НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Лобанова Виктория Владимировна,
директор МБОУ «Школа № 42 города Донецка»,
г. Донецк, ДНР
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена раскрытию некоторых актуальных вопросов, касающихся внедрению в учебно-воспитательный процесс педагогических и управленческих инноваций. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается руководитель в процессе работы, на пути внедрения инноваций.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная организация, инновации, инновационное управление, инновационный потенциал.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике происходят существенные изменения в области образования. Это связано с переходом педагогики к позиции ориентированной на личность. Сопряжены изменения и с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Одна из основных задач современной школы - раскрыть потенциал всех участников учебно-воспитательного процесса, предоставить им возможность раскрывать свои творческие способности. Достижение этой цели невозможно без реализации вариативности образовательных процессов в учебных учреждениях, непрерывно внедряющих как инновационные образовательные технологии, так и модернизирующих управленческую модель.
Современное учебное заведение - результат поступательных изменений, происходящих в системе образования Республики в последние годы. Образование является не только частью социальной жизни общества, но и его аванпостом. Вряд ли какая-либо другая подсистема образования сможет подтвердить факт своего развития в такой же степени и с таким количеством нововведений и экспериментов как современное учебное заведение.
До недавнего времени безусловными ориентирами для обучения было формирование знаний, социальных навыков, обеспечивающих «готовность к жизни», понимаемую как способность личности адаптироваться к социальным обстоятельствам. В современных реалиях становления нового молодого государства образование все больше ориентировано на создание технологий и методов воздействия на личность, обеспечивающих баланс между социальными и индивидуальными потребностями, саморазвитие, самосовершенствование, обеспечение готовности человека к неизбежным изменениям в гражданском обществе.
Современные руководители и педагоги должны свободно ориентироваться в таких понятиях, как «инновационные технологии», «инновации», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, какими могут показаться на первый взгляд.
Решение педагогических задач, связанных с инновационными процессами, сопряжено с анализом имеющихся результатов исследований сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в образовании. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблемы внедрения инноваций отражены в трудах М. М. Поташника, А. В. Чуторского, Н. Б. Пугачева, В. С. Лазарева, В. И. Загвязинского.
На сегодняшний день поиск путей внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс вошел в «мирное русло», став частью имиджа любой уважающей себя образовательной организации, элементом «штатной ситуации».
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель и задачи исследования.
Цель исследования: изучить и охарактеризовать пути и методы внедрения инновационных технологий в современных учреждениях образования.
Исходя из понимания цели, можно сформулировать задачи исследования:
уточнить понятийный аппарат, используемый в управлении инновационными технологиями в учреждениях образования;
и
зучить потенциал лидера в области управления инновационными технологиями;
выявить и обосновать факторы и условия, влияющие на эффективность внедрения инновационных технологий в управление образовательными учреждениями;
р
азработать рекомендации по внедрению инновационных технологий в профессиональных образовательных учреждениях.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике формируется новая образовательная система, направленная на интеграцию в образовательное пространство Российской Федерации. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической практики организации учебного-воспитательного процесса. Предлагается различное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сегодня, как никогда, проповедуется принцип вариативности, который позволяет педагогическому коллективу учебных учреждений выбирать и проектировать педагогический процесс по любой модели, в том числе, и по авторской. В этих условиях педагогический коллектив должен быть ориентирован на широкий спектр современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие того, что уже известно, а использовать весь арсенал передового педагогического опыта.
Сегодня невозможно быть грамотным и прогрессивным педагогом, не изучая весь предложенный спектр инновационных образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут быть успешно внедрены только в образовательных учреждениях, готовых к развитию инновационного потенциала.
Инновационное образовательное учреждение - это образовательное учреждение, деятельность которого основана на оригинальных авторских идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику [1, с. 56]. Работа такого учреждения - это сплетение образования, науки, труда, искусства, эстетики, спорта, включая различные формы общения между обучающимися, педработниками и родителями.
