Мамонтова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Ишимский педагогический институт им. П.П.Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, Россия
Татаринов Григорий Васильевич, студент 3 курса, кафедра физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Ишимский педагогический институт им. П.П.Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, Россия
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕМЕ «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
Аннотация: В статье рассматривается применение настольной игры на уроке математики в 5– 6 классах как средство обучения учащихся теме «Отрицательные числа»; роль игр в развитии внимания и мышления учащихся; разработка настольной игры, применяемой на уроках математики.
Ключевые слова: игровые технологии, настольная игра игра, обучение математике, знания, умения, навыки, технология, математика.
Понимание отрицательных чисел является важным элементом математического образования, так как они неотъемлемо связаны с алгеброй, геометрией, физикой и другими научными дисциплинами. Умение работать с отрицательными числами позволяет учащимся решать более сложные задачи и расширять свои знания в математике.
Тема "Отрицательные числа", впервые появляющаяся в курсе математики 6 класса, воспринимается как новое и непривычное понятие для учащихся. Многие учащиеся сталкиваются с трудностями в определении расположения отрицательных чисел на числовой оси и их взаимодействии с положительными числами, однако они должны научиться выполнять основные арифметические действия с отрицательными числами для применения их при изучении нового математического материала.
Также важно давать учащимся достаточно практики и поддержки, чтобы они могли уверенно работать с отрицательными числами. Практические задания и упражнения помогают учащимся понять, как применять теоретические знания на практике, находить решения к сложным проблемам и работать с числами и формулами. Без практики, даже самые тщательные знания математики могут оказаться бесполезными. Практические упражнения также могут помочь выявить недостатки в знаниях и навыках учащихся, что позволяет преподавателю скорректировать учебный процесс и помочь ученику. Однако, практические задания часто становятся однотипными и понижают интерес и эффективность учащихся при изучении темы. Для этого существуют различные методы, формы и средства обучения. Одной из них является игровая технология.
Из статьи Вахрушева А.А., Уфимцевой Н.В. и Устиновой Н.Н. можно указать следующее: «Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Вместе с тем, в педагогике игровые технологии имеют определенную специфику. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр» [5, с 2]. Учитывая современные игровые средства, можно выделить два популярных: компьютерные и настольные. Для реализации учебного или внеурочного занятия удобнее будет использование настольной игры, так как она не требует дополнительной подготовки электронного оборудования и цифровых ресурсов.
Классификация настольных игр достаточно обширная, она охватывает широкий спектр жанров и механик, начиная от стратегических игр до настольных ролевых игр, карточных игр и настольных интеллектуальных игр. Все они обладают своими особенностями, которые могут быть полезны в контексте обучения и развития личности, но это не значит, что нужно играть с обучающимися на каждом уроке. Преимущественно настольные игры, как вспомогательное обучающее средство, можно использовать на уроках закрепления нового материала или раздела. Через игровые элементы школьники могут лучше запомнить различные предметные аспекты, практически применить полученные знания в реальных и симулированных ситуациях, развить критическое мышление, проблемное решение, коммуникацию, сотрудничество и творческое мышление [11, с 2].
При изучении литературы оказалось, что несмотря на активное использование игровой технологии, малая часть педагогов использует настольной игры как одно и средств. Также наблюдается редкое использования игровой технологии для обучения конкретным темам.
Для создания настольной игры была использована статья Фокиной Натальи Борисовны «Разработка и использование настольных игр для повышения эффективности обучения» [24]/
Самым простым и понятным для детей видом активности, по мнению Фокиной, является игра. Дети легко и быстро вовлекаются в процесс и с удовольствием воспринимают информацию.
Для создания настольной игры необходимо пройти 4 этапа:
Диагностический этап
Этап непосредственного проектирования
Этап реализации
Этап рефлексии
Н.Б. Фокина аргументирует: «Нельзя создать игру для обучения без диагностики того, для кого она создается. Поэтому на первом этапе диагностируется класс в целом и индивидуально учащиеся. Диагностика как психологическая, так и успеваемости. На следующем этапе проектируются содержание и методика игры, проектируется программа сопровождения, на последнем этапе рефлексии- также проводят констатирующие тесты».
Цель - разработать такую игру, чтобы повысить познавательный интерес школьников, сделать занятия ярче. Это будет формировать положительную мотивацию к обучению.
Содержание настольной игры:
Состав карт:
6 карт с числами от 1 до 9 (всего 54);
8 карт арифметических знаков: «+», «
x
», «:» (всего 24);
10 карт арифметического знака «-»;
4 карты цели: наименьшее положительное число, наименьшее отрицательное число, наибольшее положительное число, наибольшее отрицательное число, наибольшее чётное число, наибольшее нечётное число, наименьшее чётное число, наименьшее нечётное число (всего 32);
3 карты специальных действий: замена карты на любую цифру или знак, замена карты цели, обмен картами на руках (всего 9).
