«Народный танец как основа патриотического воспитания личности ребенка»

Мамонов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ГБОУ Нижегородская кадетская школа им. Героя России Гуров И.В. (г. Нижний Новгород)

Сложно и неоднозначно определяются культурные процессы в современном российском обществе. С одной стороны, на становление и развитие культурных процессов, и самой культуры в целом, влияют социально-экономические и политические изменения в обществе. С другой стороны, такие изменения немыслимы без влияния культуры как определяющего механизма взаимодействия людей в социуме.

На сегодняшний день, в условиях глобализации общественных процессов, мы наблюдаем смешение культур, которое пагубным образом влияет на становление личности с четко сформированным национальным самосознанием. Рассматривая современную социокультурную среду, В. В. Мартишина говорит о том, что «на волне получаемых сегодня стихийных трансформаций культуры общества нынешнее молодое поколение оказалось оторванным от традиционных устоев и вынуждено формироваться в условиях культурного, и, как следствие -нравственного многообразия, действующего на общество разрушительно» [9]. Безусловно, данная проблема существует в современном российском обществе, и одним из механизмов ее решения может стать обучение и воспитание ребенка в сфере дополнительного образования, в частности занятия народным танцевальным творчеством.

Анализ современных исследований в области хореографического искусства показал присутствие интереса к решению проблем воспитания подрастающего поколения через включение его в процессы дополнительного образования и, в частности, обучение народному танцу. Так, вопросы становления и развития личности на основе традиционного танцевального творчества затрагиваются в работе Ч. Р. Закировой и Р. А. Валеевой; развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях коллектива народного танца рассматривается в работе Л. В. Сибиряковой; характеристики дополнительного образования как отдельной области воспитательного пространства освещаются в работах С. Б. Серяковой.

Несмотря на это, отсутствуют исследования, которые раскрывали бы воспитательный потенциал народного танца, с одной стороны, как части традиционной культуры нашего общества, с другой стороны, как неотъемлемой части современной системы дополнительного образования.

Современная Россия унаследовала сильнейшие традиции отечественного воспитания, которые свою первооснову берут в народной педагогике. В свою очередь, именно она неразрывно связана с культурой конкретно исследуемого общества. Народная педагогика транслирует опыт народных масс, который был выработан за весь период существования данного общества и бытует в народе по сей день. Рассматривая ее идеи в процессах становления личности, А. И. Рудова определяет народную педагогику, как самосознание народа, которое возникло и развивалось посредством обобщения «отдельных поступков людей и поведения народов в целом» [11]. В свою очередь, И. С. Бессарабова определяет народную педагогику как «совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми» [3].

Такие методы народной педагогики, как убеждение, разъяснение, приучение, как нельзя лучше реализуются в обучении народному танцу. Неотъемлемым условием легкого и свободного исполнения различных танцевальных «па» является возможность исполнителя садиться на шпагат. Освоение данного элемента, по своей сути, очень сложный процесс, который требует не только упорства и преодоления физических трудностей от обучающегося, но и большого терпения со стороны педагога, которому необходимо убедить ученика в необходимости овладеть данным упражнением. Упростить процесс убеждения может наглядная демонстрация того, что сможет выполнять обучающийся по мере овладения данным упражнением, как в форме личностного примера, так и в форме видео демонстрации. Убедив ребенка в необходимости освоения предлагаемого упражнения, педагогу необходимо разъяснить ребенку техническую составляющую движения, а в дальнейшем, посредством неоднократных повторений его на занятиях, приучить воспитанника к постоянной работе над движением, что приведет к формированию такого важного качества личности, как самообразование.

Народный танец выступает в качестве устойчивой формы по взаимодействию людей друг с другом. Являясь универсальным средством невербального общения, танец во все времена передавал настроения общества, был средством обучения труду, посредством образного мышления формировал нравственный облик подрастающего поколения в духе традиционных семейных ценностей. Воспитательный потенциал народного танца, как часть дополнительного образования детей в современном обществе, достаточно велик. Занятия народным танцем, отмечают в своей работе Ч. Р. Закирова и Р. А. Валеева, обеспечивают «целостный процесс становления и развития каждой личности; усвоение ею явлений, например, народного татарского быта, обычаев, традиций; овладение культурой и народными танцевальными традициями и т. д.» [5].

