ОГБОУ ?Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Центр подготовки, поддержки и сопровождения выпускников интернатных учреждений и замещающих семей Доклад на семинаре по теме: ?Негативные явления в студенческой среде, их предупреждение и преодоление? Подготовила: Ханова С.В. Проблема совершенствования профилактической работы в области асоциального поведения не перестает быть актуальной и на сегодняшний день. Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социальной и политической нестабильности. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность части населения (и особенно подростков) справляться с жизненными трудностями – вот те предпосылки, которые обеспечивают асоциальным проявлениям в образовательной среде прочные позиции. Профилактика асоциального поведения?– это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на?предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное?обеспечение социальной справедливости,?создание условий?для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений. Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах. Уровнями профилактики асоциального поведения студентов являются: 1.Общесоциальный уровень предусматривает деятельность всех институтов современного общества, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики асоциального поведения, но объективно содействующие её предупреждению или сокращению (например, это повышение образовательного и культурного уровня личности учащегося и его семьи, совершенствование воспитательной работы в образовательном учреждении и т.п.). 2.Специальный уровень состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной. Специальные меры – это меры, направленные на решение определенной задачи, например, профилактики экстремистских проявлений в образовательной среде, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и т.д. 3.Индивидуальный уровень представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных учащихся, поведение которых имеет черты асоциального поведения или склонности к нему. Формирование личности несовершеннолетних происходит в среде с разнообразным содержанием социальных факторов, которые могут оказывать как положительный, так и отрицательный эффект в развитии их духовных и нравственных начал. [1] Приступая к работе со студентами первого курса, нужно ставить перед собой следующие задачи: 1. Изучение личностных особенностей студентов 2.Определение студентов ?группы риска? для дальнейшей индивидуальной работы по профилактике правонарушений и асоциальных явлений. 3.Проведение комплекса воспитательных мероприятий, направленных на формирование коллективизма, ответственного отношения к учебной деятельности. 4.Создание благоприятных условий для реализации творческих способностей, самореализации. 5.Формирование активной гражданской позиции, гармонично развитой личности с разносторонними интересами. 6.Формирование культуры здорового образа жизни. Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, мастер, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.?Необходимо помнить правило ?Трёх ?П? - Понять! Принять! Помочь! ?Понять!? - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др. ?Принять!? - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии ?Что делать??; определение тактики ?Как делать??, т.е. правильно выстроить взаимоотношения преподаватель-студент, родитель-подросток, студент-студент; рефлексия взрослыми своего отношения к несовершеннолетнему, принятие его таким, каким он есть. ?Помочь!? - применение воспитательных воздействий к ?трудному? подростку (имеет результат только при успешной реализации первых двух). - Чтобы определить эффективность воспитательно - профилактической работы в группе, можно выполнить следующий тест: Отвечать ?да? или ?нет? 1.Веду наблюдения за трудновоспитуемыми студентами, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений. 2.Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми. 3.Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день. 4.Совместно с преподавателями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости. 5.Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время. 6.Каждый классный час заслушиваю трудновоспитуемых. При необходимости приглашаю на Совет профилактики. 7.Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах. 8.Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность группы и колледжа, использую общественные поручения. 9.Обучаю студентов методам самовоспитания. 10.Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку. 11.Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых студентов. 12.В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить. 13.Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. 14.Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное. 15.Стараюсь настолько укрепить доверие студентов, чтобы они делились со мной своими неприятностями. 16.Беседу всегда начинаю с дружеского тона. 17.Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают. 18.В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных. 19.Умею смотреть на вещи глазами подростка. 20.Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации. Подведение результатов: От 17 до 20 ?да?.?Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш студент обязательно исправится. От 13 до 16 ?да?.?К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми подростками, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться. Менее 13 ?да?.?Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание учащихся, иначе вас ждет педагогический провал. В своей работе со студентами ?группы риска? я применяю ?методы и приёмы воздействия:?позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирование будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий. Метод позитивного подкрепления?предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка. [2] Метод стимулирования позитивной мотивации?– побуждение подростка к выполнению определенных действий. Метод проектирования будущего?– подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося поведения и без него. Метод убеждения?предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения. Приём оценки негативных последствий?– оцениваются негативные последствия от конкретного вида отклоняющегося поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам. Работа с учащимися асоциального поведения не является по существу "коррекционным" воспитанием, ибо не на исправления поведения направлены педагогические усилия, а на формирование в самом подростке способности к саморегуляции, свободе выбора и личностной ответственности за ход своей жизни. Социальных педагогов и мастеров волнует не так называемое девиантное поведение, его волнует отношения к социально-культурным ценностям, т.е. способность учащегося войти в контакт общечеловеческой культуры и свободно жить в этом общепринятом ценностном мире.
Негативные явления в студенческой среде, их предупреждение и преодоление