Я считаю, что нетрадиционные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Ученик имеет очень маленький опыт освоения образного языка искусства, его необходимо научить умению наблюдать, выражать свои мысли и чувства через изображение, пользоваться различными технологиями изобразительных средств, найти себя в «материале»: по своей природе кто-то «график», кто-то «живописец», кто-то «скульптор» или «дизайнер». Дети восприимчивы к художественной форме, подражанию в различных его проявлениях (это не плохо, это естественный способ познания окружающего мира). На своих уроках стараюсь формировать в сознании учащихся представление о разнообразии средств изображения, выражения своего замысла, которые всякий художник открывает для себя сам. Поэтому очень важно для учителя правильно организовать процессы сознания и общения как главные виды педагогического творчества на занятиях по изобразительному искусству. Многообразие форм работы на уроке поможет решить поставленные задачи.
Нетрадиционные формы организации и проведения уроков изобразительного искусства – эффективное средство повышения интереса учащихся к изучаемому предмету. Существует множество видов и форм нетрадиционных уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-презентация, урок-викторина, урок-представление, урок-игра, и так далее. С каким удовольствием ученики проводят урок на экскурсии в парке.
Так после осенней экскурсии в природу мы проводим урок-конкурс на лучшую композицию из природных материалов (листьев, мха, семян, веточек, коры). Названия своим работам ребята давали сами. Вот что могут узнать ребята на уроке - экскурсии.
Цель экскурсии: развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза, изучение фрагментов природы. Сообщаю тему урока-экскурсии. Задаю вопросы: Нравится ли вам листопад?
Любите ли вы собирать осенние листья? Посмотрите на листочки. Они красивые, многоцветные.
Часто люди смотрят, но не умеют видеть в обычном особенное. Сегодня мы научимся вглядываться!
Посмотрите, как красив ковер из листьев у нас под ногами! Капли росы или дождя на листьях как драгоценности! Давайте попробуем разглядеть кого-нибудь в узорах коры деревьев.
Рассмотрим листья. Полюбуемся их колоритом и подберем среди красок художника похожую цветовую гамму. Какими красками художник мог бы нарисовать каждый листочек?
Найдите кленовый листочек. Опишите его колорит и найдите такое же цветосочетание (желто-оранжево-красный). Найдите листочек желто-оранжево-зеленый. Покажите это цветосочетание.
Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Желтый.)А почему осень в период листопада называют золотой? Как ты думаешь, что значит: учиться видеть?
Рассмотрим? какими разными бывают листья. У каждого листа своя форма. Каждый лист похож на целое дерево со своими ветками, стволом и кроной.
Изобразим сказочный лес из деревьев, похожих на листья разной формы. Любят ученики и уроки-конкурсы. Делает занятия интереснее использование сказочных повествований, игровых ситуаций, ролевых игр, игр-импровизаций, элементов пантомимы; метод погружения ребёнка в ситуацию зрителя, слушателя или собеседника. Сам программный материал даёт огромный простор для творчества, интеграции различных учебных предметов (истории, литературы, музыки, технологии).Разобраться в многообразии форм и сделать верный выбор помогут некоторые общие рекомендации:
- необходимо определить место данного урока в системе курса (объяснение нового материала, закрепление, обобщение, повторение);
- форма урока должна соответствовать поставленным целям и задачам, основному виду деятельности (рисование с натуры, тематическое или декоративное рисование);
- каждый урок должен быть законченным, цельным;
- урок должен иметь выраженную структуру (должны прослеживаться все этапы).
Можно творчески моделировать не только структуру урока и тематику. Например, «Рисование с натуры натюрморта» может раскрываться в различных аспектах: «Красота простых вещей», «О чём рассказала посуда?», «Мир людей и мир вещей», «Отправляемся на поиски гармонии».
Некоторые интересные формы уроков изобразительного искусства:
I.Тематическое рисование.
- Презентация (возможна интеграция с уроком информатики). Представление раскрытия темы в различных видах искусства: живопись, графика, скульптура, музыка, литература.
- Театрализация (динамическое действие помогает лучше прочувствовать тему, образы, персонажи, даёт эмоциональный настрой).