Современные инновационные учреждения образования чаще всего создаются на базе обычных массовых учебных заведений, которые глубоко развивают и реализуют одну или несколько своих функций на оригинальной технологической основе. Можно выделить следующие критерии инновационных образовательных учреждений [2, с. 41]:
• наличие авторских оригинальных идей относительно организации педагогического процесса;
• отличие любого из основных компонентов образовательного процесса (целей, содержания, методов, средств и т. д.) от традиционных компонентов, принятых в традиционных учреждениях;
• осознание и использование в авторской организаторской модели философских, психологических, социально-педагогических научных основ;
• системность и сложность учебного, производственного процесса.
• соответствие целей образовательной организации социальному заказу.
В настоящее время в образовании используется множество инновационных педагогических технологий. Их использование в основном зависит от сложившихся учебных и воспитательных традиций учебного заведения. Однако, наиболее часто используемыми технологиями являются следующие [3, с.145]:
и
нформационно
-
коммуникационные технол
огии,
пред
полагающие
интеграцию различных предметных областей с информатикой, что приводит к информатизации сознания
обучающихся
и их пониманию
процессов информатиза
ции современного
об
щества
.
Благодаря этому
будущих выпускников
школ обучают осваивать новые информационные технологии
для дальнейшего их применения в своей будущей профессиональной деятельности
.
личностно-
ориентированные технологии
,
ставящие
личность ребенка в центр всей о
бразовательной системы и создающие
комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития, реализации его природных возможностей. Личность ребенка в этой технологии - не только предмет, но и приоритет;
и
нформационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса и управление качеством образования школьников. Использование такой инновационной технологии, как информационно-аналитическая методика управления качеством образования, позволяет объективно и беспристрастно отслеживать разв
итие каждого ребенка во времени;
м
ониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого
ученика
путем тестирования и построения
графиков динамики успеваемости;
д
идактические технологии
, в которых
допускается применение
как известны
х и проверенных методик, так и новых
. Это
как
индивидуальная работа с
учебником
,
так и
игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств,
работа в
группа
х и т. д
.
Таким образом, опыт современного образования позволяет использовать самый широкий арсенал инновационных технологий в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся в образовательных учреждениях традиций, профессиональной способности педагогического коллектива воспринимать эти технологии, материально-технической базы учреждения.
Интеграция в образовательное пространство Российской Федерации в направлении модернизации образования указывает на необходимость обеспечения непрерывности процессов обновления и создание системы управления модернизацией как непрерывного долгосрочного процесса инновационного развития. Предусматривается не только решение общих проблем, таких как изменение структуры и содержания общего образования, но и решение конкретных проблем, таких как оценка и исследование навыков ведущих учебных заведений в области управления инновационными технологиями.
На современном этапе модернизации образовательного пространства в Республике научно-методическое обеспечение инновационных процессов и соответствующая экспертиза инновационных образовательных проектов, а также мониторинг качества и эффективности их реализации развиты не в полной мере. Каждый новый виток в обновлении современного образовательного пространства требует новых, более глубоких решений вышеперечисленных проблем и обоснования новых подходов к их решению. Одно из таких направлений – усиление значения руководителя образовательного учреждения как лидера в управлении инновационными процессами.
Современные социальные процессы происходят чрезвычайно быстро, и от лидера требуется постоянное обучение, рефлексивный самоанализ и формирование социальных, личных и инновационных компетенций. Эффективная инновационная деятельность руководителя в образовательной системе - важный фактор, инициирующий динамику внедрения профессиональных образовательных технологий. Она гарантирует принятие нестандартных управленческих решений, определяющих инновационный характер развития учреждения в целом. Кроме того, процессы современного развития определяют динамику и неоднозначность объема, содержания и характера инновационных процессов в образовательных учреждениях, в связи с чем, деятельность руководителя в системе инноваций требует собственного исследования, осмысления и обобщения.
Постоянно меняющееся содержание управленческой деятельности, мобильность организационных структур, обеспечивающих поддержку инновационных процессов в системе образования, требуют от руководителя образовательного учреждения особых инновационных навыков, умений и качеств [4, с.77]. Проблемы современного образования побуждают к поиску новых инструментов управления, способных выявлять не только старые, но и возникающие проблемы, ведущие к поиску новых подходов, форм, средств и методов подготовки нового типа лидера для системы образования.
