Некоторые проблемы правового регулирования видов государственной службы в Российской Федерации
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Отмечается, что основной целью совершенствования института государственной службы выступает повышение доверия населения к государственному аппарату власти, что обуславливается улучшением методов противодействия коррупции, развитием духовно-нравственных качеств и стимулированием профессиональной деятельности государственных служащих, а также повышением их компетентности и профессионализма. По мнению автора, государственная служба в России нуждается в постоянном совершенствовании. В связи с этим актуальной задачей является разработка теоретических положений и подготовка практических рекомендаций для их внедрения на уровне предложений в законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ в сфере государственной службы. Кроме того, ввиду незавершенности процесса формирования единого федерального органа управления государственной службы видна необходимость в создании самостоятельных органов управления видами государственной службы России.
Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, проблемы института государственной службы.
Исследование правового регулирования государственной гражданской службы в РФ способствует заложению теоретической основы в построении единой системы управления государственной гражданской службы и возможности ее практической реализации посредством разработки комплекса федеральных программ по реформированию данного института.
Современные исследования концепции государственной службы находятся под большим влиянием приемов и методов исследований, присущих административному праву. Государственная служба выступает административно-правовым механизмом государственного управления и призвана обеспечить функционирование органов государственного управления, жизнедеятельность человека и общества в целом.
Развитая и хорошо организованная государственная служба - неотъемлемый атрибут правового демократического государства, стоящего на высокой ступени развития.
Понятие «государственная служба» получило свое отражение в административном законодательстве: в Конституции РФ, базовых федеральных законах, ряде Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов) субъектов РФ, регулирующих вопросы государственной службы. Необходимо отметить, что административное законодательство регулирует основы устройства государственной службы, в частности основы управления государственной службой [1]. При этом в системе источников административного права отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий весь комплекс основных вопросов государственной службы.
Понятие государственной проблемами службы закреплено в ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ, в соответствии с которой государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, а также лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ [2].
В науке высказываются различные позиции относительно содержания института гражданской службы и гражданского служащего. Так, например, В. Л. Романов рассматривает гражданского служащего в качестве активного участника реализации государственной функции, а государственные институты как элементы государственной службы. По мнению В. Л. Романова, подобное толкование позволит урегулировать многие проблемы, в т. ч. способствует обеспечению действенности государственного права [3, c.356].
Таким образом, с научной точки зрения видна необходимость в совершенствовании понятийного аппарата, раскрывающего содержание понятия института государственной службы в целях предотвращения его неверного толкования [4, c. 74].
Основной целью совершенствования института государственной службы, на наш взгляд, выступает повышение доверия населения к государственному аппарату власти, что обуславливается улучшением методов противодействия коррупции, развитием духовно-нравственных качеств и стимулированием профессиональной деятельности государственных служащих, а также повышением их компетентности и профессионализма.
Кроме того, актуальным остается вопрос совершенствования правового регулирования труда государственных служащих, в т. ч. и в целях предотвращения дефицита квалифицированных кадров. Основной причиной кадрового дефицита выступает то обстоятельство, что положения Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗустанавливаютформальное требование к кандидату на должность государственного служащего - наличие высшего профессионального образования для замещения должностей государственной службы без указания специализации [5].
Методико-процедурные требования, предъявляемые к компетенции лиц, замещающих должности государственной службы, также имеют универсальный характер.
Таким образом, государственная служба в РФ нуждается в постоянном совершенствовании. В связи с этим актуальной задачей является разработка теоретических положений и подготовка практических рекомендаций для их внедрения на уровне предложений в законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ в сфере государственной службы. Кроме того, ввиду незавершенности процесса формирования единого федерального органа управления государственной службы видна необходимость в создании самостоятельных органов управления видами государственной службы РФ.
Список литературы
Иваненко И. Н.,
Чермит
Р. Р.,
Ачмиз
А. Ю. О системе государственной службы Российской Федераци
и
//
Политематич
еский сетевой электронный науч
ный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №
128. С.
602–614.
О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 №
58-ФЗ
//
Российская газета. №
1
04. 31.05.2003.
Романов
В.
Л.
Время
качественного
скачка
//
Вестник
Российской
Акаде
мии наук.
1999.Т
. 69. №
4.С.356
–357.
Иваненко И. Н., Чуева А. С.,
Ачмиз
А
. Ю. О некоторых проблемах пра
вового регулирования государственной службы в
Российской Федерации
//
Власть Закона. 2016. № 1 (25). С. 73–80.
Очаковский
В. А., Иваненко И. Н., Корот
ченко А. С. Установление эффек
тивного контракта для государственных служащих
//
Политематический сетевой электронный
научный
журнал
Кубанского
госуда
рственного
аграрного
университе
та. 2016. № 116. С. 527–539.