* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 16pt; color: #365F91;} h2 {font-size: 13pt; color: #365F91;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .Заголовок 1 Знак {font-size: 16pt; color: #365F91;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #365F91;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

«Постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как обязательный элемент в подготовке к дальнейшему самостоятельному проживанию»

Н.В. Латышева,

специалист по работе с семьей

отделения психологической помощи гражданам

Условия современной жизни от каждого человека требуют достаточно высокого уровня самостоятельности, которая предполагает владение функциональными умениями, сформированностью волевых качеств, способностью ориентироваться в сложных явлениях современной действительности.

Одной из значимых социальных проблем в современном обществе является проблема сиротства, которая и определяет необходимость системной работы по социализации, а также сопровождению, подготовке к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Молодые люди, покинувшие государственные учреждения, чаще всего затрудняются в выстраивании контактов с миром, не могут задействовать собственные внутренние ресурсы для решения возникающих проблем, с которыми они сталкиваются, вступая во взрослую жизнь: обеспечение жильем, получение образования, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с окружающим социумом и другие. И не всегда вхождение в самостоятельную жизнь проходит успешно. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни, а иногда отсутствует и понимание социальных взаимоотношений между людьми, что ведет к негативным последствиям. В результате чего молодые люди зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми. Вследствие чего могут стать жертвами мошеннических действий, влекущих утрату собственности и прежде всего, жилья.

Недостаточная самостоятельность, зависимость от других людей, доверчивость, приводят порой граждан данной категории в группу социального риска, и они чаще своих сверстников попадают в трудную жизненную ситуацию.

На основании анализа существующих проблем была разработана Программа «Успешное будущее», направленная на адаптацию и социализацию лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению, завершивших пребывание в государственном учреждении или покинувших замещающую семью.

Программа прошла внутреннюю экспертизу в БУ «Урайский комплексный центр социального обслуживания населения» (приказ от 30.08.2022 № 206-п) и утверждена к апробации с августа 2022 года.

Программа рассчитана на взаимодействие с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет признанными нуждающимися в социальном обслуживании.

Специалисты, участвующие в реализации Программы:

- специалист по работе с семьей;

- психолог;

- юрисконсульт.

Цель Программы содействие успешной социальной адаптации, подготовке к самостоятельной жизни, интеграции в общество лиц, подлежащим постинтернатному сопровождению. 

Для реализации данной цели необходимо решение целого комплекса задач, с которыми Вы можете ознакомиться на слайде.

1.Оказание помощи в создании оптимальной среды жизнедеятельности получателям социальных услуг в период постинтернатного сопровождения.

2.Мотивирование граждан данной категории на получение дальнейшего образования, повышение квалификации с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов получателей социальных услуг.

3.Проводение профориентационной работы по формированию у граждан, подлежащих постинтернатному сопровождению, профессиональной траектории.

4.Содействие сохранению молодых семей, поддержка молодых родителей из числа лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.

5. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия с представителями городских учреждений и волонтерских организаций в вопросах постинтернатного сопровождения.

Работа с гражданами целевой группы Программы ведется по следующим направлениям:

- осуществление помощи по формированию навыков ведения домашнего хозяйства, в создании оптимальной среды жизнедеятельности;

- формирование мотивации на получение дальнейшего образования, повышение квалификации;

- оказание помощи в трудоустройстве и адаптации в трудовом коллективе;

- оказание поддержки молодым родителям и содействия в сохранении молодых семей;

- повышение уровня правовой грамотности.

Специалисты отделения психологической помощи гражданам планируют и осуществляют свою работу с учетом выявленной индивидуальной потребности гражданина по тому или иному вышеназванному направлению.

Ежемесячно с целью контроля ситуации в семье по месту проживания получателей социальных услуг осуществлялись социальные патронажи совместно с сотрудниками отдела опеки и попечительства, защиты прав детства Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по г.Ураю. Адресное посещение каждой семьи позволяет точно и своевременно провести работу по выходу граждан из сложившейся трудной жизненной ситуации.

Специалист по работе с семьей осуществляет межведомственное взаимодействие, направленное на оказание помощи целевой группы Программы в период социального обслуживания.

Для оказания помощи и поддержки граждан, а также профессионального разрешения проблемных ситуаций к сотрудничеству привлечены структуры, с которыми построено тесное взаимодействие:

- Бюджетное учреждение профессионального обучения «Урайский политехнический колледж»;

- Расчетно-информационный центр;

- Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайский центр занятости населения»;

- Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайская городская клиническая больница»;

- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования;

- Многофункциональный центр;

- Управление по учету и распределению муниципального жилого фонда администрации г.Урай;

- Отдел по вопросам миграции ОМВД России по г.Ураю.

Каждый специалист отделения психологической помощи гражданам в рамках в своей компетенции взаимодействует с получателями социальных услуг.

Например, специалист по работе с семьей тесно сотрудничает со специалистами Бюджетного учреждения профессионального обучения «Урайский политехнический колледж» по вопросу посещаемости и успеваемости выпускников.

Получатели социальных услуг, студенты успешно осваивают:

- программу подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Повар, кондитер»;

- программу подготовки специалистов по специальностям: «Информационные системы и программирование»; «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»; «Дошкольное образование».

Юрисконсульт ведет планомерную работу по повышению правовой грамотности получателей социальных услуг, проводит консультационную работу с целевой группой Программы, которая обусловлена их потребностями, особенностями социальной ситуации.

Психолог консультирует по вопросам снятия напряжения, разрешения семейных конфликтов конструктивным способом, проводит индивидуальные занятия, направленные на:

- укрепление и сохранение психологического здоровья, повышение психологической грамотности в вопросах ответственности за собственное поведение, ориентированное на здоровый образ жизни;

- освоение способов сохранения психологического здоровья (умение сдерживать агрессивность, умение управлять эмоциями, способы конструктивной коммуникации, умение осуществлять выбор).

В заключении хочется отметить, что у получателей социальных услуг участников Программы наблюдаются следующие положительные результаты:

- готовность к самостоятельной жизни (получатели социальных услуг ведут учёт доходов и расходов, распределяют свой бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы; создают уют в своем жилом помещении);

- умение взаимодействовать в социуме (при посещении государственных учреждений получатели социальных услуг выстраивают диалог с сотрудниками учреждений, правильно формулируют интересующие вопросы, получают на них ответы, умеют слушать собеседника);

- профессиональная и трудовая самореализация:

1) получатели социальных услуг являются студентами Бюджетного учреждения профессионального обучения «Урайский политехнический колледж» регулярно посещают колледж, успешно осваивают образовательные программы, не имеют академических задолженностей и пропусков учебных занятий без уважительной причины;

2) в период получения социальных услуг граждане трудоустраиваются при поддержке специалиста.

Такие результаты достигнуты по реализации Программы специалистами отделения психологической помощи гражданам.