Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога (опыт работы) Оглавление Введение ………………………………………………………………………………………………….3 I. Исторический аспект наставничества……………………………………………………………….4 II. Что такое? Кто такой?............................................................................................................................4 2.1 Суть наставничества………………………………………………………………………….4 2.2. Наставник и наставляемый………………………………………………………………….5 III. Реализация программы наставничества в МБОУ ?СОШ №4 р.п. Линево……………………….5 3.1. Работа с молодыми специалистами………………………………………………………...5 3.2. Наставничество как эффективное средство профессионального роста педагога………7 Список литературы……………………………………………………………………….…………….10 Приложения……………………………………………………………………………………………..11 ?Уча других, мы учимся сами? (Л. Сенека) ?Коучинг?, ?менторство?, ?тьюторство? слова английского происхождения, которые прочно вошли в наш обиход с конца 20 века. Ментор – помогает в карьере, дает полезные советы, тьютор – способствует выстраиванию индивидуальной образовательной траектории, сопровождает, коуч – вдохновляет, способствует найти скрытые ресурсы. И здесь стоит вспомнить НАСТАВНИЧЕСТВО, то, что в 20—30 годы прошлого века было очень актуальным, а в последствии система наставничества была забыта и не интересна. Наставничество существовало в большей степени формально. В 2018 году в нашей стране принят?Национальный проект ?Образование?, который обеспечивает достижение?национальной цели?Российской Федерации, по?обеспечению возможности для самореализации и?развития талантов. 2023 год объявлен президентом страны Годом педагога и наставника (Приложение 1), дети, наше будущее – эта простая истина никогда не устаревает и от того, как мы воспитаем наших детей, зависит будущее России. Целью года педагога и наставника, по словам Президента, будет ?…признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность?. Вопрос наставничества вновь стал актуальным. Наставничество — серьезный, ответственный процесс, перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, наставник – помогает наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Стаж моей педагогической деятельности составляет 20 лет, за это время я побывала в роли наставляемого, и приобрела неоценимый опыт в преподавании. Являюсь действующим классным руководителем – помощником детей, а в 2022 году взяла?на?себя?обязанности?наставника. Наша школа пополнилась молодыми учителями. Это и выпускники высших учебных заведений. И участники проекта ?Учитель для России?. Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач: знакомство с коллективом и с классом, вступление в новую должность – учителя. Если вовремя не помочь и не поддержать начинающего педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной сфере. Цель моей работы – обобщение опыта возрождения наставничества для оказания помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, применение технологии наставничества на практике Задачи: 1. Определить суть наставничества 2. Показать реализацию наставничества в МБОУ ?СОШ №4 р.п. Линево? 3. Наставничество как эффективное средство профессионального роста педагога I. Исторический аспект наставничества. Еще философы древних времен делали попытки определить основные задачи деятельности наставника. Древнегреческий философ Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь ?самозарождению? истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом ?я знаю только то, что ничего не знаю?. Его главное дидактическое достижение – майевтика (?повивальное искусство?) – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. По мнению Платона, воспитание необходимо начинать у маленьких детей, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение человека к миру идей. Он считал, что подобное воспитание способен осуществлять прежде всего, наставник преклонных лет. К.Д. Ушинский в начале XX века установил прямую зависимость профессионального роста от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать.?В. Даль под наставником понимает учителя, воспитателя или руководителя, а под наставничеством - звание, должность, дело наставника (1) Наставничество в России приобрело смысл во время индустриализации. Экономика государства находилась в упадке, и ее восстановление требовалось по ускоренному пути. Молодые рабочие нуждались в профессиональной и социальной адаптации. Первый этап наставничества это шефская работа, шефство приобретает массовый характер После Великой отечественной война наставничество формируется как неотъемлемая часть профессиональной подготовки и адаптации рабочих 1961 год –наставничество становится массовым явлением в стране 90 годы оказались губительными для промышленности, образования и социальных институтов, наставничество приостановилось II. Что такое? Кто такой? 2.1 Суть наставничества Сегодня речь идёт о формировании целостной системы наставничества и необходимости её внедрения. Наставничество -?одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог на практике осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Наставничество в образовании?- форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретические вопросы сведены к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности. Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования. Программа наставничества создает плодотворную среду, в которой раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса: молодых специалистов, учителей со стажем, студентов, и всех кто заинтересован проблемами педагогики. Такая технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение). 2.2. Наставник и наставляемый Наставляемый?- участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". Наставник?- участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. III. Реализация программы наставничества в МБОУ ?СОШ №4 р.п. Линево 3.1. Работа с молодыми специалистами Как показывает практика, даже при высоком уровне готовности к педагогической деятельности, молодые учителя испытывают трудности из за отсутствия так необходимого опыта. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста может продолжаться длительное время и очень часто сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Всё новое: взаимоотношения с другими учителями, социальная роль, ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители, администрация школы. