значение в становлении основ личности.
Русская народная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Русские народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста.
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Ведущая идея работы - создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством народных игр. Народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, можно надеяться, что педагог настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.
Народная подвижная игра как средство приобщения к русской народной культуре играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ней дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
В завершение, можно предположить, что народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Работая с дошкольниками, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Список литературы:
1. Агамова Н.С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. – М., 1995.
2. Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000.
3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.
4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М., Айрис-пресс, 2003.