Кутырева Анна Игоревна,

5 курс, Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование» и «Дошкольное образование», ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь

79624906559@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками. Отмечается необходимость обучения ребенка слушать, отвечать на вопросы, вступать в диалог, а также пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Ключевые слова: ребенок старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, педагогические условия, эмоциональная сфера, сверстники, общение.

В старшем дошкольном возрасте развитие эмоциональной сферы в процессе общения со сверстниками очень важно, поскольку в этом возрасте необходимо развивать в первую очередь те коммуникативные навыки, которые не формируются под влиянием взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, вступать в разговор и поддерживать его, paзвивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Дети старшего дошкольного возраста способны активно участвовать в беседе, достаточно точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер общения детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. В основе возникновения потребности в общении лежит потребность в новых впечатлениях. Педагог должен способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе его общении со сверстниками. Для этого необходимо выполнение следующих педагогических условий:

развивать умения детей старшего дошкольного возраста общаться со сверстниками и взрослыми;

активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы

детей старшего дошкольного возраста

в режимных моментах;

организовывать и проводить игры с

детьми старшего дошкольного возраста

;

выполнять совместные трудовые занятия (уборка участка, группой комнаты).

Раскроем содержание каждого педагогического условия.

1. Развитие умения детей старшего дошкольного возраста общаться со сверстниками и взрослыми.

Взаимоотношения с другими людьми и их поступки является важнейшим источником эмоций дошкольника, источник формирования произвольной деятельности. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: нежности, радости, сочувствия, гнева и других переживаний [1].

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок и рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, растениям и игрушкам. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Для него очень важны доброжелательные взаимоотношения.

Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова отмечают, что неправильное общение в семье может привести:

к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку.

В

необычной ситу

ации может возникать волнение, а с

т

рах может быть внушен ребенку, н

апример, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет

его

пугать

[

2

]

.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих чувств, настроений и переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Ты гордишься своими успехами? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты очень рассердился, что Саша забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях.

2. Активное использование разнообразных форм и методов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах.

Организация режимных моментов в дошкольной образовательной организации включает набор технологий организации режимных моментов: приема детей, сборов на прогулку, приема пищи, укладывания спать, проведения закаливающих процедур и др. Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка старшего дошкольного возраста, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы (например, при укладывании), предоставление максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.

Каждый день в дошкольной образовательной организации должен максимально отличаться от предыдущего по форме организации занятий, поскольку ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней. В режиме дня предусматривается время для индивидуальных контактов  воспитателя с детьми на основе неформального общения, утро и вечер должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют сами дети.

В режиме дня выделяется время для проведения психотренингов, лечебно-профилактических мероприятий, релаксационных пауз и для самостоятельной деятельности детей [3].

3. Организация и проведение игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, которая эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у дошкольников способы и привычки эмоционального реагирования, а с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний [1].

Внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализировать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.

С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игра с правилами. Руководить игрой необходимо таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались [3].

Ребенок старшего дошкольного возраста получает от успешной игры огромное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все новыми подробностями.

Эмоциональный подъем в игре помогает детям старшего дошкольного возраста преодолевать негативизм по отношению к сверстникам и принимать их как партнеров.

Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В этих случаях ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта.   

Игра с правилами предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей коллективистскую направленность, служит фундаментом для развития подлинных человеческих эмоций. Это особенно важно в связи с тем фактом, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшем в реальную жизнь. Игры с правилами способствуют снятию у ребенка имеющихся трудностей эмоционального развития [4].

Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно участие родителей в этих играх. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с ребенком старшего дошкольного возраста. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения становятся более теплыми и содержательными. Важное значение здесь имеет смена ролей, взятие родителем на себя роли ребенка, а ребенком – роли родителя. Это помогает им лучше понять и принять друг друга.

Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу детей. Развитию эмоциональной компетентности способствуют такие отношения в семье, когда родители внимательны к личной жизни детей, когда ребенка выслушивают и помогают ему разобраться в своих эмоциях и чувствах, когда поощряют и разделяют интересы ребенка и считаются с его мнением. Не способствует ее развитию напряженный эмоциональный фон в семье, недовольство матери, раздражительность, ее нежелание общаться с ребенком. На формирование эмоциональной компетентности влияет развитие таких личностных свойств ребенка, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, ощущение внутреннего благополучия, высокая оценка своей эмпатии. На развитие этих качеств, прежде всего, влияет общая семейная атмосфера, отношения ребенка с родителями [5].

Все выше перечисленное отражено в перспективном планировании процесса организованной образовательной работы подготовительной группы дошкольной образовательной организоции.

4. Выполнение совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты). В процессе такой работы развивается эмоциональное единство группы.

Одна из характерных особенностей детей старшего дошкольного возраста заключается в недостаточном развитии произвольных действий и произвольного поведения. Поэтому в старшем дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к учению повышает эффективность процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (ненависть, любовь, гнев, радость) могут быть положительными, отрицательными или ориентировочными [6].

Как известно, дети старшего дошкольного возраста относятся к жизненным ситуациям оптимистично, им присуще бодрое и жизнерадостное настроение. Их эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств детей связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени с речью.

Таким образом, педагогу необходимо постоянно обращать особое внимание на состояние детей старшего дошкольного возраста и смену их настроения. Можно, например, спросить: было ли у них что-нибудь веселое или смешное; кто сегодня чему-то обрадовался; кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно им помочь – напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла и простили ли дети друг друга. После того как подобные беседы станут привычными, дети старшего дошкольного возраста сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.

Ссылки на источники:

Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. – М. -1995. – 138 с.

Галигузова

Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 2002

.

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: «Новая школа», 2008. – 218

с

.

Козак

 О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 336

с

.

Недоспасова В.А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей. –

М.: Просвещение, 2003. – 94

с

.

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерин СПД, 2001. – 183

с

.