Актуальной становится задача формирования перспективного директора-менеджера с инновационной управленческой компетенцией. В отличие от закрепленного определения терминов, таких как «компетенция», «инновация», «управленческая компетенция» и других, понятие «руководитель как инновационный менеджер» не определено однозначно.
Уделим больше внимания раскрытию данного понятия.
На основе проведенного теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по управлению образованием, психологии управления, общей педагогике, инновациям и менеджменту к основным характеристикам современного руководителя как инновационного менеджера относятся следующие:
восприимчивость к инновациям или самопознание;
умение видеть элементы нового в относительно
устоявшемся
;
умение предложить принципиально новое решение проблемы;
готовность к руководящей работе
в условиях перемен
;
умение принимать осознанные решения и действия социального менеджмента в учре
ждениях социального образования
[5
.
с.
96].
Инновационно-управленческая компетентность ориентирует руководителя на то, какими в будущем он видит пути инновационных преобразований, но не заканчивается только этим. Управленец находится в состоянии творческого поиска, пытается предложить новые решения, инструменты и технологии развития образовательного учреждения. Поскольку инновационные решения связаны с внутренними свойствами трансформируемого объекта, уровень инновационной и управленческой компетентности руководителя можно в определенной степени оценить по характеру предложенных им изменений, которые напрямую зависят от его инновационного потенциала.
Инновационный потенциал лидера - важный психологический фактор, который является неотъемлемой чертой личности, определяющей его отношение к новаторству. Его составляющие: практичность и креативность мышления, потребность в самореализации и успехе, организаторские способности, уверенность в себе.
Проблема инновационного потенциала руководителя первоначально изучалась в рамках экономических концепций научно-технического прогресса. В последнее время благодаря своей многомерности она вышла за рамки экономической науки и нашла продуктивное применение во многих областях.
Попытки осмысления содержания термина «инновационный потенциал» рассматривались в трудах по психологии (Байер И.В., Семенов И.Н., Чигринова М.В. и др.), педагогике (В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, А.Е. Капто, И.М. Курдюмова, В.П. Лазарев, В.П. Ларина, Е.В. Литвиненко, А.В. Лоренсов, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Г.М. Тюлю и др.).
В последние годы все больше внимания уделяется инновационному потенциалу личности руководителя образовательного учреждения. Анализ зарубежной литературы по проблемам инноваций показал, что понятие «инновационный потенциал личности» впервые встречается в начале 1950-х годов в монографии американского социолога Х. Барнетта «Инновации: основа культурных изменений», опубликованной в 1953 году.
В современных условиях стремительно меняющийся мир требует от руководителя образовательного учреждения дополнительных методов управления. Побеждает тот лидер, который быстро реагирует на нововведения, воспринимает и отражает изменения в образовании и обществе, реализует задуманное. По сути, инновационный потенциал лидера дает возможность эффективно управлять инновационными технологиями в образовательном учреждении. Опыт показывает, что кардинальные реорганизации возможны только в том случае, если руководитель знает, как создать собственную команду единомышленников, тактично и решительно противостоять противникам новаторства.
В настоящее время в образовании наблюдается несоответствие между наличием инновационных возможностей и их реальной реализацией на практике. Некоторые ведущие учебные заведения обладают высоким инновационным потенциалом, но не могут их эффективно использовать. Возникают сложности с выявлением личностных качеств педагогических кадров с высоким и низким инновационным потенциалом, от чего напрямую зависит реализация инновационных программ. Проблема связана с методологической разработкой и отсутствием комплексных исследований, концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала работников и эффективности его использования. По этим же причинам исследование инновационного потенциала руководителя является актуальной задачей.
Рассмотрим термин «инновационный потенциал», определив его комплексные категории.
Термин «потенциал» происходит от латинского слова «потенция», что означает сила, мощь, возможность, способность, существующая в скрытой форме и способная проявиться при определенных условиях. В более широком смысле потенциал - это набор доступных факторов, которые можно использовать и применять для достижения конкретной цели, результата. Кроме того, потенциал может быть явным и скрытым, использованным или неиспользованным [5, с.101].