II. Декоративное рисование.
- Мастер-класс (возможно пригласить мастера, работающего в каком-либо виде декоративно-прикладного искусства) даёт возможность почувствовать атмосферу творчества, сопричастности к миру искусства, ближе познакомиться с основами народного творчества.
- Сказка (раскрывает близость различных видов и жанров народного искусства, создаёт эмоциональный фон).
- Фольклорный праздник (ознакомление с центрами народного искусства; раскрытие древних корней народного творчества, символики, образного языка искусства).
III. Беседы об искусстве.
- Дискуссионный клуб (даёт возможность учащимся сформировать собственную точку зрения на произведения искусства, способствует развитию художественного вкуса, коммуникативных способностей, формирует умение вести диалог).
- Заочное путешествие (развивает воображение, расширяет кругозор).
- Диспут.
- Семинар.
(Последние две формы рациональнее использовать на уроках в 7 классе).
IV.Урок-обобщение по теме.
- Викторина.
- Аукцион (закрепление материала происходит в игровой форме; аукцион можно проводить фронтально, можно разбить класс на команды; учащиеся сами назначают «цену» вопроса или задания, определяя его сложность).
- Защита творческих проектов (развивает творческие способности, формирует навыки самостоятельной работы, умения добывать и обрабатывать информацию).
- Уроки – познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
- Уроки – конкурсы, конкурсы эрудитов: на уроках ведётся опрос в игровой соревновательной форме. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки.
- Уроки – тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трёх – пяти предложенных вариантов.
- Уроки – знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, аппликация, витраж позволяет учащимся чувствовать материал, создавать своё, проявляя фантазию.
- Урок – игра – это подведение итогов, полученных по определённой теме.
- применение компьютера на уроке изобразительного искусства создаёт эмоциональный настрой и положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Я вкратце рассмотрела лишь некоторые нетрадиционные формы уроков изобразительного искусства. В заключении хочется сказать, что «нетрадиционным» и интересным может стать любой урок, если подойти к его подготовке творчески.
Обычный урок – это хорошо, как проверенный временем залог нормального познания жизни. Именно на уроке идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества.
Урок, оставаясь основной формой учебного процесса в школе, в новых условиях стал “тесен” для некоторых видов практической деятельности учащихся. В своей работе с некоторых пор я стала испытывать потребность в создании оптимальных условий обучающимся для реализации их учебного потенциала, стремления помогать друг другу, возникла необходимость избегать перегрузок учащихся.
Работаю я в общеобразовательных классах, состав которых очень неоднороден: есть очень способные ученики, которые “все схватывают на лету”, ученики – “почемучки”, ученики, “плывущие по течению”, есть очень сложные ученики. И очень мало таких ребят, которым математика нравится изначально.
Одной из форм повышения интереса к предмету и развития способностей учащихся является проведение нестандартных уроков, которые помогают систематически воспитывать интерес учащихся к математике. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционные: подготовку и проведение урока; структуру урока; взаимоотношение и распределение ролей, обязанности между учителем и учениками; подбор и критерии оценки учебных материалов; методику оценки деятельности учащихся.
При планировании нестандартных уроков я ставлю следующие целевые ориентации:
Дидактические
Расширение кругозора,
Познавательная деятельность,
Применение ЗУН в практической деятельности,
Развитие
общеучебных
умений и навыков.
Воспитывающие
Формирование определенных подходов, позиций и мировоззренческих установок.
Развивающие
Развитие внимания, воображения, фантазии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять; развитие мотивации учебной деятельности.
В 5–м классе уже на первых уроках я стараюсь показать не только красоту математики, но и ее занимательность.
Классификация нестандартных уроков:
1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции
2. Уроки с использованием игровых ситуаций
3. Уроки творчества
4. Традиционные уроки с новыми аспектами
5. Уроки с измененными способами организации
6. Уроки опирающиеся на фантазию
Творческие принципы нестандартных уроков.
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального типа урока.
4. Поддержка альтернативности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. “Скрытая” дифференциация учащихся по ученым возможностям, интересам, способностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
Выводы:
1. Использование нестандартных форм обучения дает наибольший эффект в тех классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.