На протяжении всего многовекового развития общества человек, который воспитывался в культурной среде русского народа, в качестве норм общественного поведения получал: «почитание старших», «уважение к предкам», «трудолюбие», «духовность» и др. Все эти нормы формировались внутри семьи и являлись составляющей частью стратегии воспитания в социуме. Рассматривая культуру как универсальную базу по хранению, передаче и воспроизведению общественных норм и сопутствующих им воспитательных процессов, можно говорить о непосредственном ее влиянии на становление личности человека. Именно культура формирует духовный мир личности, определяет ее ценностные ориентиры. Исследуя формирование жизненной позиции, М. Н. Киреев, Н. В. Киреева, Е. Н. Коренева, В. В. Кистенев приходят к выводу, что культура используется, как способ по «достижению гармоничного равновесия путем выработки в период становления индивидуальной духовности системы высших ценностей (любовь, красота, добро и истина), социально-значимых (семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и т. д.) и личностных ценностей (счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и т. д.) [8].

Народный танец в современном мире выступает, с одной стороны, в качестве искусства, а с другой стороны, он является частью образовательной системы, которая формирует всесторонне развитую личность. Данный вид хореографического искусства положительно влияет на воспитанников как в физическом плане (занятия народным танцем требуют большой выносливости, ловкости и сбалансированно развитой системы опорно-двигательного аппарата человека) так и на воспитание морально-нравственных качеств, поскольку в процессе занятий погружает в культурную среду русского народа, со всеми его традициями и нравственными устоями.

Культура, являясь основой любого цивилизованного общества, определяет самобытность и уникальность конкретно рассматриваемого социума. В своих трудах Г. Ю. Беляев отмечает, что «культура - это совокупность социально-наследуемых поведенческих образцов, эталонов, символов, смыслов, стереотипов. Это особая форма и норма наследственности человеческих сообществ. Это исторически сложная социально-духовная среда со многими, явными и скрытыми смыслами деятельности» [2].

В свою очередь, рассматривая культуру и общественные взаимоотношения, мы приходим к вопросу изучения личности в конкретном социуме. Рассмотрение культурных процессов в обществе и личности неразрывно связаны. Как под действием культуры происходит формирование личности, так и сама личность в процессах сохранения и передачи накопленного опыта видоизменяет отдельные культурные процессы или создает новые. В одной из своих работ Я. И. Алексеев говорит о том, что «природа культуры, ее сущность соответствует общественному назначению развития личности» [1].

Формирование личности, в свою очередь, происходит под воздействием воспитательных процессов, характерных для конкретного общества. Являясь одним из ключевых механизмов в становлении общественного строя и формировании государств, воспитание реализует такие функции в развитии личности, как гуманистическая, культурологическая, духовно-нравственная и др. Именно воспитание вводит человека в социум на конкретном историческом этапе его развития, и о данном педагогическом процессе в одной из своих работ А. В. Гаврилин пишет, что воспитание обеспечивает «не только развитие каждого конкретного человека, но и развитие всего человеческого сообщества, прежде всего в его нравственном совершенствовании, в становлении человечности (культурности)» [4].

Занимаясь в хореографическом объединении, ребенок формируется как личность в условиях процессов воспитательного пространства, характерных для всего дополнительного образования. Говоря о характеристиках дополнительного образования как воспитательного пространства, С. Б. Серякова выделяет такие аспекты, как: добровольность занятий; интеграционная деятельность в воспитании, обучении и развитии; психологический комфорт; «оценка результатов деятельности воспитанников учреждений дополнительного образования идет через выявление и развитие творческих способностей каждого в сравнении с самим собой, а не со „средним" учеником, что позволяет каждому ребенку испытывать „ситуацию успеха"» [13]. Данные факторы влияют на ребенка самым положительным образом и позволяют говорить о формировании самодостаточной личности с высоким уровнем психологического развития. Дополнительное образование, отмечает в своей работе С. Б. Серякова, - «это процесс добровольного выбора деятельности ребенком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующий его развитию, самореализации, самоопределению и социокультурной адаптации» [14].