Принимая во внимание вышесказанное, категорию «инновационный потенциал» можно полностью интерпретировать, как способность системы преобразовывать реальный порядок вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или возникающих потребностей. В то же время, эффективное использование инновационного потенциала позволяет перейти от скрытой возможности к реальности, то есть, от традиционного к новому. В результате, инновационный потенциал - это характеристика способности системы изменяться, улучшаться и двигаться вперед.
Марина Васильевна Чигринова, изучавшая инновационный потенциал эффективного и неэффективного лидера с помощью метода репертуарной сетки Келли, пришла к выводу, что одной из составляющих инновационного потенциала является когнитивная сфера личности, в частности, система человеческого потенциала. Было выявлено, что инновационный потенциал высок, если в индивидуальном представлении о личности зафиксировано следующее: представление человека о своей роли во взаимодействии с миром как активное в инновационной деятельности; всестороннее понимание творческого подхода к профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность; идеи творческого, активного отношения к действительности.
Один из исследователей инновационных процессов Борис Валентинович Яковенко, вводит новое понятие «оперативный инновационный энергетический потенциал человека», объединяя интенсивность инновационного восприятия человека в зависимости от возраста.
Вышеупомянутые исследования не раскрывают всей природы инновационного потенциала человека, а учитывают только некоторые из его компонентов.
Инновационно-управленческая компетентность - это личная готовность руководителя управлять инновационными процессами в образовательном учреждении. Под готовностью лидера мы понимаем индивидуальную психологическую направленность, автономность, мобилизацию способностей к инновационной деятельности, эффективных действий.
В чем же заключается первостепенная задача руководителя по планированию внедрения инновационных процессов? В первую очередь – это определение векторов изменений, связанных с государственными инициативами в области образования (принятием новых образовательных стандартов, проведением ГИА и внедрением ЕГЭ, освоением профильного обучения, необходимостью качественного определения выпускника и необходимостью повышения конкурентноспособности образовательного учреждения). Далее стоит обратить внимание на перемены внутри учреждения образования, ориентируясь на вариативность содержания образования, разнообразие образовательных запросов родителей и обучающихся, появление новых задач развития образовательной организации, требующих гибкого, быстрого реагирования и обновления управляющей системы.
Важным звеном во внедрении инновационных мероприятий является своевременное и качественное повышение квалификации руководителей образовательных учреждений. В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью управления инновационными процессами и недостаточной подготовкой руководителей учебных учреждений, поскольку они не имеют достаточного уровня подготовки для управления инновационными процессами.
Подготовка руководителей к управлению инновациями - задача учреждений дополнительного образования. Однако система повышения квалификации в настоящее время ориентирована на подготовку отдельных директоров к управлению инновационной деятельностью. Возникло несоответствие между необходимостью обучать каждого руководителя и отсутствием соответствующих программ в системе повышения квалификации.
Подводя итоги, можно сказать, что важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса в любом учреждении образования является поэтапное внедрение инноваций. И флагманом инновационных процессов должен, бесспорно, выступать руководитель образовательной организации. Для периода потрясений, который мы сейчас переживаем, перемены – это норма. Они сопряжены с потерями и риском, требуют огромного труда, но, если образовательная организация не ставит себе целью смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды существенных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливает тенденции изменений и мгновенно приспосабливается к ним, используя себе во благо все открывающиеся возможности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьева, С.Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях / С.Г. Григорьева // Модернизация образования. – 2010. – №11. – 129 с.
Джабатырова Б. К. Инновационный образовательный процесс как основа педагогической интеграции [Электронный ресурс] / Б.К.
Джабатырова
, М.Ш.
Даурова
// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-obrazovatelnyy-protsess-kak-osnovapedagogicheskoy-integratsii (дата обращения: 21.11.2016).
Дерновский
, И. Инновационные педагогические технологии: учеб
.
п
особие / И.
Дерновский
. — К.:
Академвидав
, 2004. — 352 c.
Баранчеев
, В.П. Управление инновациями: учебник / В.П.
Баранчеев
В.П., Н.П. Масленников, В.М. Мишин. – М.: Высшее образование,
Юрайт
–
Издат
, 2009. – 711 с.
Воронов, Н.А. Исследование терминологически-квалификационного аспекта инновационной деятельности / Н.А. Воронов // Вестник ННГУ – 2005.-Выпуск 1 (7). – 295 с.