2. Нестандартные уроки вызывают:
заинтересованное отношение к учебе;
развитие способностей каждого ученика;
умение выражать собственные мысли и принимать решение;
помогают выявлять одаренных детей
3. В течении 4 лет использования нестандартных форм обучения повысилось:
качество обучения;
количество победителей олимпиад и конкурсов проектов;
разработаны нестандартные уроки для 5 и 6 классов;
Введение ФГОС в образовательный процесс позволило по-другому посмотреть на возможность организации обучения школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» играет огромную роль в становлении личности ученика, так как способствует развитию эстетического вкуса и художественного мышления, способствует его личностному развитию. На сегодняшний день явно видно противоречие между отношением к урокам изобразительного искусства как к второстепенному предмету и в тоже время с высоким требованием государства к современной развитой творческой личности.
Считаю необходимым для решения данной проблемы создание условий, которые окажут положительное влияние на развитие художественного творчества детей. Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, к творческому практическому заданию – это необходимое условие проявления художественного творчества.
На уроках ИЗО при выполнении практических творческих работ происходит формирование навыков самостоятельной деятельности, формирование способности чувствовать и воспринимать изобразительное искусство во всем многообразии жанров и видов. У детей развивается умение познавать мир через образы и формы. При этом учащийся анализирует и сравнивает. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать для достижения своих творческих замыслов композицию, цвет, линию, объем, фактуру.
Применение различных форм, приёмов и методов системно –
деятельностного
подхода в обучении позволяет мне более эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Например, через уроки с применением ИКТ удается пробудить
познавательный интерес к предмету.
Использование ИКТ таит в себе массу преимуществ, делает процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе урока хорошо сочетается с развивающим, проблемным и дифференцированным обучением. В современных условиях ИКТ являются мощным средством обучения, и их применение на уроке служит серьезным подспорьем для меня в повышении качества образования и эффективности обучения.
Использование ИКТ имеет огромные преимущества. Во-первых, позволяет задавать темп изучения материала, во-вторых адаптировать учебные зада
ния к возможностям учеников.
В связи с этим возникла необходимость в создании презентаций, выполненных при помощи
Microsoft
Power
Point
. Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленные на слайде стали достигать поставленной на уроке цели. Презентация помогает мне объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Во время урока на этапе изучения нового материала приходится бесконечно рисовать на доске множество эскизов, объяснять и показывать типичные ошибки. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Благодаря презентации, ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Они учатся рассматривать, анализировать, высказывать своё мнение и отношение к художественным произведениям. Такие просмотры с комментариями производят на учащихся большое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.
После изучения теоретической части следует учебное задание и практическая работа учащихся. При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. ИКТ используются как еще один
деятельностный
приём, способствующий достижению целей урока.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Эта работа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты, необходимый запас жизненных впечатлений и зрительных образов.
Считаю, что изобразительное искусство – достаточно сложный предмет, который содержит в себе знания о цвете, композиции, пропорциях, перспективе. Поэтому, приходится постоянно искать приёмы, формы и методы работы, которые сделают процесс обучения более интересным и результативным. Выстраивая свои уроки с использованием различных форм, приёмов и методов системно-
деятельностного
подхода, стараюсь научить своих учеников продуктивно трудиться, проявлять самостоятельность и творческую инициативу. Данный метод основан на методе рефлексивной самоорганизации, учащиеся получают возможность вырабатывать умение учиться, системно овладевать всем комплексом УУД и учебной деятельностью.
Особое внимание хочу уделить современным методам.
Метод проектов
.
Данный метод развивает познавательные УУД учащихся, умение самостоятельно мыслить, развивает творческую инициативу, умение решать проблемы, ориентироваться в ЦОР, развивает умения делать прогноз и оценивать результаты своей творческой работы. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную и групповую формы работы учащихся.
Исследовательский метод
Исследовательская деятельность формирует умение применять в творческой работе самостоятельность, развивает наблюдательность, воображение, умение нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Метод проблемного обучения
Метод проблемного обучения позволяет приобретение учащимися новых знаний; формирование прочности знаний; формирование познавательных и творческих способностей. Проблемный метод основан на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность. На своих уроках часто использую следующие проблемные ситуации: ситуация неожиданности, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания.