Народный танец, во всех своих проявлениях, дает возможность всестороннего физического развития, а также в процессе изучения первоосновы любого танцевального движения углубляет знания об особенностях быта и традициях народа, что приводит к интеллектуальному и духовному развитию личности обучающегося. Занятия народным танцем удовлетворяют потребность ребенка в общении как со сверстниками, так и со взрослыми в лице педагогов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность, опираясь на определенные методы обучения и воспитания.

Одним из основных методов, применяемых в хореографическом искусстве, является «упражнение». Помимо того, что данный метод позволяет довести до технически идеального исполнения танцевальных «па», он способствует воспитанию в личности обучающегося таких важных качеств, как чувство воли, трудолюбие, преодоление трудностей при решении поставленных задач.

Помимо метода упражнений на уроке хореографии в кадетской школе, я активно используется метод примера. Метод примера может быть, как личностным, при котором педагог со своими действиями и суждениями выступает в качестве примера для воспитанников, так и целой системой положительных примеров, которые включаются в процесс обучения, а в большей степени присутствуют в хореографических композициях для выступлений на различных мероприятиях.

В первом случае личностный пример не сводится к безупречной демонстрации танцевальных «па» обучающимся, хотя необходимо помнить, что при показе педагог максимально точно и четко должен продемонстрировать воспитанникам требуемое упражнение, сопроводив его своими устными пояснениями и, при необходимости, показав его на одном из воспитанников. Так, в процессе изучения упражнения «Лягушка», которое развивает одно из самых главных качеств танцовщика - выворотность тазобедренного сустава, абсолютно не обязательно педагогу ложиться на пол и самому показывать данное упражнение, достаточно будет наглядно продемонстрировать это упражнение на обучающемся с хорошей природной выворотностью. А вот процесс разбора ошибок или похвала воспитанников должны быть аргументированными и личностно-ориентированными, ведь при нечетких суждениях педагога его авторитет среди обучающихся будет подорван, что приведет к потере воспитательного потенциала метода примера.

Во втором случае, когда в процесс освоения активно включаются положительные примеры, при грамотной реализации репертуарного плана в коллективе, у воспитанников будет закрепляться определенный социальный опыт положительного общения и формирования коммуникативных навыков. Так, для реализации репертуарной политики «Счастливом детстве» осуществляется постановка хореографических номеров, разных по форме исполнения, таких, как массовые пляски, парные пляски, переплясы, танцы малой формы (трио, квартеты, пятеры), дуэты и соло, а также номеров разной национальной принадлежности.

Говоря о национальной принадлежности, следует отметить тот факт, что основу репертуара составляют номера, выстроенные на традиционной русской хореографии, но также в его состав входят башкирские, татарские, гуцульские, итальянские и др. хореографические композиции, что позволяет воспитанникам коллектива познакомиться с традициями и обычаями не только своего народа, но и получить представление о мировом культурном достоянии. Данный аспект позволяет воспитывать в детях чувство толерантности и уважения к представителям других культур. С другой стороны, узнавая национальные особенности танцев других культур, участники ансамбля более глубоко постигают свою, русскую танцевальную культуру.

Рассматривая репертуар объединения с точки зрения формы исполняемых хореографических номеров, можно отметить, что в него входят как массовые пляски, которые делятся на парные, женские и мужские, так и номера малых форм, дуэты и соло. При исполнении массовых плясок у обучающихся воспитывается дух коллективизма, чувство партнерства и ответственности не только за себя, но и за тех, кто вместе с ними танцует. В парной пляске мальчик всегда пропускает вперед девочку, что соответствует традиционному поведению мужчины в нашем обществе. Данный пример действия, при многократном его повторении в хореографических композициях, становится нравственным идеалом, которого воспитанники придерживаются по жизни. Женские и мужские пляски помогают в большей степени раскрыть гендерную идентичность обучающихся, помочь им с самоопределением и самоидентификацией в обществе. В танцах малых форм, таких как «Инструментальный квинтет», где исполнители реализуют образы различных музыкальных инструментов (две балалайки, два баяна и ложки) средствами характерной народной лексики, у обучающихся появляется возможность продемонстрировать свой технический потенциал и актерское мастерство, так как такие номера, как правило, основываются на интересном сюжете, разнохарактерности персонажей, а также на очень сложных хореографических движениях, раскрывающих образы героев композиции.

