Научно-исследовательская деятельность
как способ формирования научного мировоззрения молодежи
Подготовка научной элиты возможна только путем приобщения школьников к настоящим исследованиям. Это непосредственно связано с формированием мировоззрения индивида, которое является основой принятия всех его решений и определяет выбор жизненной траектории. Что крайне важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования обучающихся безотносительно к сфере их будущей деятельности.
Можно выделить несколько продуктивных методов вовлечения молодого поколения в науку
1. Формирование научно-инновационного мировоззрения в процессе саморазвития.
Знания, полученные в процессе критического осмысления потребленной информации, самостоятельной творческой или научно-образовательной деятельности, а также практической проверки теоретических постулатов, приобретают личностных характер и формируют мировоззрение индивида.
Поэтому необходимо активное вовлечение учащейся молодежи в процессы приращения научного знания путем подготовки статей и участие в конференциях, вовлечение в процесс разработки собственных инновационных идей и проектов, мотивация к самостоятельному изучению различных материалов (в том числе, в качестве выполнения индивидуального задания), систематическое проведение внутренних конференций, круглых столов, дебатов и т.д.).
ГБОУ ЛНР «Петровская школа №22 имени генерал-майора М. М. Шаймуратова» уделяет этому вопросу большое внимание. Вот уже несколько лет у нас проводятся ученические конференции, где заслушиваются доклады учащихся практически по всем направлениям школьного базового образования.
Цель проведения таких мероприятий: пропаганда научных знаний, повышение статуса профильного обучения, преемственность поколений, расширение способов получения и переработки информации, социализация обучающихся, укрепление сотрудничества в формате «учитель-ученик».
2. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством учебного процесса.
Значимую роль в формировании научно-инновационного мышления играет введение в школе специальных курсов, дисциплин. Дополнительные курсы и специальные дисциплины позволят снизить «боязнь» инноваций и нововведений, активизировать интерес к разработке собственных инициатив.
В рамках сотрудничества с ГБУДО ЛНР «Республиканский центр научно-технического творчества» в нашей школе ведёт свою работу секция «Психология» научного объединения «Республиканская малая академия наук».
Ребята знакомятся с базовыми категориями и понятиями психологической науки, основными методологическими и исследовательскими проблемами психологии и путями их решения, с разнообразной проблематикой общей психологии личности и познания, основами научно-исследовательской деятельности.
Свои труды юные исследователи представляют на научно-практических конференциях и конкурсах регионального и всероссийского уровня. В том числе:
- Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Будущие Ломоносовы» (г. Обнинск, декабрь 2022 г.);
- XVI Международный конкурс научных работ (г. Саратов, апрель 2023 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция учащихся (г. Обнинск, май 2023 г.);
- Республиканский конкурс «Конкурс-защита научно-исследовательских работ НО «РМАН» (г. Луганск, 2022-2024 гг.).
При этом, основные задачи, которые стоят перед ними - научиться в процессе обучения пользоваться самостоятельно той способностью ума, которая называется исследовательским инстинктом; вырабатывать на основе материала школьных предметов понимание сложных и малоизученных вопросов, стремление самостоятельно находить эти вопросы-задачи-проблемы и самостоятельно их решать, то есть обязательно произвести новое знание.
При решении научных задач юные исследователи получают весьма ценный опыт коллективного творчества, публичных выступлений и научных дискуссий, повышают свой интеллектуальный уровень в процессе общения и обмена информацией.
3. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством удовлетворения «потребности» в достижениях
Расстановка акцентов на положительных аспектах научно-инновационной деятельности, укоренение в сознании индивида информации о ее созидательном характере, а также возможности получения личностных выгод (достижения личных целей за счет научно-инновационной деятельности) позволят изменять отношение и приоритеты молодежи.
Успешная деятельность в этом направлении основана на организации непрерывного образования, т.е. интеграции образовательных систем в ассоциации учебных заведений типа «школа – вуз», сохраняющих преемственность на всех этапах обучения.
В процессе обучения и профориентационной работы рекомендуется формировать представление о научно-инновационной деятельности как неотъемлемой части профессионального развития личности и в перспективе получения желаемой работы, акцентируя внимание на особенностях двухступенчатой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура). Степень магистра (процесс получения которой в обязательном порядке сопряжен с вовлечением магистранта в научную деятельность) является более престижной, по сравнению со степенью бакалавра.
Так, следующим этапом вовлечения молодежи в науку является участие старшеклассников в научно-практических конференция с международным участием, инициированных ЛНУ им. Владимира Даля в рамках программы «Фандрайзинг-проект, Луганск ‑ Красный Луч 2017-2020», пролонгированной до 2025 года.
Выступая с результатами своих исследований на конференциях различного уровня, участвуя в научных молодежных мероприятиях, юные исследователи имеют возможность реализовать свои способности, испытывают вдохновение и готовность к дальнейшему творческому поиску.
Научно-исследовательская работа не только способствует продуктивной учебе, но и помогает школьникам самоутвердиться и в дальнейшем связать жизнь с наукой.
Накопленный опыт работы по привлечению школьников к научно-исследовательской работе позволяет выделить целый ряд положительных аспектов:
- в результате более тесного общения при выполнении НИР улучшается психологический контакт обучающихся с преподавателями;
- обучающиеся гораздо быстрее адаптируются к вузовской среде;
- достигается более глубокое усвоение изучаемого материала по теме научного исследования.
Весьма действенным стимулом для дальнейшей научной работы оказывается публичное признание творческих успехов в форме вручения дипломов, сертификатов, грамот, издания печатных трудов. К тому же, успешное выступление с докладом о результатах своей работы на различных конкурсах и конференциях часто влечет за собой реальную поддержку призера при его поступлении в высшее учебное заведение.
Представленные механизмы формирования научно-инновационного мировоззрения учащейся молодежи дают положительный результат в совместной работе школы и вуза с целью приращения человеческого капитала, повышения качества образовательного процесса, мотивации молодых специалистов к научно-инновационной деятельности.
Литература:
Лебедева Н.А. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10822 (дата обращения: 18.04.2024).
Тучалаев С.Т. СВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МОРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РЕАЛИЯМИ ЖИЗНИ // Известия ДГПУ. – 2025. - № 3. : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-formirovaniya-nauchnogo-mirovozzreniya-studencheskoy-molodezhi-s-realiyami-zhizni/viewer (дата обращения: 13.04.2024).