Всего карт в игре: 129
Ход игры:
Фаза подготовки:
Карты с числами и специальными действиями перемешивается. Игроки получают по 3 карты в руки.
Перемешивается колода карт арифметических знаков. Игроки получают по 3 карты в руки.
Перемешивается колода карт целей. На середину стола выкладываются карты из расчёта (количество игроков – 1).
Игроки изучают карты в руках и столе.
Фаза игры:
Игроки по очереди заменяют 1-3 карты чисел в руках.
Игроки используют карты специальных действий по желанию.
Игроки создают из карт в руке числовое выражение с ответом – целым числом (усложнение: ответ - рациональное число) и выкладывают его перед собой в закрытую.
Игроки одновременно раскрывают выражения. Очки начисляются игрокам за столько карт целей, скольких они достигли в результате выражения.
Можно сыграть несколько раундов, убрав использованные карты в колоду сброса.
Правила составления выражения:
Выражение обязано состоять из всех карт с числами в руках
Между картами с числами должен быть один или несколько карт арифметических знаков (например «
х»«
-», «:»«-» и «-»«-»)
Если выражение начинается с положительного числа, то перед ним не нужно класть карту «+».
Примеры выражений:
6:4х3-
х9-64
Апробируя игру на учащихся и проведя несколько методом оценки результатов обучения, можно сказать о том, что в игровых формах занятий реализуются идеи сотрудничества, соревнования, воспитания через коллектив, приобщение детей к творчеству, воспитания ответственности каждого, а самое главное – обучение математике. Настольная игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, играет огромную роль в повышении качества образования и развития логического мышления учащихся.
Список литературы
Абакатова
,
Гульбарам
Жаиковна
. Развитие логического мышления учащихся основной школы через использование математических игр на уроках и во внеурочной деятельности: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) студента 5 курса очной формы обучения по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Математика; информатика» / Г. Ж.
Абакатова
; научный руководитель Т. С. Мамонтова; Тюменский государственный университет;
Ишимский
педагогический институт им. П.П. Ершова. Ишим, 2022.
Алиева, Юлия Альфредовна. Особенности организации дидактических игр на уроках математики в 5 классе для детей с особыми образовательными потребностями: Выпускная квалификационная работа студентки 5 курса заочной формы обучения по специальности 44.03.01 Педагогическое образование профиль Математика / Ю. А. Алиева; Тюменский государственный университет; Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева; науч. рук. В. Г. Ярков; Тобольск, 2019: 48 с.
В. А. Гусев. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В. А. Гусев. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 456 с.: ил.
Васильева Елена Вениаминовна, Селиверстова Людмила Вячеславовна Развитие некоторых личностных и
метапредметных
компетенций среднего общего образования с использованием командных математических игр // БГЖ. 2018.
№1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nekotoryh-lichnostnyh-i-
metapredmetnyh-kompetentsiy-srednego-obschego-obrazovaniya-s-ispolzovaniem-komandnyh.
Вахрушев А.А., Уфимцева Н.В., Устинова Н.Н. Использование игровых технологий в процессе обучения информатике и математике // Наука и перспективы.
2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-informatike-i-matematike.
Воистинова
Гузель
Хамитовна
, Байназарова Милана
Рустемовна
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5,6 КЛАССАХ // E-
Scio
.
2020. №12 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-matematiki-v-5-6-klassah.
Галкин Е. В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами: учебное пособие для учащихся 7—11 классов. / Галкин Е. В. Челябинск: Взгляд, 2005. 272 с.
Библиогр
.: с. 263—268
Голубев, Егор Дмитриевич. Игровые технологии в обучении математики и физике как средство активизации познавательной деятельности обучающихся основной школы: выпускная квалификационная работа студента 5 курса очной формы обучения по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Математика; физика» / Е. Д. Голубев; научный руководитель Н. С.
Буслова
; Тюменский государственный университет, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева. Тобольск, 2021.
Гринько, Анастасия Сергеевна. Применение игровых технологий при обучении математике в основной школе: выпускная квалификационная работа студентки 5 курса очной формы обучения по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): математика, информатика / А. С. Гринько; науч. рук. Н. С.
Буслова
;
Тюм
. гос. ун-т, Тобол.
пед
. ин-т им. Д.И. Менделеева. Тобольск, 2018. 55 с.
Казакова, Ирина Николаевна. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики средствами игровых технологий: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) студента 5 курса заочной формы обучения по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование» / И. Н. Казакова; научный руководитель М. В. Шустова; Тюменский государственный университет;
Ишимский
педагогический институт им. П.П. Ершова. Ишим, 2019.
Колясникова
А.В., Шульгина Т.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки.
2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-deyatelnostnogo-podhoda-s-pomoschyu-nastolnyh-igr-v-protsesse-obucheniya-shkolnikov.
Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко. Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко; под ред. Л. О. Рословой. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 264 с.: ил.