Применение данных методов и принципов позволяет осуществлять четко выстроенный и непрерывный процесс обучения и воспитания детей в нашем хореографическом объединении, по своей сути, представляющего собой модель общества, в которой ребенок учится выстраивать взаимоотношения с окружающими его людьми. В первую очередь, он овладевает процессом общения со своими сверстниками, в число которых входят дети обоих полов с различной гендерной идентичностью. Также, в связи с тем, что самодеятельный коллектив народного танца должен иметь разнообразный репертуар, некоторые хореографические композиции исполняются не одной, а несколькими группами. В этом случае проводятся совместные репетиции двух и более возрастных групп. В формате таких занятий у ребенка появляется возможность построения взаимоотношений с детьми, которые старше или младше его по возрасту, что позволяет вырабатывать такое качество, как коммуникабельность. Помимо коммуникации с детьми различных возрастных групп, в процессе деятельности коллектива народного танца ребенок получает опыт общения со взрослыми людьми, которые являются его педагогами, а также имеют непосредственное отношение к ансамблю.

Форматом такого общения может быть учебно-репетиционный процесс, концертно-конкурсная деятельность, а также досуговые мероприятия в коллективе, которые формируют у ребенка все аспекты многопланового процесса общения. К ним относятся и развитие контактов друг с другом в процессе совместной деятельности, и формирование навыков взаимодействия, и умение воспринимать окружающих.

Через приобщение детей к искусству народного танца формируется личность с высокими морально-этическими нормами, способная к конструктивному анализу увиденного и рефлексии. Наряду с этим, необходимо отметить, что данный вид хореографии помогает воспитанникам увидеть не только прекрасное в культурном наследие предков, но и приобщает их к трудовой деятельности, учит созидательным действиям, показывает сколько труда и упорства необходимо приложить для достижения поставленных целей.

В одной из своих работ М. А. Маскаева выделяет свойства личности, которые позволили бы назвать ее творческой, и к ним относятся «с одной стороны, устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор; с другой стороны, гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора и др.» [10]. Данные качества личности самым благоприятным образом формируются у воспитанников в коллективе народного танца, что можно проследить в процессе освоения танцевальных упражнений, где необходимо показывать как хорошую физическую подготовку, так и преодолевать себя в ситуациях, где не сразу все получается; в ходе создания танцевальной постановки, где повышается кругозор детей, включается воображение и появляется чувство создания чего-то нового; в момент исполнения композиций, входящих в танцевальный репертуар коллектива, где от каждого требуется ответственность и эмоциональность при создании сценического образа.

Одним из характерных движений мужского народного танца является прыжок, в котором демонстрируется сила и ловкость исполняемого танцовщиком образа. Прыжки бывают маленькими и большими, простыми и сложными, но все они требуют больших энергозатрат от исполнителя. Придя в коллектив в возрасте 3-4 лет, юные воспитанники с трудом способны оторваться в прыжке от пола, и, пока в игровой форме, пытаясь реализовать в игре, предложенной педагогом, образ мячика, лягушки или зайчика, развивают свои природные возможности прыжка. Данная форма изучения прыжковых элементов способствует не только формированию самого прыжка, но и развивает воображение детей, их чувство индивидуальности, поскольку одной из задач, которые ставит в этом упражнении педагог, является то, что у воспитанников должен получиться зайчик таким, каким они его себе представляют. В дальнейшем прыжковые элементы систематизируются и выполняются комбинационно, начиная с младшей группы коллектива (дети в возрасте 7-10 лет). Количество прыжков от группы к группе увеличивается, что является одним из условий повышения уровня физической подготовки воспитанников. Для лучшего освоения прыжковых элементов группа делится на две подгруппы, что позволяет делать перерывы между прыжками. В тот момент, когда первая группа выполняет прыжки, вторая стоит и готовится к ним, одновременно с этим у ребят появляется возможность оценить то, как данный элемент выполняют их одногруппники, проанализировать их ошибки и учесть данный опыт в своем исполнении. Такая форма проведения прыжковой части урока позволяет не только формировать высокий прыжок как одну из важных характеристик исполнителя народного танца, но и способствует развитию таких качеств, как анализ увиденного, самоанализ и самосовершенствование.