Методы стимулирования учебной деятельности
Методы стимулирует возникновение положительных эмоций по отношению к творческой работе, к содержанию учебных занятий, к формам осуществления учебной задачи. Используется приём удивления, игровые моменты, создание мотивационных ситуаций успеха. Игра развивает познавательный интерес к предмету и активизирует творческую деятельность учащихся, помогает детям развивать речь, формирует коммуникативные УУД, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и скорость реакции, преодолевает пассивность. Ситуации успеха поощряют промежуточные действия учащегося путем похвалы и подбадривания его на новую деятельность.
Использование системно –
деятельностного
подхода на уроках изобразительного искусства формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, развивает умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
В традиционной, проектной или исследовательской работе дети применяют использование нестандартных техник и приёмов рисования. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения.
Неоценимое значение при системно –
деятельностном
подходе имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, роспись,
кляксография
, торцевание, выдувание, рисование ватными палочками, ладошками, пальцами. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. На уроках происходит освоение детьми различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши цветные и акварельные, пластилин, картон, мелки восковые и масляные, бумага разного цвета и качества, разной структуры и фактуры и т. д.). Овладение различными материалами, приёмами работы с ними позволяет детям подходить более творчески в их использовании при отражении в творческих работах своих впечатлений.
Творческая деятельность вселяет уверенность в каждом ученике в том, что он может фантазировать. Одним из способов развития творческих способностей и фантазии является выполнение ряда необычных проблемно-исследовательских заданий, которые развивают воображение, умение отойти от шаблона и работать по собственному замыслу: сказочные птицы; сказочный дом; необычная игрушка; выполнение орнаментов на разные темы; чудо-зверь; фантазийное царство; образ солнца; образ дерева; портрет, составленный из изображений овощей, фруктов; образы животных из геометрических фигур и многое другое.
Одним из главных условий развития творческих способностей, учащихся является применение системно –
деятельностного
подхода в обучении. Творческие способности не могут быть одинаковыми у всех ребят в силу их особенностей, поэтому необходимо дать каждому школьнику возможность проявить себя и испытать радость от своей
творческой деятельности. Необходимо организовывать творческую практическую деятельность так, чтобы все учащиеся, в особенности дети, испытывающие затруднения, проявили желание учиться и стремление не отставать от других учеников, научились работать самостоятельно и с увлечением.
Школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом на уроках искусства. Каждый день ребёнок в среднем 60-70% своего времени пребывает в школе, где центральное место занимает урок. Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. На уроках изобразительного искусства я использую различные формы и методы работы по развитию наблюдательности и развитию умения «читать» художественные произведения. Основной из форм являются занятия, цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения обучающихся. Научится воспроизводить увиденное и услышанное из наблюдения. Для развития наблюдательности использую следующие методы:
-наблюдение явлений, передающих общее содержание произведения;
-беседу о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;
-рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;
-рисование только на основе восприятия литературного или музыкального произведения;
-рисование с натуры картин, описанных в произведении.
На уроках и внеурочных занятиях обращаю внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности. Наиболее часто используемые
формы работы на уроках ИЗО:
-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка, ...);
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);
-использование ИТК;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации...);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные...);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий…);
-использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);
-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);
-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);
-
деятельностный
подход в обучении.
В школьной практике большой популярностью пользуется коллективная деятельность не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у обучающихся. Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании обучающихся, является средством активизации развития их творческого потенциала,
формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.
В 5 классе- народный костюм, убранство русской избы, украшение прялки и колыбельки.
В 6-7 классах- работают в группах или в парах, создавая архитектуру будущего в технике аппликации и бумажной пластики и другими материалами. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа отвечает за определённую операцию для достижения общей цели. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе осуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы. Это творчески –поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми". Эффективность данного направления заключается в формировании адекватной самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе в рамках знакомых приемов рисования. Очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами. Поэтому использую следующие формы нестандартных уроков: урок-экскурсия, урок-викторина, урок творчества, урок-конкурс, урок-импровизация, урок-эксперимент, урок-выставка и другие. Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая работа. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела. А это значит, что воспитательная цель урока достигнута. Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, так как от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России.