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного коллеги, готового ввести начинающего педагогического работника в педагогическую профессию и способствующего закреплению молодого специалиста в школе. В нашей школе уже не первый год реализуется программа наставничества. Согласно разработанному положению в образовательном учреждении: Наставник – более опытный работник Учреждения, принимающий на себя функции по обучению новых или менее опытных работников Стажер – новый работник организации, прикрепляемый к наставнику (Приказ №4/6 от 18.01. 2022) - https://xn--4--6kckorkidvej2j.edusite.ru/magicpage.html?page=280017 За молодыми и вновь прибывшими специалистами закрепляется наставник. В обязанности наставника входит не только знакомство начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий. Одним словом, наставники нашей школы стараются оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. В 2021 году я взяла на себя обязанности наставника. Учились мы вместе – я быть наставником, мой стажер – организовывать уроки, становлению дисциплины и порядка во время урока, мы вместе рассматривали методические стороны урока, поддерживали друг друга. В ходе наставничества каждый из нас понял, что обучать это не главное, главное направлять, корректировать деятельность молодого учителя. Наставники нашей школы: проводят для молодого специалиста консультации, на которых вместе анализируют учебные программы, рассматривают этапы современного урока. Оказывают помощь в подготовке и подборе дидактического материала, наглядных пособий, упражнений, контрольных работ. Дают советы по составлению плана урока. Посещают занятия, следят за тем, как выполняются рекомендации, отмечают динамику развития молодого специалиста. Каждый наставник нашей школы вырабатывает стратегию ?адресного? подхода к молодым педагогам, по сути, в каждом конкретном случае, выстраивается индивидуальный план сопровождения. План определяет этапы работы и шаги необходимые для решения задачи профессионального становления молодого педагога. Результатами деятельности наставничества с 2019г для нас стало: повышение качества самообразования молодого педагога; разработанные методические материалы, статьи, программы, сценарии, доклады, выступления на мероприятиях разного уровня; отзывы на проведенные мероприятия. Как и в любом начинании, в вопросах наставничества, нам пришлось столкнуться с рядом проблем. Кто будет наставником? Наставник ключевая фигура. Следовательно, этот человек должен быть опытным, образованным, инициативным, профессиональным, неравнодушным, обладающим организаторскими способностями и умением увлечь, заинтересовать, замотивировать. И самое главное, человек сам должен хотеть выступать в роли наставника, оказалось не все к этому готовы. Время Время, самое дорогое, что у нас есть, и нам его часто очень не хватает. Наставничество – это очень кропотливый труд, требующий методической подготовки, совместной подготовки к урокам и их анализа, а это все времязатратно. Но каждый из нас понимает важность своей миссии как наставника, и всегда находит время для молодого педагога. Нормативно-правовые основы наставничества 3.2. Наставничество как эффективная модель обучения С 2021 года методической тема школы ?Формирование функциональной грамотности посредством современных технологий. Тема рассчитана на три года. 2021-2022 год - изучение теории, создание базы заданий по формированию функциональной грамотности. 2022-2023 год – внедрение в образовательный процессов заданий, способствующих формирование функциональной грамотности 2023 – 2024 год – диагностика результатов по формированию функциональной грамотности у обучающихся Растут требования к?компетентностям учителя, повсеместно внедряемая проектно-ориентированная деятельность заставляет уделить внимание формуле ?4К?: критическому и?креативному мышлению, умению работать в?команде Рост качества образовательных услуг, использование все новых технологий, меняющих саму природу познавательной деятельности детей, требует от?учителя, с?одной стороны, широкой осведомленности о?новых средствах обучения, а?с?другой,??хорошего??знания?психологии??современных??школьников,??их?потребностей??и?возможностей. Без наставников в?решении этих задач не?обойтись. Учителя нашей школы были поделены на группы, за каждой группой закреплен наставник. 11 октября 2022 года в МБОУ ?СОШ № 4 р.п. Линево? прошли открытые уроки наставников-предметников: информатики, физики, химии и географии. Свои уроки представили: Евгения Петровна Марченко, Марина Николаевна Строганова, Юлия Владимировна Авилова, Марина Владимировна Размыслова. Ученики 7 – 9 классов показали свою готовность к взаимодействию с учителем и получению новых знаний.?Педагоги, в свою очередь, продемонстрировали как продуктивно использовать на уроках приемы технологии критического мышления и формирования 4К-навыков. Эти методы и приемы универсальны и используются на любом предмете. Работая по данным методикам, педагоги помогают обучающимся эффективно использовать свои интеллектуальные способности, развивают навыки аналитического, креативного мышления, а также эффективной коммуникации и работе в команде. Безусловно, дети испытывают больше интереса?к?обучению,?когда?находятся?в?ситуации?успеха. После урока прошло обсуждение и анализ уроков, договорились о дальнейшей работе в командах. Это мероприятие является очередным этапом в новом витке развития наставничества в школе и подходе к образовательному процессу - долгому и кропотливому пути, ведущему каждого ребенка по извилистым тропам знаний в большую жизнь, полную успеха и благополучия. Уже сейчас совершенно очевидно, что эта работа будет только нарастать, а формы наставничества развиваться. Подводя итог, хочется отметить, что наша школа планирует развивать технологию наставничества, та как ?систематическая, целенаправленная и правильно?спланированная работа педагога-наставника способствует?раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста,? помогает молодому специалисту преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем. Наставничество, как способ передачи опыта признается все большим числом людей. Уже сейчас можно сделать вывод: наставничество – неотъемлемая часть развития общества.
Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога (опыт работы)