Леменева
, Ирина Юрьевна. Технология разработки математических игр обучающего характера для учащихся основной школы: выпускная квалификационная работа бакалавра 5 курса очной формы обучения по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Математика; физика» / И. Ю.
Леменева
; научный руководитель Т. С. Мамонтова; Тюменский государственный университет;
Ишимский
педагогический институт им. П.П. Ершова. Ишим, 2021. 108 с.
Логачев
Алексей Евгеньевич Математическая игра как форма внеклассной работы по математике // Концепт.
2014. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskaya-igra-kak-forma-vneklassnoy-raboty-po-matematike.
М. К. Потапов, А. В.
Шевкин
. Математика. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей
общеобразоват
. учреждений / М. К. Потапов, А. В.
Шевкин
. Москва: Просвещение, 2012. 147 с.: ил. (МГУ — школе.)
Мишакова
, Мария Ивановна. Обучение учащихся 5-6 классов приемам математического моделирования на примере текстовых задач с практической направленностью: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) студента 5 курса очной формы обучения по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Математика; информатика» / М. И.
Мишакова
; научный руководитель Т. С. Мамонтова; Тюменский государственный университет;
Ишимский
педагогический институт им. П.П. Ершова. Ишим, 2022.
Н. Я.
Виленкин
. Математика: 5—6-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по математике / Н. Я.
Виленкина
, В. И. Жохова, А. С.
Чеснокова
и др. 2-е изд., стер. Москва: Просвещение, 2023. 64 с.
Н. Я.
Виленкин
. Математика: 6-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях / Н. Я.
Виленкин
, В. И. Жохов, А. С. Чесноков [и др.]. - З-е изд.,
перераб
. Москва: Просвещение, 2023.
Потеха Виктория Валерьевна Реализация
деятельностного
подхода при личностно-ориентированном изучении основных понятий темы "Положительные и отрицательные числа" // Вестник науки и образования.
2019. №1-1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-deyatelnostnogo-podhoda-pri-lichnostno-orientirovannom-izuchenii-osnovnyh-ponyatiy-temy-polozhitelnye-i-otritsatelnye.
С. М. Никольский. Математика. 6 класс: учеб. для
общеобразоват
. Организаций / М34 [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В.
Шевкин
] 14-е изд. Москва: Просвещение, 2015. - 256 с.: ил.
Сластенин
В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А.
Сластенин
, И. Ф. Исаев, Е. Н.
Шиянов
; Под ред. В.А.
Сластенина
. Москва: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
Т.А. Иванова. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: Учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов / Под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд.,
испр
.
и доп. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 355 с.
Тимербаев
, А. Р. Игровые технологии в обучении математике учащихся основной школы / А. Р.
Тимербаев
, Н. С.
Буслова
. Математическое и информационное моделирование: материалы Всероссийской конференции молодых ученых, (Тюмень, 1-8 июня 2020): [сборник научных трудов].
Вып
. 18 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Тюменский государственный университет; Институт математики и компьютерных наук; ответственный секретарь Ю. В.
Бидуля
. Тюмень, 2020.
Фокина Наталья Борисовна. РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ //
International
journal
of
professional
science
.
2022. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-ispolzovanie-nastolnyh-igr-dlya-povysheniya-effektivnosti-obucheniya.
Фоминых Ю.Ф., Плотникова Е.Г. Педагогика математики / Фоминых Ю.Ф., Плотникова Е.Г. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. 460 с.
Франциска Фогт,
Бернхард
Хаузер
, Рита
Стеблер
, Карин
РехштайНер
,
Криста
Урех
Обучение через игру – педагогика и результаты обучения математике в раннем детстве // СДО. 2019.
№3 (93). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-cherez-igru-pedagogika-i-rezultaty-obucheniya-matematike-v-rannem-detstve.
Чередова
, Алина Алексеевна. Методика введения положительных и отрицательных чисел в школьном курсе математики 5-6 классов: выпускная квалификационная работа студентки 4 курса очной формы обучения по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Математическое образование / А. А.
Чередова
; науч. рук. Д. И. Иванов;
Тюм
. гос. ун-т, Институт математики и компьютерных наук. Тюмень, 2018. 58 с.
Шипилова Светлана Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИКА" // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-predmetu-matematika.
Э. Г.
Гельфман
. Положительные и отрицательные числа в театре Буратино: Учеб. пособие по математике для 6-го
кл
. / [Э. Г.
Гельфман
и др.]. - 3-е изд.,
испр
. Томск: Издательство Том. ун-та, 1996. - 344 с.: ил.
Э.Г.
Гельфман
. Положительные и отрицательные числа: Учеб. пособие по математике для 6-го
кл
. / Э.Г.
Гельфман
, Ю.Ю.
Вольфенгаут
, С.Я.
Гриншпон
[и др.];
Межвуз
. центр по
пробл
. интеллектуал. развития личности на базе Том. гос.
пед
. ун-та. - 4. изд.,
испр
. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 280, [3] с.: ил.