Ход занятия:
Воспитатель: Ребята давайте поиграем?
Дети: давайте.
Воспитатель: тогда повторяйте за мной.
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Воспитатель:Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей стране - России, на самолете. Мы будем останавливаться с вами на различных станциях. И будем знакомиться с чем-то новым, интересным о нашей стране. Дети встают друг за другом и вытягивают руки (изображая самолет) под звук самолета
Воспитатель: Мы приехали на первую станцию.
"Государственная" Слайд 1 -Внуково
Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу нашего государства. Как называется столица нашего государства?
А как называется площадь, на которой стоит Кремль? Слайд-2 Красная площадь
Давайте послушаем стихотворение о Москве Москва - это красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
-Ребята, а кто же управляет такой большой страной?
Ответ детей: (Президент)
Воспитатель: А как зовут нашего президента, кто знает?-(Путин В.В.)- после того как скажут дети Слайд 3(Путин)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы государственные символы России? Назовите их.
Ответ детей: (Флаг, герб ,гимн)
Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.- Слайд 4-ФЛАГ ребята где вы еще видели Российский флаг -указка
Белый цвет -это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает.
Что напоминает нам Белый цвет?
Ответы детей:(Березу, снег, облака, ромашку).
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Что напоминает нам Синий цвет?
Ответы детей:(Небо, реки, озера, моря).
Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает?
Ответы детей:(Солнце,огонь,тепло).
Дидактическая настольно - печатная игра "Собери флаг".
На столах лежат цветные прямоугольники. Собрать из них Российский флаг. (Дети выполняют задание).- 4 человека магнитная доска-указка
-Молодцы!
Воспитатель: - Обратите внимание на эту иллюстрацию, что на ней изображено? Слайд Герб-5
Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, которые живут в одной стране, является отличительным знаком государства. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.
Давайте с вами рассмотрим герб. - Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет – это символ солнца. Ребята, посмотрите на орла. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб это эмблема, символ России. Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?
Ответы детей:
Третий государственный символ – это ГИМН.
Воспитатель:А что же такое гимн? Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны.
Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).
Воспитатель: Ребята наша полет закончился по станции Государственная закончилась и следующая станция называется "Географическая"Слайд -6( Леса,озера 7 и леса)В поле слайд 8 приземлились.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Слайд 9 карта России
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?
Ответ детей:Россия
-Правильно, Россия. А какая она наша Россия?
Ответы детей:Наша Россия- Большая, необъятная, красивая, огромная, богатая.
- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране?
Ответ детей:Россияне
Воспитатель:Ребята посмотрите на карту России, какие вы цвета видите?
Ответы детей: зеленый, голубой, коричневый.
Воспитатель: Зеленый цвет обозначает леса, поля,луга.
голубой-реки,озера.
А коричневый цвет это горы.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег ,а на другом -припекать солнышко. чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера,реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
В другом - снега и вьюга!
- Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? А малая Родина?
Ответ детей: Родина- место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом.
Воспитатель: какие пословицы вы знаете
-Жить-Родине служить;
-Кто за Родину горой,тот истинный герой;
-Родина любимая,что мать родная;
-Человек без Родины,что соловей без песни;
-Родина-мать,умей за неё постоять.
-Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов
Воспитатель: - А наше путешествие продолжается, Мы отправляемся в путь дальше.
Следующая станция, на которую мы прибываем называется "Природная"
Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Воспитатель: Правильно! Это дерево.
Россия - самая богатая лесами страна в мире. Какие деревья вам знакомы?
Ответы детей: Дуб, осина, елка ,клен, рябина береза и др.На территории детского сада какие деревья растут?СЛАЙД-10 БЕРЕЗА НА УЧАСТКЕ.
Какое очаровательное дерево - берёза. Похожа она на стройную девушку в белом сарафане. Это дерево - символ русского народа. О ней поют песни, пишут стихи, складывают сказки. давайте подойдите ко мне.
Подвижная игра
Руки подняли и покачали.
Это - березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.
(Дети выполняют движения ,в соответствии с текстом)
Воспитатель: Лес-это наше богатство. Давайте беречь природу.
Ребята,а давайте мы вспомним какие животные живут у нас в России?
Ответы детей: медведь, моржи, ежи, волк, тюлени, заяц, лиса. СЛАЙД ЖИВОТНЫХ
Воспитатель:А сейчас ребята хочу вам загадать загадки о животных.
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк) после ответа слайд
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса) после ответа слайд
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц) после ответа слайд
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж) после ответа слайд
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка) после ответа слайд
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)-после ответа слайд
Воспитатель:
-Молодцы! Всех отгадали! Каких зверей мы с вами отгадали?
Ответы детей: Лису, зайца, белку, медведя, волка, ежа.
Воспитатель:
- Правильно, все эти животные обитают у нас в России.
Воспитатель:Ребята, а вы знали, что медведь это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, сильный защитник. А какие символы России вы знаете еще?
Ответ детей; Матрешка
Воспитатель: Правильно Матрешка - уникальная народная игрушка. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия.
Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память. А теперь мы с вами отправимся на станцию Творческая и создадим сами символ России -Матрешку. Слайд 17- Матрешка
Воспитатель: (дети садятся за заранее подготовленные столы. На столах: силуэты матрешек, стаканы с водой, гуашь, кисточки (толстая, тонкая),
Воспитатель:
Расписывать матрёшек будем в семёновском стиле. Начнём с платка. Каким цветом? Сначала обведём кончиком кисточки контур платка, а потом закрасим его середину, плавными длинными мазками сверху вниз. Затем закрасим манжеты на рукавах матрёшки. Какие цвета нам понадобятся? Фартук у матрёшки расписан розами, чтобы нарисовать их нам понадобятся красная гуашь. Посмотрите, как мы будем создавать розы. Далее, будем расписывать сарафан матрёшки. Каким цветом? Кончиком кисточки обводим контур сарафана, а потом закрашиваем середину, аккуратными плавными мазками. Пока расписывали сарафан матрёшки, подсохли розы, дополняем их зелёными листочками. Посмотрите, как я нарисую большие листья. На кончик кисточки набираю зелёной краски и рисую листочки, в форме капельки. Маленькие листочки рисую примакиванием кисточки. Остаётся самое сложное – это расписать лицо матрёшки. Ну вот и получилась нарядная матрешка.
Посмотрите, какие у вас яркие и нарядные матрёшки. А как они называются, в каком стиле мы их расписывали?
Какая матрешка вам нравится больше всего? Почему? (спрашиваю 3- 4 детей)
Нашей гостье, Семёновской матрешке очень нравятся ее новые подружки, теперь они стали нарядные, яркие, веселые. Вы настоящие мастера-художники!
Спасибо, все молодцы!
8. Итог занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие получились красивые матрешки! Я хочу вам их подарить. Пусть они подсохнут, и вы заберете их к себе домой .
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним о чем мы сегодня с вами говорили? какие главные символы России?
Народные символы России
Дети: о России, о символах России.
Воспитатель: что больше всего запомнилось Вам на занятии?
Воспитатель: молодцы ребята, а теперь нам пора возвращаться в группу, вставайте друг за другом.