Таким образом, мы можем говорить о том, что народный танец имеет большой воспитательный потенциал, который выражается в целостном процессе становления личности на основе традиционной культуры нашего общества с ее семейными, духовными и моральными нормами. Каждый танец, отмечает в одной из своих статей Р. Ж. Султан, «несет в себе различные символы, разгадав которые мы постигаем красоту и величие народа, их истинное и правдивое описание исторических событий, а также житейскую мудрость, сохраненную годами и перенесенную в танец» [16]. Нельзя не согласиться с этим утверждением, а также необходимо отметить, что в процессе занятий народным танцем формируется личность с высокими творческими возможностями, богатой внутренней культурой и способностью к самоопределению и самоидентификации себя в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, Я. И. Проблема воспитания творцов сегодняшней материальной и духовной культуры как приоритетное направление национального проекта образования / Я. И. Алексеев // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 8. - С. 67-69.

2. Беляев, Г. Ю. Воспитание как функция культуры / Г. Ю. Беляев // Инновации в образовании. -2006. - № 4. - С. 33-45.

3. Бессарабова, И. С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике / И. С. Бессарабова // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 9. - С. 52.

4. Гаврилин, А. В. Воспитание - стратегический национальный приоритет / А. В. Гаврилин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО Людмилы Ивановна Новиковой : в 2-х частях / отв. ред. А. В. Гаврилин ; Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой. - 2018. - Ч. I Ответы воспитания на вызов современности.

5. Закирова, Ч. Р. Педагогический потенциал танцевального искусства в развитии межкультурной компетенции молодежи / Ч. Р. Закирова, Р. А. Валеева // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1-1. - С. 860.

6. Карпенко, В. Н. Сохранение культуры традиционной игры в образовательном пространстве народной хореографии / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, А. В. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1-2. - С. 158-160.

7. Карпенко, В. Н. Хореография как инструмент воспитания детей / В. Н. Карпенко, О. Ю. Раковская//Культура и время перемен. - 2018. - № 2 (21). - С. 1.

8. Киреев, М. Н. Ценностный потенциал славянской культуры как основа формирования и воспитания личности / М. Н. Киреев, Н. В. Киреева, Е. Н. Коренева [и др.] // Наука. Искусство. Культура. - 2018. -№ 3 (19). - С. 119-134.

9. Мартишина, В. В. Принцип преемственности традиционной культуры как основное условие ее возрождения в современной социокультурной среде / В. В. Мартишина // Культурные тренды современной России: от социальных истоков к культурным инновациям : сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых : в 4-х томах / отв. ред. И. Е. Белогорцева. - 2018. - Т. 4.

10. Маскаева, М. А. Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе / М. А. Маскаева // Человек и образование. - 2008. - № 3 (16). - С. 67-70.

11. Рудова, А. И. Идеи народной педагогики в формировании личности / А. И. Рудова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2000. - № 3. - С. 46-49.

12. Сергеева, Н. Ю. Исторический опыт использования потенциала искусства в социально-образовательной сфере / Н. Ю. Сергеева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 245-258.

13. Серякова, С. Б. Дополнительное образование детей и профессиональная подготовка педагогов / С. Б. Серякова // Педагогическое образование и наука. - 2012. -№ 2. - С. 36-40.

14. Серякова, С. Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования / С. Б. Серякова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 1. - С. 57-60.

15. Сибирякова, Л. В. Средства социально-культурной деятельности как основа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях коллектива народного танца / Л. В. Сибирякова // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2015. -№ 3-2. - С. 198-203.

16. Sultan, R. G. Influence of the folk stage dance heritage on professional training of folk dance ensemble artist / R. G. Sultan / / Традиции и инновации в хореографическом образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию кафедры хореографии / науч. ред. И. С. Цыремпилова. - 2017. - С. 84-88.